Есть ли для Украины пути к преодолению ее всеобъемлющего кризиса? Оправдана ли наша надежда, и если так — в чем основа нашего оптимизма? На эти вопросы попытался ответить Блаженнейший Любомир, Патриарх Киево-Галицкий УГКЦ, в своей проповеди в день хиротонии владыки Иосифа Миляна 18 июня с.г. В своей статье я хотел бы исполнить простую роль ретранслятора, с помощью которого эти мысли, высказанные в левобережном патриаршем соборе УГКЦ в Киеве, были бы услышаны людьми доброй воли с обеих сторон Днепра.
Речь идет о вечном украинском «Как строить Родной Дом?». И дело не в том, чтобы поддать концептуальной ревизии знаменитый одноименный текст митрополита Андрея Шептицкого. Ведь он настолько актуален, что достаточно изменить стилистику языка, и публикация такого текста оказала бы честь не одному современному деятелю. Так что речь идет о новом толковании давнишней темы, способной как вознести украинца на самые высокие уровни энтузиазма, так и сбросить его на самое низкое дно неверия.
Сегодня мы явно ближе ко второму состоянию. Ведь украинское общество пассивно наблюдает за почти публичным заговором двух политических партий против конституционных прав народа. Иначе как параличом воли и неверием в собственные силы это не назовешь. Народ, пребывающий в состоянии такого отчаяния, становится игрушкой общественно-политических стихий. Так в чем же тогда наше спасение?
То, что церковный иерарх будет говорить о приоритете Божьего закона, который должен лежать во главе угла создания государства, можно легко предвидеть. Современный украинский читатель к этому привык и автоматически пропускает данный тезис мимо ушей. Дескать, врачу логично говорить о лечебном воздействии лекарств, блюстителям порядка — об уважении к Уголовному кодексу и т.д. В то время как мы, простые люди, вынуждены бороться за место под солнцем, и если для этого нужно, например, обойти закон, опрокинуть лишнюю рюмку или решиться на что-то аморальное — что ж, такова жизнь, и тут ничего не поделаешь.
Но, по Патриарху Любомиру, речь идет не о том, что Божьему закону надо повиноваться потому, что он — Божий, то есть дан нам нашим господином, перед которым мы должны по-рабски преклоняться. К сожалению, очень часто именно таково наше восприятие, потому что «мы видим закон как какое-то бремя, какое-то препятствие для нашего деяния». Но Патриарх делает вывод, который будет явно неожиданным для человека эпохи постмодерна: «Закон, а именно Божий закон — это наше забрало для сохранности нашей свободы. Закон не ограничивает нашу свободу, а наоборот — ее охраняет».
Представляю, каким нонсенсом прозвучит эта мысль для так называемого нового украинца, который, упиваясь собственной безнаказанностью, буквально роскошествует от ежечасного неуважения всевозможных законов. Но достаточно взглянуть с этой перспективы на упомянутую постыдную «ширку» («широкую коалицию» БЮТ и ПР), чтобы убедиться: планируемая лукавая конституционная реформа была опасным посягательством на свободу всего народа. И то, что аморальному замыслу был постановлен заслон — независимо от того, какими непосредственными мотивами это было вызвано, — сохранило нашу свободу.
Неспособность новой политической элиты увидеть последствия нарушения Божьего закона просто поражает. Она замечает только те конкретные выгоды, которые на этом пути получает, но в упор не видит, какие — еще большие — выгоды при этом теряет. Кто сосчитал, сколько выгодных контрактов потеряла украинская экономика из-за того, что в ней отсутствуют цивилизованные «правила игры»? Кто сосчитал сугубо финансовые потери от того, что в стране не существует понятие чести, а чью-то взятку легко можно перекрыть еще большей взяткой? Ничто в нашей жизни не распространяется так быстро, как зло. И так ли уж надо каждому дождаться, чтобы оно бумерангом ударило по тебе или твоим детям, чтобы вспомнить о законе возмездия?
Нет, речь здесь идет не о народном варианте этого закона под названием «Бог наказывает». Он вообще не наказывает — наказываем себя мы. Блаженнейший Любомир напомнил классический христианский тезис: «Господь Бог создал нас свободными. Он лучше, чем другие, респектирует нашу свободу». Господь словно говорит: «Езжайте только по этой дороге, которую я перед вами простелил. Если же вы неоправданно свернете в сторону, то или выедете на встречную полосу, или свалитесь в кювет. В обоих случаях будет беда». Но что делать, если свою свободу мы видим именно в том, чтобы крутануть руль в недозволенном месте?!
По Патриарху, «Господь Бог словно сказал: «Дорогой сын, дорогая дочь! Хочешь тешиться своей свободой, полностью быть собой, как можно лучше уважать собственное достоинство? Уважай отца и мать, не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй...» Если бы мы все это до конца осознали, насколько бы другой была жизнь нашего народа в Украине!»
Я убежден, что большинство людей в Украине согласились бы в душе с этим выводом, но принять его как обязательное требование в поступках изо дня в день им не по силам. Мешают неверие в собственные силы и отсутствие межчеловеческой солидарности: «Почему это с меня должно все начаться?» Вместо этого преобладает надежда, что «...меня лично беда обойдет стороной: где-то промолчу, где-то доплачу, а где-то и по лапе дам другому». Миллионы у нас сегодня активно усваивают эту искаженную «науку выжить», без которой, дескать, пропадем. И поэтому незаметно мы большой вопрос «Как строить Родной Дом?», заданный митрополитом Шептицким, подменяем нашим мелким — «Как строить свою хатку с краю?»
Что ж, хорошо: «Господь Бог респектирует нашу свободу», поэтому мы не услышим гневного грохота земли или предостерегающего гласа с небес. Но что же подсказывает нам разум?
Закон распространения зла доказан опытом человечества. Бесконтрольное и неуправляемое зло множится бесконечно — как в душе человека, так и во всем обществе. Нет смысла ставить перед собой цель избавиться от зла: в нашем грешном мире это было бы, видимо, утопично. Но так же утопично оставлять общественную болезнь без наблюдения и лечения, надеясь, что в мою «хатку с краю» зло не постучит. Сегодня украинский общественный организм пронизан метастазами морального рака. Спасутся ли якобы «защищенные» клетки, если от болезни погибнет весь организм?
Что можно и надо делать — так это минимизировать зло, сдерживая его эффективным государственным законом, записанным в Конституции, и моральным законом, записанным в человеческом сердце. Иного пути нет. Поэтому давайте будем прислушиваться к словам, настоянным на христианском опыте, и «не углубляться в бесплодные, а то и бессмысленные сетования, ожидая развязки неизвестно от кого». Как свидетельствует Евангелие, Господь неоднократно превращал смертельную болезнь в болезнь во славу Божью (пор. Ио. 11:4). Но, чтобы это произошло, надо захотеть выздороветь нам самим.