Соревнование за то, кто соберет больше слов международной поддержки в свой адрес, началось буквально с первого дня противостояния, которое мировые СМИ уже назвали самым жестким политическим кризисом в Украине со времен помаранчевой революции. Активность, с которой представители коалиции и оппозиции стали апеллировать к международной общественности, в очередной раз продемонстрировала беспомощность и ограниченность украинских политических лидеров и их неспособность к поиску достойных и приемлемых для страны выходов из кризисных ситуаций.
С мира по слову
Представители противоборствующих сторон в одних и тех же выражениях взывают к миру с просьбами о помощи для спасения украинской демократии и обвиняют оппонентов в узурпации власти и попрании Конституции. А их пресс-службы без устали рассылают сообщения о том, кто с кем из зарубежных партнеров пообщался по телефону, кто с кем встретился и какой поддержкой заручился.
Своим безудержным коллекционированием известных имен и названий организаций радуют обе стороны. Коалицианты, например, первым делом обратились к Совету Европы, как будто это и не они вовсе совсем недавно подвергли резкой критике доклад представителей Парламентской ассамблеи СЕ о ситуации в Украине, как будто и не было никаких обвинений в предвзятости и необъективности. А направленные в основном в сторону Запада призывы о помощи звучат на фоне крепчающей с каждым днем в Верховной Раде антизападной и антиамериканской истерии в лучших традициях времен кучмизма, а подчас и холодной войны.
Президентская сторона тоже отличилась, не погнушавшись поддержкой Жириновского, за которую Владимир Вольфович (вопреки категорическим возражениям украинского МИДа) тут же получил от СБУ позволение вновь посещать Украину в свое удовольствие. Оного он был лишен в прошлом году за признание, что такой страны не знает, и прочие «милые глупости», цитировать которые нам не позволяет чувство собственного достоинства и уважение к своей стране, которых, похоже, лишены как на Владимирской, так и на Банковой.
В остальном же особых неожиданностей пока не наблюдается. Российские СМИ, как обычно, рисуют апокалиптические картинки, поминают всуе оранжевую революцию и привычно ругают Ющенко. Западные медиа, как и раньше, далеки от симпатий к Януковичу, правда, и Ющенко не вызывает у них прежних восторгов, в комментариях все больше сквозит сожаление, раздражение, иногда сочувствие и все меньше уважения. И оптимизма — но это уже относительно всей Украины…
За минувшие четыре дня по поводу ситуации в нашей стране успело высказаться великое множество зарубежных политиков разных калибров и мастей. И опять же российские, в основном депутаты Госдумы (за исключением Владимира Вольфовича, разумеется), поддержали Верховную Раду и правительство Януковича. Западные были не столь однозначны и категоричны в своих оценках, но все же большей частью выражали понимание действий Ющенко. Из лидеров государств и правительств (снова таки вполне ожидаемо) украинского президента открыто поддержал в телефонной беседе лишь его польский коллега Лех Качиньский, разделивший мнение, что «лучшим выходом из ситуации, сложившейся в Украине, будут честные, прозрачные досрочные выборы», чем, говорят, весьма опечалил Виктора Януковича, рассчитывающего на польское посредничество.
Что примечательно, так это затянувшееся молчание Кремля. И, честно говоря, сомнительно, что оно прервется. Москва и дальше будет говорить лишь дипломатическими голосами со Смоленской площади, избегая комментариев президентской стороны. Во-первых, Путин уже несколько раз поторопился в 2004-м, а во-вторых, хотя Янукович ему и ближе, но институт президентства для Кремля — это свято. Вон даже спикер Совета Федерации Сергей Миронов, глядя на Украину, убедился в «нецелесообразности рассмотрения парламентской республики в России». Так что вряд ли Кремль будет критиковать действия украинского президента, пусть даже он и носит фамилию Ющенко. Да и так ли уж плохо при нем России? Да, Виктор Андреевич много говорит о ЕС и НАТО, да, его называют проамериканским. Но не при Ющенко ли были заключены известные газовые соглашения, запустившие «РосУкрЭнерго» на украинский рынок, и не американским ли многочисленным госдеповским посланцам разных рангов с кипами любопытных документов в руках Ющенко доказывал, какие, на самом деле, замечательные эти соглашения?
Кстати, американских комментариев, вопреки истерике в Верховной Раде, в мощном информационном потоке меньше всего. Хотя, по некоторой информации, вскоре после подписания Виктором Ющенко указа о досрочном прекращении полномочий ВР состоялся его телефонный разговор с Джорджем Бушем, якобы выразившим понимание действий украинского президента. Но если эта беседа и имела место, стороны пока о ней не сообщали.
Официальные же комментарии у всех практически одинаковы — и у россиян, и у американцев, и у многочисленных представителей ЕС, и у различных международных организаций. Все выступают за мирное разрешение конфликта, за соблюдение законов и Конституции, за следование демократическим принципам и достижение разумного компромисса. И если Россия хочет, но не может, то представители западных стран и международных структур в подавляющем большинстве явно не желают и не будут поддерживать ни одну из сторон украинского противостояния. Хотя те и прилагают массу усилий, чтобы добиться такой поддержки, и питают определенные иллюзии по поводу отношения к себе иностранных представителей.
Ведь как часто Виктор Янукович ни ездил бы в Брюссель, со сколькими западными лидерами ни общался бы, сколько зарубежных послов ни собирал бы, какие красивые речи, подготовленные опытными помощниками, советниками и консультантами, ни произносил бы, 2004-й год отнюдь не забыт, и никакие правильные слова не в силах затмить красноречивые методы работы коалиции и правительства. Даже обычно крайне сдержанный в комментариях Хавьер Солана, выступая на прошлой неделе в Европарламенте со словами обеспокоенности по поводу ситуации в Украине, заметил, что правительство Януковича «не то, которое мы ждали». На закрытом заседании послов Евросоюза, аккредитованных в Украине, по нашей информации, только представитель одного из государств — новых членов ЕС (когда-то его называли «самым веселым бараком соцлагеря») возмутился действиями украинского президента: мол, что это за демократия такая, если глава государства издает подобные указы. Остальные же представители дипкорпуса либо подчеркивали свой полный нейтралитет и называли «нулевой вариант» наиболее приемлемым выходом из сложившейся ситуации (как, например, представитель председательствующей в Евросоюзе Германии), либо склонялись к мысли, что досрочные выборы в Украине таки неизбежны.
Не обаял В.Янукович иностранных послов и на встрече в клубе Кабмина. Несмотря на вполне достойное начало встречи и хорошо выписанное выступление, которое должно было продемонстрировать миролюбие премьера и его готовность к компромиссам, некоторые экспромты главы правительства быстро развеяли иллюзии. Природа таки свое взяла: горячность, с которой Янукович стал доказывать, что никаких таких страшных фальсификаций на президентских выборах 2004-го и не было вовсе, а реинкарнация киваловской ЦИК — оправданное следствие того факта, что Партия регионов не имеет в ней своих представителей, быстро стерла вежливые улыбки с лиц дипломатов. А пассаж по поводу вил, на которых народ вынесет президента и поддержавших его губернаторов, вообще поверг дипкорпус в шоковое состояние…
В то же время смешно и жалко выглядят призывы к мировой общественности (например, в исполнении «демократических парламентских и внепарламентских сил») поддержать действия украинского президента относительно досрочных выборов. Образ Ющенко — бесстрашного революционера, демократа и реформатора, увы, давно потускнел. Его нынешние действия вызывают серьезные сомнения, а двухлетнее президентство — изрядное разочарование…Мировая общественность не может поддержать Ющенко. Потому что она больше не верит в него, в его способности, в его методы, в искренность декларирования высоких целей.
В сегодняшней украинской ситуации западные наблюдатели отмечают лишь один значительный положительный момент: наличие, по определению еврокомиссара по вопросам внешних отношений и европейской политики соседства Бениты Ферреро-Вальднер, «активных и открытых политических дискуссий», а также мирный и демократический характер массовых митингов и манифестаций. В этом плане Украина разительно отличается от нынешней России, где даже слабые попытки малочисленных оппозиционеров выразить на улице свое несогласие с существующими порядками, быстро и жестко подавляются ОМОНом.
Тем не менее сегодня все участники украинского противостояния должны осознать: восприятие Украины в мире стремительно ухудшается с каждым новым днем кризиса, а раздражение, вызванное упорством, беспомощностью и безответственностью его основных действующих персонажей, так же быстро нарастает.
Брюссель расставляет флажки
Если еще в начале этой недели представители Евросоюза, пытаясь совладать с шоком от украинских событий, предпочитали придерживаться принципа «ждать и наблюдать», то уже через несколько дней их терпение стало таять. И хотя официальные комментарии остались прежними, по информации «ЗН», полученной из разных заслуживающих доверия источников, сегодня Брюссель уже сформулировал несколько мессиджей, которые он считает необходимым донести до основных персонажей украинского конфликта.
Первое. В то время, как все внимание Украины приковано к Конституционному суду, на который многие пытаются возложить бремя принятия главного решения, наши европейские партнеры не склонны воспринимать его будущее решение как истину в последней инстанции.
Во-первых, потому что их отношение к украинской судебной системе в целом крайне скептично. И решение нашего органа конституционной юрисдикции (каким бы оно ни было) будет восприниматься ими как политически заангажированное. Следовательно, Брюссель не намерен ставить в зависимость от этого вердикта дальнейшую судьбу Украины.
Во-вторых, в высоких брюссельских офисах уверены: нынешняя украинская проблема носит не правовой, а политический характер. Признавая полную легитимность и премьера, и президента, европейцы, тем не менее, внимательно изучив проблему, пришли к выводу, что позиции обоих с правовой точки зрения несовершенны, и (простите за тавтологию) разобраться, кто из них прав, невозможно. Хотя некоторые эксперты и склоняются к тому, что несколько «правее» в своих действиях и аргументации все же президент, поскольку у него, как у гаранта Основного Закона, слишком мало рычагов влияния в случаях нарушения Конституции и усиливающегося дисбаланса ветвей власти.
Отсюда второй и главный мессидж: выход из кризиса возможен только за столом переговоров, только путем компромисса и политической договоренности.
Третье. За стол переговоров должны садиться не двое, а трое: не только два Виктора, но и Юлия Тимошенко. Весьма показательно и красноречиво с дипломатической точки зрения, что на этой неделе верховный представитель по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана имел телефонные беседы именно с этими тремя политическими игроками (спикер Мороз такого внимания удостоен не был).
Четвертое. Для Европы очевидно, что без нового волеизъявления граждан Украине не обойтись. Следовательно, компромиссом для одной из сторон должно стать согласие на проведение досрочных выборов, которые в Брюсселе считают «путем преодоления хаоса».
Но при этом крайне важно пятое: президент и оппозиция должны согласиться на изменение даты выборов. Еще один ключевой мессидж: в настоящее время существует серьезная угроза того, что досрочные выборы в Украине будут признаны цивилизованным миром недемократическими. По информации «ЗН», Киеву четко дали понять, что в настоящее время он должен воздержаться от обращения в соответствующие международные структуры с просьбой прислать на выборы своих наблюдателей. В противном случае, с учетом существующих в этих структурах серьезных сомнений по поводу обнародованного графика подготовки к досрочным выборам, Киев очень рискует получить на данном этапе отказ. Напоминая о том, что парламентские выборы 2006 года были признаны образцом свободного и справедливого волеизъявления граждан, Европа подчеркивает, что на выборах нынешних для нее принципиальным будет не только голосование, но и подготовка к нему. Наши партнеры прекрасно осознают все несовершенство украинского законодательства и готовы закрыть глаза на мелкие огрехи в организации и проведении досрочных выборов. Но если президент будет упорствовать и настаивать на дате 27 мая, и при этом окажется, что некоторые ключевые участники украинского политического процесса не успеют подготовиться и не смогут принять участие в выборах или же выборы не состоятся в целом ряде регионов Украины, такие выборы будут признаны недемократическими.
Однако пока президент не дает оснований считать, что он готов пойти на подсказываемый ему Европой компромисс. В четверг после заседания Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Мороз сообщил журналистам, что в ответ на его предложение перенести дату выборов Виктор Ющенко ответил твердым отказом. Косвенным подтверждением упорства главы государства может служить и озвученное министром иностранных дел Арсением Яценюком нежелание президентской стороны (в отличие от премьерской) привлекать иностранных посредников к разрешению кризиса. Можно предположить, что президент (особенно его окружение) избегает их помощи, хорошо помня, что именно во время круглых столов с участием зарубежных миротворцев осенью 2004-го Виктор Ющенко был вынужден пойти на компромисс и согласиться с принятием конституционной реформы. Вопиющее несовершенство которой впоследствии и стало одной из основных причин нынешнего конституционного кризиса в Украине. Что, кстати, теперь признают и сами европейцы.
Шестое. В случае, если основные участники политического кризиса в Украине не прислушаются к вышеизложенным мессиджам, соответствующие выводы будут сделаны как относительно каждого из них, так и по поводу дальнейшего сотрудничества Евросоюза с Украиной. Вопреки выраженной с Михайловской в начале этой недели уверенности в том, что «нынешняя внутриполитическая ситуация в Украине не отразится на процессе подготовки к подписанию нового договора между нашей страной и Европейским союзом, в Брюсселе на очень высоком уровне дали понять: если выборы будут признаны недемократическими, это будет иметь самые серьезные последствия для украинско-еэсовских отношений, вплоть до отказа европейской стороны от дальнейшей подготовки нового базового документа. И вовсе не секрет, что многие европейские политики разных стран, два года назад с удовольствием надевавшие оранжевые шарфики, сегодня с облегчением вздыхают: как хорошо, что мы не поторопились зайти в отношениях с Украиной слишком далеко, с этой непредсказуемой страной необходимо соблюдать безопасную дистанцию…
Но даже если основные политики в Украине в конце концов договорятся, даже если выборы пройдут более-менее демократично, то где гарантия, мучаются главным для них вопросом европейцы, что после их завершения оппоненты снова сядут за стол переговоров и смогут достичь договоренности по изменению Конституции? Ведь первопричиной нынешнего политического кризиса в Украине европейцы считают кризис конституционный. По их мнению, украинское законодательное поле очень напоминает минное: опасность взрывов сохраняется постоянно. Поэтому украинский Основной Закон должен быть изменен таким образом, чтобы в Украине больше не появлялась возможность двоевластия, чтобы у нее был один руководитель, а на международной арене она говорила бы одним голосом.
Европа очень устала от Украины. Наша страна подошла к опасной черте потери не только остатков симпатии, но и веры в возможность плодотворно с ней сотрудничать. Европе надоели наши малопонятные для нее проблемы. И у нее нет никакой уверенности в том, что даже если сегодня удастся урегулировать украинский кризис, то через несколько месяцев не случится новый. Нет абсолютно никаких гарантий, что, примирившись, украинские политики тут же возьмутся за реформы и будут денно и нощно трудиться на благо страны. Европа пока не видит в Украине лидера, способного на это. Она никогда не обольщалась относительно Януковича, разочаровалась в Ющенко (уже почти поставив знак равенства между двумя Викторами) и по-прежнему не доверяет Тимошенко, считая ее непредсказуемой «темной лошадкой» с популистскими и авторитарными наклонностями. Поэтому, скорее всего, большой очереди желающих выступить посредниками между сторонами украинского конфликта наблюдаться не будет. Пока такую готовность выразили лишь имеющий сомнительный имидж в Европе (и, вероятно, надеющийся его подправить за счет миротворчества на украинском фронте) польский президент Качиньский и всегда готовые оказать помощь братскому народу россияне. Влиятельные же и дорожащие своей репутацией европейские лидеры не спешат мараться в украинских политических дрязгах. Потому что происходящее сегодня в Украине уже никто не воспринимает как борьбу добра со злом, демократии с авторитаризмом. Потому что все прекрасно понимают: в Украине идет банальная борьба за власть. За власть для себя лично, а не за власть как инструмент служения стране.