Что ни отчет — у нас «незачет»

Поделиться
26 сентября Всемирный банк и Международная финансовая корпорация презентовали в Вашингтоне очередной ежегодный доклад «Ведение бизнеса 2008» (Doing Business 2008)...

26 сентября c.г. Всемирный банк и Международная финансовая корпорация (МФК) презентовали в Вашингтоне очередной ежегодный доклад «Ведение бизнеса 2008» (Doing Business 2008). Его выводы свидетельствуют, что в 2006—2007 годах самые значительные реформы в сфере регулирования предпринимательства были проведены в странах Восточной Европы и бывшего СССР, а также в большой группе стран с развивающейся экономикой, включая Китай и Индию. А Украина уверенно обосновалась среди мировых аутсайдеров —139-я позиция. Прошлый год был потрачен впустую: составители доклада не зафиксировали в нашей стране ни одной полноценной реформы.

Лирика мировых тенденций…

Для начала коротко ознакомим наших читателей с теми основными выводами, которые выделили сами авторы доклада. Итак, в ставшем уже пятым по счету исследовании 178 государств проранжированы по показателю создания благоприятных условий для ведения бизнеса. В качестве отправной точки для всех стран использовались данные за июнь 2007 года; во внимание принимались 10 индикаторов, учитывающих время и стоимость выполнения требований государства по регистрации нового предприятия и его деятельности, ведению торговых операций, налогообложению и закрытию предприятия. При этом не учитывались такие факторы, как макроэкономическая политика, качество инфраструктуры, колебания валютных курсов, мнения инвесторов и уровень преступности.

Первое место в рейтинге Doing Business второй год подряд занимает Сингапур. Помимо него, в первую десятку мировых лидеров входят Новая Зеландия, США, Гонконг, Дания, Соединен­ное Королевство, Канада, Ирландия, Австралия и Исландия. На постсоветском пространстве наивысшие места в мировой табели о рангах получили Эстония (17-я позиция), Грузия (18-е), Латвия (22-е) и Литва (26-е).

Список лучших в текущем году стран-реформаторов возглавил Египет. Здесь были проведены реформы в пяти из десяти областей, которые анализируются в докладе.

Наряду с Египтом, в первую десятку стран — лидеров реформ входят Хорватия, Гана, бывшая Югославская Республика Македония, Грузия, Колумбия, Саудовская Аравия, Кения, Китай и Болгария. Благодаря проведенным реформам, в этих странах упростилась процедура оформления новых предприятий, укрепились права собственности, усилилась защита инвесторов, расширился доступ к кредитам. Высокими темпами осуществляются реформы и в таких крупных странах с развивающейся экономикой, как Индия, Индонезия, Турция и Вьетнам.

В целом с апреля 2006-го по июнь 2007-го в 98 странах по всему миру было осуществлено 200 реформ, из которых 59 (52 позитивных и семь — негативных) пришлось на восточноевропейский и центральноазиатский регионы. В результате чего страны-восточноевропейцы опередили своих конкурентов из Восточной Азии, а в отдельных случаях — превзошли по своим показателям даже многие западноевропейские государства.

В Восточной Европе и Центральной Азии оказался самым высоким (79%) удельный вес стран, которые в 2006 – 2007 годах провели хотя бы одну успешную реформу. Облегчение регуляторного бремени вызвало беспрецедентный рост количества новых предприятий. «По мере упрощения регулирования ведения бизнеса со стороны правительства наблюдается рост числа предпринимателей, что стало особенно очевидным на примере стран Восточной Европы, — отмечают авторы доклада. — Европа пережила бум роста новых предприятий, соперничающий по темпам с завершившимся бумом в странах Восточной Азии».

К примеру, в настоящее время в Грузии зарегистрировано 15 предприятий на каждые 100 человек, что совпадает с аналогичным показателем для Малайзии. В Чешской Республике и Словакии таких предприятий 13 (столько же, сколько в Сингапуре), а в Эстонии и Польше — 12 (как в Гонконге и Китае).

Еще один из ключевых выводов доклада заключается в том, что в странах, осуществляющих наиболее масштабные реформы, наблюдается самая высокая доходность акционерного капитала. Как отметил Майкл Клейн, вице-президент Всемирного банка и МФК по вопросам развития финансового и частного секторов, «инвесторы ищут более широкие возможности и находят их в странах, которые проводят реформы вне зависимости от исходных позиций».

…и проза отечественных реалий

А что же наша Отчизна? Сразу отметим, что Украина практически не фигурирует в текстовой части доклада — лишь в рейтингах, которые дают очень мало поводов для радости.

Первый неприятный факт бросается в глаза уже при сопоставлении нынешних и прошлогодних результатов. Это — снижение нашего рейтинга по условиям ведения бизнеса сразу на 11 пунктов (со 128-й на 139-ю «ступеньку»). Впрочем, принимая во внимание изменения методологии расчетов, а также включение в рейтинг 2008 года трех новых стран, позиция Украины, по существу, не изменилась по сравнению с прошлым годом, разъяснил для «ЗН» Пол Бермингхем, директор Всемирно­го банка по Украине, Беларуси и Молдове.

Кроме того, как указал г-н Бермингхем, фактически нет значительных изменений в рейтинге Ук­раины в отдельных анализируемых сферах (см. табл. 1 на стр.8).

Достаточно плачевно, что в пер­вую сотню наша страна попала лишь в двух категориях из десяти.

Лучший рейтинг — 46-й — мы имеем по приведению в исполнение контрактов (оценивается эффективность принудительных мер по соблюдению условий контрактов). А 68-ю позицию — в графе «получение кредита» (оценивается степень доступности кредитной информации и юридические права кредиторов и заемщиков). В принципе, неплохой уровень развития отечественной банковской системы позволил бы Украине подняться по этому критерию и выше, если бы в стране наконец-то начала функционировать система кредитных бюро.

Зато в число отъявленных аутсайдеров Украина попала сразу по нескольким критериям. Как и в прошлом году, акцентирует внимание Пол Бермингхем, наиболее сложными и затратными для предпринимателей в Украине остаются уплата налогов и лицензирование — именно они нуждаются в наиболее оперативном и кардинальном реформировании.

Итак, по обременительности для бизнеса отечественная налоговая система занимает 177-е место среди 178 стран, уступая лишь белорусской. В Украине существует 99 видов налогов, больше — только в Узбекистане (118) и Беларуси (124). А по времени, необходимому для ведения налоговой отчетности (2085 часов в год!), наша страна может дать фору только Бразилии (2600 час/год). В Швейцарии на выполнение данных процедур требуется 63 часа, в Сингапуре — 49, а в ОАЭ — всего 12.

Законопослушные украинские предприятия отдают в виде налогов более 57% своей прибыли, в то время как средний мировой показатель составляет около 40%.

Следующее больное место — получение лицензий: в этой сфере Украина занимает 174-ю позицию. На процедуры, связанные с их получением, тратится в среднем 429 дней. Для сравнения, в Корее — 34, Финляндии —38, США — 40 дней.

Украина находится на пятом месте по затратности найма работников (38% фонда оплаты труда). Здесь мы оказались в одной компании с Беларусью, Китаем, Францией, Бельгией.

Помимо реформ в налоговой сфере, одна из самых актуальных сейчас для Украины проблем — упрощение чрезвычайно сложной процедуры закрытия или реорганизации бизнеса, считает Рон Барден, партнер отдела налоговых и юридических услуг фирмы PricewaterhouseCoopers, вместе с другими своими коллегами участвовавший в подготовке исследования.

От Всемирного банка добавим, что в Украине сейчас — одна из наименее эффективных процедур банкротства (140-е место в мире), а в вопросах защиты прав инвесторов наша страна находится лишь на 141-м месте.

Еще одним фактором, негативно влияющим на предпринимательскую среду, г-н Барден считает валютный режим. Кроме этого, добавляет он, необходимо внести изменения в Трудовой кодекс с учетом особенностей рыночной экономики (сейчас по условиям найма работников Украина занимает 102-ю позицию в мире).

Результаты опроса свыше 2500 руководителей малых и средних предприятий, проведенного в рамках исследования МФК «Бизнес-среда в Украине-2007», дают богатую пищу для размышлений:

— две трети отечественных бизнесменов при общении с госчиновниками используют «неофициальные способы» решения регуляторных проблем;

— Украина и Таджикистан — лишь две страны на постсоветском пространстве, где проверки имеют тотальный характер — 95 и 96% предприятий соответственно;

— 189 млн. грн. потратили украинские предприниматели только на оплату времени своих работников, задействованных в процессе проверок контролирующих органов;

— почти к 100% продукции в Украине применяются требования обязательного соответствия стандартам и нормам, около половины из которых были приняты еще во времена СССР.

Цитируем выдержку из размещенного на одном из предпринимательских веб-сайтов материала:

«Организация «гаражного», т.е. небольшого, теоретически размещаемого в гараже, производства у нас регламентирована неимоверно. Перечень разрешительных документов и согласовательных инстанций, дающих право на организацию любого производства, огромен. Пожарные, «санстанция», охрана труда, экология и т.д. и т.п. Плюс, опять же, проблемы помещения: аренда либо покупка. Плюс оборудование, чаще всего импортное, и разрешительные документы на его использование. Плюс Госстандарт с его требованиями разработки и согласования ТУ на производство чего бы то ни было и полным отсутствием удобоваримых ГОСТов.

Увы, все изменения в сфере разрешительного законодательства для малого бизнеса за последние пять лет практически не коснулись производственной сферы. Здесь по-прежнему царит чиновничий беспредел. Малое производство или огромный завод, перечень регламентационных требований и согласительных документов одинаковый. Также, кстати, как и их цена. А ведь есть позитивный опыт Турции и Польши, где как раз «гаражное» производство стало локомотивом развития экономики. Простота организации, базирующаяся на понимании властями важности этого сектора экономики и выразившаяся в легкой, быстрой и недорогой процедуре регистрации производства, стали ключом к экономическому процветанию этих стран. У нас же все наоборот».

Когда дойдет черед реформ?

Начатые еще в 2005 году преобразования в сфере регуляторной политики и, в частности, широко разрекламированная «гильотинная» реформа, нацеленная на либерализацию наиболее зарегулированных секторов экономики и упорядочивание проверок, так и не были доведены до ума. Немудрено, поскольку рутинные задачи по разработке процедур и нормативной базы были возложены на чиновников, «кормящихся» за счет нынешней системы. Кто же добровольно убьет курицу, несущую золотые яйца?

Словом, реализация внешне простых регуляторных реформ требует недюжинной политической воли. Однако такие шаги (не взыщите за некоторую пафосность) — единственный адекватный ответ на вызовы сегодняшней глобализации и обострение международной конкуренции. Без них у страны просто нет будущего.

Анализируя отчет Всемирного банка и МФК, сложно не заметить, насколько активно ведется реформирование во всем мире. В прошлом году 98 государств реализовали 200 реформ, в 2005—2006-м — 112 стран 213 реформ, в 2004—2005-м — 99 стран 185 реформ.

Как свидетельствует мировой опыт, большинство успешных структурных реформ (около 85%) осуществляются в тех или иных странах в первые 15 месяцев работы нового правительства. Ведь в случае удачной их реализации граждане успевают ощутить выгоды задолго до новых выборов. И в случае успешной информационной кампании правительство получает мандат на новые реформы.

Даже среди стран ОЭСР, характеризующихся наивысшим уровнем доходов и благосостояния, почти две трети (63%) провели с апреля 2006-го по июнь 2007-го хотя бы одну успешную регуляторную реформу. На 24 государства этой организации за последний год было реализовано в общей сложности 22 реформы.

На этом фоне не может не удручать, что ни в одной из анализируемых Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией сфер, характеризующих качество предпринимательской среды, Украина не продвинулась за прошлый год ни на шаг вперед. По крайней мере, ни международные, ни ведущие отечественные эксперты, принимавшие участие в работе над отчетом, не зарегистрировали в Украине ни одной достаточно значимой результативной реформы, которая бы улучшила условия ведения бизнеса.

Что же предопределило столь печальный результат? Ведь очередной проект нового Налогового кодекса в Украине все-таки разрабатывался… Да и, по мнению Рона Бардена, нынешнее украинское правительство все-таки сделало первые шаги в направлении реформирования, но ряд законодательных инициатив не был полностью реализован, многие из них должны быть утверждены Верховной Радой.

Получается, что в отсутствии значимых реформ действительно следует винить «искусственно созданный политический кризис». Или неуспех в деле дерегулирования был изначально предопределен тем, что одними из главных приоритетов нынешнего Кабмина стали «стабильность» и «стабилизация» во всех возможных проявлениях?

Стоит ли рассчитывать на качественный рывок в будущем, коль скоро ни один из предвыборных штабов не нашел ничего лучшего, чем примитивно пойти на поводу «у надежд и чаяний электоральных масс»? Которых, как и во все времена, больше всего заботят вопросы повышения заработных плат и пенсий, доступности жилья, качественного образования и здравоохранения.

В результате планка популистских социальных обещаний поднялась до самого высокого уровня за всю шестнадцатилетнюю историю независимой Украины, а поиск источников повышения производительности труда, качественного улучшения предпринимательской среды остался темой десятой. И вряд ли станет актуальным в ближайшем обозримом будущем. Жаль, ведь именно предприниматели, особенно средний и малый бизнес, составляют основу среднего класса, являясь гарантом стабильной экономики и роста жизненного уровня.

* * *

«ЗН» связалось в Вашингтоне с ведущим автором проекта Симеоном ДЬЯНКОВЫМ
и получило эксклюзивный комментарий о показателях Украины в отчете Doing Business 2008.

— Хотя рейтинг Украины в нынешнем году фактически не ухудшился, но и улучшений тоже не наблюдается, — сказал г-н Дьянков. — В то время как положение в регионе Восточной Европы, к которому относится Украина, в целом значительно улучшилось. К сожалению, Украина оказалась за рамками этого процесса.

— Отставание по каким показателям вы считаете наиболее критичным и какие реформы для улучшения условий ведения бизнеса нам необходимо осуществить в первую очередь?

— Здесь подход прост: необходимо выделить три показателя, по которым получены самые низкие оценки. Самая плохая ваша оценка — в сфере уплаты налогов. Тут позади Украины только одна страна — Беларусь.

Второй индикатор относится к сфере лицензирования: здесь Украина находится на 174-м месте из 178 стран, то есть на пятом месте с конца. Кроме России, которая на 177-м месте, и Китая (175-е), у которого своя специфика, позади только Либерия и Эритрея, а это уже беднейшие африканские страны.

Далее идет такой показатель, как защита инвесторов, по которому Украина находится на 141-м месте из 178 стран. Причем здесь речь идет не об интересах крупных иностранных инвесторов, а о защите в основном мелких, или миноритарных и, что еще более важно, — национальных инвесторов.

В настоящее время действующая в Украине нормативная база в этой сфере развита плохо. Поэтому если бы я собирался выступить в роли мелкого миноритарного инвестора в Украине, то как минимум дважды подумал бы…

— Что, на ваш взгляд, мешает осуществлению необходимых реформ в Украине?

— Это достаточно обширный вопрос. Основным ответом на него является то, что регуляторная реформа не стала приоритетом. В этом контексте показателен успешный опыт стран бывшего Советского Союза, например, Эстонии, Латвии, Литвы, Азербайджана, Грузии, а также других ваших соседей — Чехии, Болгарии, Румынии. В этих странах правительства фокусировались, т.е. сосредотачивали основное внимание именно на улучшении условий для бизнеса.

В таком случае все правительство, а не только, скажем, министерство экономики или министерство финансов, признает приоритетность этих реформ и несет ответственность за их реализацию.

Например, при очередном обсуждении проекта бюджета правительство заявляет: «У нас есть четыре приоритета, и приоритет №2 — улучшение условий для предпринимательства вот таким и таким образом». Так делают, например, в Грузии, где каждый год обсуждение проекта бюджета в Кабинете министров привязывается к поиску путей улучшения условий для ведения бизнеса.

Так происходит и в Азербайджане, где фактически все правительство принимает на себя обязательство на предстоящий год разработать при участии частного сектора конкретные реформы и начать воплощать их в жизнь.

Похожие методы применяются и в ряде богатых стран. В Нидерландах, например, правительство каждый год берет на себя обязательство упростить процедуры для предпринимателей или еще как-то улучшить для них условия. И каждые шесть месяцев оно отчитывается перед парламентом о проделанной работе. И если парламент рассудит, что какое-то конкретное министерство не полностью выполнило свои планы, то бюджетные средства на содержание такого министерства сокращаются.

И это очень важно, потому что если кто-то заявляет о намерении проводить реформы, но затем, два года спустя, становится очевидно, что реформы были начаты, но так и не были доведены до конца, — этого не могло бы произойти в такой стране, как Нидерланды. Или в Грузии и Словакии, где тоже работает подобная система.

— Сотрудничаете ли вы с украинскими властями, если да, то в каком формате?

— В настоящее время такого сотрудничества нет. Хотя в 2005 году поступило такое предложение или, скажем точнее, был проявлен интерес от имени тогдашнего правительства, которое хотело узнать побольше об изучаемых нами реформах и спрашивало, есть ли возможность обсудить с нами пути улучшения предпринимательской среды в стране.

Но буквально сразу после этого у вас произошли серьезные политические изменения, и встреча так и не состоялась. Поэтому, если говорить о нашей команде, работающей над исследованием «Ведение бизнеса», то сотрудничества как такового нет: за последние два года правительство Украины не приглашало нас принять участие в обсуждении реформ.

Однако я знаю, что другие подразделения Всемирного банка в Киеве достаточно активно взаимодействуют с правительством. Например, проект «Развитие предпринимательства в Украине» МФК, являющейся подразделением Всемирного банка, работает с правительством Украины над реформой разрешительной системы.

Возможно, в том числе и их усилия сделали возможным возобновление программы по упрощению разрешительной системы, о котором, насколько мне известно, ваше правительство объявило несколько недель назад. На наш взгляд, реализация этой программы могла бы значительно улучшить положение Украины хотя бы по этому показателю уже в течение ближайшего года.

— Как рейтинг страны в Doing Business соотносится с показателями экономического роста и благосостояния населения?

— Эти показатели действительно коррелируют. Что подтверждается статистикой и результатами не только нашего собственного анализа, но и исследований многих независимых экономистов.

Если, например, по какому-то показателю Украина находится сейчас, условно, на 120-м месте, а затем в результате успешной реформы кардинально повышает свой рейтинг и оказывается, скажем, на 60-м или 50-м месте, то, как мы увидели на основании экономического анализа по всем странам, дополнительный ежегодный прирост ВВП будет равняться в среднем 2%.

В этом году мы специально провели такой анализ еще раз. И вышли на ту же цифру.

В нынешнем отчете впервые — и это тоже имеет отношение к Украине — в начале главы «Уплата налогов» мы поместили новые данные, где анализируется нормативно-правовая база налогов, т.е. не только их уровень, но и администрирование.

Выводы гласят, что страны с большим количеством платежей имеют меньший показатель легальных предпринимательских структур на душу населения и более низкие показатели вхождений в бизнес. Тогда как страны, которые облегчают выплату налогов и платежей, имеют также более высокие уровни занятости и низкие уровни безработицы, особенно среди женщин. Причина проста — обременительная система налогообложения наносит непропорционально большой ущерб малому бизнесу, особенно в сфере услуг, где работают преимущественно женщины.

Сейчас Украина находится среди стран с наиболее обременительной налоговой системой. Но что будет, если ваша страна перейдет в другую категорию, кардинально снизив количество и длительность налоговых платежей и процедур, а также улучшив администрирование налогов? Наш ответ: в этом случае можно будет ожидать увеличения количества частных предприятий в Украине вдвое.

— Как долго этого придется ждать?

— Скачок произойдет, конечно, не вдруг, а в течение какого-то времени. Например, если бы Украине удалось подняться с ее нынешнего 177-го места в рейтинге по уплате налогов до 60-го, мы могли бы достаточно уверенно прогнозировать увеличение количества частных предприятий более чем в 2,5 раза за четыре-пять лет.

Кому-то такие выкладки могут показаться слишком оптимистичными, но, уверяю вас, они основываются на наших исследованиях по целому ряду стран. Возьмем, например, Египет, данные прошлогоднего анализа. Там количество новых частных предприятий (я имею в виду официально зарегистрированных и работающих, а не принадлежащих к теневой экономике) возросло на 60% всего за один год. И это явилось результатом качественной налоговой реформы, а также реформы процедур оформления предприятия.

— Можете ли вы привести другие примеры последних лет, когда успешно проведенные реформы в тех или иных государствах давали значительный положительный макроэкономический эффект?

— Существует достаточно много примеров стран в восточноевропейском и центральноазиатском регионе, которые провели успешные реформы, качественно улучшив условия ведения бизнеса. В первую очередь необходимо вспомнить Эстонию — в последнее время она является самой быстрорастущей экономикой в Европе. За последние два-три года показатель ее роста достиг двузначного числа, а за последние пять — составлял в среднем порядка 9,5%. Это больше, чем у любого другого европейского государства.

Еще одна из самых быстро растущих экономик в мире — Латвия, тоже достигшая значительных успехов в реформировании своей предпринимательской среды.

У обоих этих государств рейтинг по показателям Doing Business высок по отношению не только к другим переходным экономикам, но и по сравнению с богатыми странами (Эстония — 17-я, Латвия — 22-я в мире).

Очень показательным примером, безусловно, является Грузия. Эта страна в течение трех последних лет была одним из мировых лидеров в реформировании условий ведения бизнеса. Серьезные реформы там стартовали в начале 2004-го, то есть проводятся всего в течение трех—трех с половиной лет. Но динамика роста ВВП уже весьма показательна. Если непосредственно перед реформами темпы роста составляли 2,5—3,5 % в год, то уже в 2004-м они увеличились до 4,5—5%, а в 2005-м — до 8%. В прошлом году рост составил 9,5%, а прогнозы на нынешний — уже почти 12%.

Мы не ожидаем, что каждая реформа даст немедленный эффект. Некоторые реформы могут осуществляться в течение одного года, как, например, изменения порядка регистрации предприятия. А иные могут длиться и два-три года, если речь идет о более сложных преобразованиях, таких как налоговая или реформа трудового законодательства.

Но в течение одного-трех лет вы обязательно увидите выгоды от реформирования, и пример Словакии — тому подтверждение. Эта страна осуществила большинство своих реформ в период 1999—2003 годов. И, начиная уже с 2005-го, стала не только европейским, но и мировым лидером по объему прямых иностранных инвестиций на душу населения.

Есть множество примеров из других частей света. И эти примеры, и наш анализ показывают, что можно получить действительно очень большой эффект в случае проведения необходимых реформ в Украине. Эти реформы в конечном итоге положительно влияют на экономический рост, но еще более важно, они улучшат базовые показатели, такие как количество работающих в стране предприятий и рабочих мест, — одно из главных условий долгосрочного развития государства.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме