Деньги, кадры и выбор стратегии - Внутренняя политика Украины – аналитика, статьи, эксклюзивы - zn.ua

Деньги, кадры и выбор стратегии

10 июля, 2017, 10:13 Распечатать

"Украинский институт", о необходимости которого так долго говорили, наконец создан.  Но вот сможет ли "Украинский институт" справиться с возложенной на него миссией?

© Василий Артюшенко, ZN.UA

"Украинский институт", о необходимости которого так долго говорили, наконец создан. 

Решение об этом принял Кабинет министров в конце июня, цель — презентация Украины за рубежом и продвижение ее имиджа в мире, содействие международным обменам и поддержке украинского языка и культуры, популяризация туристических возможностей нашей страны и реклама ее экономического потенциала. 

Но вот сможет ли "Украинский институт" справиться с возложенной на него миссией? Это зависит от множества факторов. Ранее власть уже не раз пыталась реализовать эту цель. Получавшиеся в итоге проекты либо не справлялись с поставленными задачами, либо становились еще одним примером коррупции. Да и в этот раз никто не может гарантировать, что все произойдет иначе.

Хотя распоряжение уже опубликовано, тем не менее, преждевременно говорить, что Институт уже появился. Своим решением правительство только дало "добро" на реализацию инициативы Министерства иностранных дел. Именно МИД будет курировать "Украинский институт" и финансировать его деятельность из средств, предусмотренных в госбюджете для внешнеполитического ведомства. Также предполагается, что дополнительным финансовым источником может стать донорская помощь благодетелей.

Инициаторы создания "Украинского института" надеются, что до конца года он не только пройдет организационный этап становления (будет утвержден его устав, на конкурсной основе отобрано руководство, заключены контракты с сотрудниками Института), но и проведет первые мероприятия. В нынешнем году планируют создать четыре зарубежных представительства — в Варшаве, Берлине, Париже, Риме. В следующем — открыть офисы еще в Нью-Йорке и, возможно, Пекине. 

Ожидается, что, будучи автономным государственным учреждением, работающим вне стен посольств, но под патронатом внешнеполитического ведомства, Институт станет эффективным средством презентации Украины в мире. Решающими в успехе или неудаче "Украинского института" будут деньги, кадры, нормативная база, выбор стратегии и тактики. И, конечно же, независимость деятельности учреждения от политической конъюнктуры. Эти факторы во многом определят, станет ли данный проект столь же успешным как Гете-институт, Французский институт, Британский Совет, Польский институт, Институт Сервантеса, по образу и подобию которых он замышлялся, или повторит судьбу украинских культурно-информационных центров (КИЦ).

Украина имеет в составе наших посольств 17 действующих культурно-информационных центров. Его сотрудниками являются дипломаты, отвечающие за вопросы культуры в украинских дипломатических представительствах. В рамках средств, выделяемых государством, и с финансовой помощью спонсоров они организовывают различные информационные и культурологические мероприятия — выставки, концерты, фестивали, презентации. Один из самых известных культурно-информационных центров — при посольстве Украины во Франции, в числе сотрудников которого — писательница, певица и дипломат Ирена Карпа. 

Украинские дипломаты признают: за очень редким исключением КИЦ — малоэффективны. Причины этого — хроническое недофинансирование и отсутствие компетентных специалистов. К тому же, хотя в числе задач, ставящихся перед КИЦ, значатся информирование мира об исторических и культурных достижениях Украины, а также экономических, научных и туристических возможностях нашей страны, культурно-информационные центры в основном концентрируются на репрезентации украинской культуры за рубежом. 

Что же касается работы с теми, кто формирует общественное мнение — журналистами, экспертами, аналитиками, учеными, политиками, то сегодня это в основном сфера деятельности сотрудников политических и экономических отделов посольств, реализующих, в том числе, и ряд проектов по формированию имиджа Украины за рубежом. Однако дипломат в работе связан финансовыми средствами и ограничен бюрократическими рамками ведомства, действующего на основе ряда нормативных актов.

Поэтому, с целью повышения эффективности работы чиновников, занятых в сфере публичной и культурной дипломатии, и внесли изменения в нормативную базу, расширяя их полномочия. Так, 22 марта появилась "Библия" публичной дипломатии — постановление Кабмина "Об утверждении порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете для финансовой поддержки обеспечения международного позитивного имиджа Украины и осуществления мероприятий по поддержке связей с украинцами, проживающих за пределами Украины", №165.

Предполагается, что "Украинский институт" станет "смычкой" между чиновниками и специалистами в сфере публичных отношений и культуры. Идея авторов проекта заключается в том, чтобы имиджевые и культурологические задачи этого государственного учреждения реализовали профессионалы, интегрированные в среду культуры и искусства, а также public relation. Ожидается, что после того, как Минюст утвердит устав "Украинского института" и порядок о проведении конкурса по выбору директора, МИДом будут проведены конкурсы, и у Института появится руководство и штат.

В украинском внешнеполитическом ведомстве утверждают, что после появления "Украинского института" и его представительств в ряде стран, еще какое-то время параллельно будут существовать культурно-информационные центры. Позже они исчезнут. Но по каким критериям будут выбирать страну, где откроют офис "Украинского института"? Чем будут заниматься эти представительства в каждом конкретном случае? Как и КИЦ — преимущественно культурологическими проектами? 

По словам собеседников ZN.UA, стратегия и тактика работы еще только вырабатываются. Позже цели будут зафиксированы в уставе Института. Что же касается тактики, очевидно, что если в одних странах необходима концентрация на репрезентации украинской культуры, организации выставок и концертов, то в других — акцент на работе с теми, кто формирует общественное мнение при проведении конференций и пресс-туров, а в третьих следует комбинировать разные методы. 

Еще один важный фактор, влияющий на эффективность "Украинского института", — деньги. На 2017 г. в бюджете МИДа выделено 77 млн грн на работу с украинской диаспорой и по формированию имиджа Украины. Из этой суммы 7 млн грн предусмотрено для проектов, ориентированных на украинцев, проживающих за рубежом, 48 млн — на обеспечение позитивного имиджа страны и 22 млн — на функционирование "Украинского института". 

Выделенные Институту средства, а в долларовом эквиваленте это составляет около 850 тыс. долл., мягко говоря, невелики. На эти деньги нельзя организовать масштабную, планомерную и целенаправленную работу с теми, кто формирует общественное мнение в своих странах: выделенной суммы едва хватит на зарплаты и оплату аренды помещений, коммунальных услуг зарубежных представительств "Украинского института". 

Но ведь главная-то цель создаваемого учреждения — не только пропаганда украинской культуры и языка, но, прежде всего, работа над имиджем нашей страны в мире. И, конечно же, противодействие российской пропаганде. И здесь очень важно, чтобы журналисты и аналитики получали информацию об Украине из Украины, а не смотрели на нее через кремлевскую призму. Без достаточного финансирования невозможно организовать ни ознакомительную поездку для opinion makers (при этом важно, чтобы сотрудники "Украинского института" прислушивались к их пожеланиям при формировании программы), ни конференции, ни даже рабочий ланч.

Поясняя ограниченность бюджета "Украинского института", в МИДе говорят, что в 2017 г. такой небольшой объем средств оправдан: решение Кабмина принято только в начале лета, а еще необходимо провести конкурсы, набрать штат, арендовать помещения и их обустроить. Все это занимает время, по объективным причинам Институт еще не сможет заработать в полную силу, а предусмотренные в бюджете деньги в основном пойдут на организационные нужды. В следующем году, надеются собеседники ZN.UA, в бюджете будет предусмотрено значительно больше средств для реализации проектов по имиджу Украины.

Впрочем, нет никаких гарантий, что финансирование увеличится. И дело не только в проблемах украинской экономики. Во многом деятельность учреждений, наподобие "Украинского института", зависит от того, какое место будет им отводить украинская власть: в руках ее представителей — политические и финансовые рычаги, которые могут скомпрометировать Институт или сделать его эффективным средством продвижения страны в мире. 

Именно фактор власти и является определяющим в успехе или неудаче подобных имиджевых проектов государства. Для политиков, которые задумываются о будущем страны, ее промоушен — естественный элемент внешней политики. Но, несмотря на декларативные заявления, для многих украинских министров, депутатов, представителей оппозиции учреждения, подобные "Украинскому институту", не представляют особой ценности. Ведь эффект от деятельности "Украинского института" можно увидеть только через годы. А это не для политиков, живущих ради сиюминутных выгод.

Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Вам также будет интересно