Спор между МЧС и украинскими зелеными по поводу того, как, где и чем бороться с мазутом, разлившимся после аварии российского танкера в Керченском проливе, по большому счету подводит к неутешительному выводу: страна не готова к подобным вызовам. И опыт ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, увы, ничему не научил именно нас, более всех пострадавших от самой крупной техногенной аварии. Перечень «невыученных уроков» можно привести длинный, остановимся только на самых главных — тех, которые касаются безопасности людей.
Урок первый — из разряда «пока гром не грянет»...
Через шесть дней после кораблекрушений, которые унесли жизнь четырех человек (еще 19 числятся без вести пропавшими) и нанесли вред экологии всего региона, Украина и Россия наконец-то временно согласовали положение о порядке прохождения судов в Керченском проливе. Напомним, что до сих пор соответствующий документ, а также соглашения об охране окружающей среды и рыболовстве, остаются политическими заложниками. Они в пакете с договором по делимитации морской границы по Черному и Азовскому морях и Керченскому проливу кочуют от раунда к раунду украинско-российских переговоров, конца которым не видно и после трагедии 11 ноября. В этот четверг, после 28-го раунда переговоров в Киеве, послы по особым поручениям МИД РФ Валерий Кеняйкин и Александр Толкач вновь заявили, что российская сторона не считает целесообразным проведение государственной границы между Украиной и Россией в Керченском проливе. Более того, А.Толкач подчеркнул, что вопрос по делимитации границы в Черном и Азовском морях в значительной степени зависит от решения вопроса по Керченскому проливу. Нам напомнили о т.н. Керченском договоре, подписанном Л.Кучмой и В.Путиным после тузлинской эпопеи в декабре 2003 года, в котором оговаривалось создание совместной структуры по использованию акватории Керченского пролива. Так что продолжение следует.
Теперь вчитаемся в пункты Временного положения о порядке судоходства. Это важно для понимания того, как все существовало без этого самого порядка.
По сообщению Министерства транспорта и связи Украины, положением регламентировано, что по крайней мере два раза в сутки — в 9.00 и 21.00 — стороны будут обмениваться данными относительно прогнозов погоды и штормовых предупреждений для информирования судов и при получении штормового предупреждения принимать обоюдное решение о переводе судов в более безопасное место. Контроль и надзор капитаны портов «Крым» и «Кавказ» осуществляют в зонах своей ответственности.
В Керченском проливе вводится единая система обеспечения безопасного прохождения судов. Каждый день к 18.00 центр «Керчь» готовит проект плана прохождения судов на следующие сутки.
Заход, выход и постановка судов на якорные стоянки осуществляются с разрешения центра «Керчь». При этом приоритетность в прохождении перед транзитными судами имеют танкеры и суда с опасными грузами, которые ожидают выгрузки на якорных стоянках. И все эти суда курсируют исключительно Керчь-Еникальским каналом.
Последнее особенно существенно: ранее, чтобы не платить украинскому порту канальный сбор, российские суда шли не по каналу, а по фарватеру. Все затонувшие суда с опасными грузами, к примеру, шли к якорной стоянке по 52-му фарватеру.
Урок второй: информирован — значит вооружен
Достоверной информации о реальной угрозе экологии и экономике региона на сегодня украинская общественность не имеет. Только украинские ликвидаторы отрапортовали, что собрали практически весь разлившийся мазут, как полезло изо всех щелей. Интересно, что на этой неделе появилась новая цифра количества мазута, попавшего в воду из танкера «Волгонефть-139». Ранее официальные лица называли 1200—1300 тонн. Сейчас в сообщениях российских информагентств уже фигурирует около 2000 тонн мазута.
27 ноября Росгидромет сообщает, что в Керченском проливе сохраняются повышенные концентрации нефтепродуктов, а в отдельных местах наблюдается повторное загрязнение ранее очищенных участков береговой полосы.
А тремя днями ранее в Симферополе ученые и лидеры Партии зеленых Украины заявили, что есть реальная угроза дрейфования нефтяных пятен по всему крымскому побережью и срыва курортных сезонов в ближайшие три-пять лет. В штабе по ликвидации последствий, говорят экологи, не учитывают, что кроме направления ветра есть еще подводные течения. Как они действуют — есть яркий пример. «В августе 1986 года произошел разлив 120 тонн печного топлива на феодосийском заводе «Море». Через восемь-десять дней нефтяное пятно ловили уже у ялтинских берегов, оно дошло до Фороса», — говорит Виктор Мусияненко, один из лидеров ассоциации «Экология и мир». Зеленые утверждают, что снимки из космоса свидетельствуют о распространении пятна по побережью Черного и Азовского морей.
Главк МЧС в Крыму заявления экологов опровергает: «по состоянию на 28 ноября 2007 года загрязнение нефтепродуктами в акватории ЮБК не зафиксировано». В главке также «были скрупулезно изучены спутниковые данные, размещенные на Интернет-портале Google Earth, которые были взяты за основу высказываний ряда уважаемых ученых-экологов. К сожалению, в результате тщательного анализа было установлено, что данные снимки были сделаны ориентировочно в марте-апреле 2007 года, т.е. никоим образом не отражают картины реального времени».
Темные пятна на этих снимках, заявляет МЧС, являются «не чем иным как весенними паводковыми водами с горных рек, характерными для Крыма и всех стран Черноморского бассейна».
Спор бессмысленный и несерьезный. Где гарантия, что ученые и МЧС «скрупулезно изучали» одни и те же снимки? Право же, смешно вести спор на таком уровне, учитывая государственную важность вопроса. Это во-первых.
Во-вторых, хочется напомнить, что мы живем в космическую эру в стране, которая называет себя космической. Сколько у нас на орбитах спутников? В скольких международных проектах мы участвуем? В скольких компаниях мира, если не удосужились получать свою информацию такого плана самостоятельно, мы можем ее купить? Чтобы знать реальную картину последствий загрязнения в развитии ежедневно. Чтобы действовать адекватно и оперативно.
Далеко ходить не надо. Представители неправительственных организаций в России — «Гринпис», Всемирного фонда дикой природы, информационно-технологического центра «СканЭкс» и нефтяного проекта некоммерческого партнерства «Прозрачный мир» — представили онлайн-проект, позволяющий с помощью радарных снимков со спутников отслеживать информацию о нефтеразливах. Компания «СканЭкс» провела мониторинг по данным космических снимков со спутника Radarsat-1, сделанных 15 и 16 ноября. Снимки выложены на сайте в открытом доступе. На них хорошо видно положение пятен нефти на поверхности воды в акватории Керченского пролива и южной части Азовского моря. 23 ноября «СканЭкс» получила и обработала новую серию снимков места аварии.
Одно принципиальное уточнение — данные по обстановке на ЮБК «СканЭкс» не приводит. Но если есть опасения у ученых, подтвержденные другим источником, если есть конкретный негативный опыт 1986 года, может, стоит поинтересоваться? Чтобы потом не догонять нефтяное пятно или вылавливать на ялтинских пляжах ленты загрязненных водорослей. Помощник начальника крымского главка МЧС Владимир Иванов сообщил «ЗН», что снимки «СканЭкс» в штабе действительно изучали и, как он считает, они более реалистичны, нежели те, которыми оперировали экологи. Более того, сразу после появления первой серии снимков министр
Н.Шуфрич и начальник главка МЧС А.Мазилин на вертолете облетели район аварии.«Облетели всю косу Тузла и поначалу были шокированы, увидев черные пятна в море. Подумали, что это реальный мазут. Однако при приближении оказалось, что это поднятые штормом и течением со дна смеси песка и ила. Мазут, как мы видели и из вертолета, и на катерах выходили в море, не гуляет такими пятнами, как показывают на снимках. Он гуляет фрагментами, плямами такими, метр, два, три по площади. Эти фрагменты перемешиваются с водорослями, и их выбрасывает на побережье, где-то они на глубине метра, где-то — на четырех, где-то — на дне. А ходит на снимках, и мы четко это с вертолета видели, поднятый штормом ил. Его граница четко прослеживается на снимках», — утверждает Владимир Иванов.
Урок третий: с чем это едят?
Вторая тема громких споров между экологами и ликвидаторами возникла вокруг биосорбента, с помощью которого предлагается нейтрализовать мазут на поверхности воды и на суше. Новый биосорбент «Эколан», который производят в Киеве, активно продвигают «зеленые». С пробной партией сорбента они прибыли в Крым, но не нашли отклика ни у властей, ни у МЧС. В итоге эффективность действия препарата демонстрировали прессе в маленьком аквариуме, загрязненном нефтью.
Действие простое и понятное школьнику: штаммы бактерий, питающихся нефтепродуктами, взаимодействуют с нефтью, и она достаточно быстро (в течение 72 часов) распадается на углекислый газ и воду, а также нерастворимый осадок, который падает на дно. «Эколан» предлагается распылять над нефтяными пятнами с помощью нехитрых установок, которые можно поместить на катера или вертолеты. Главное — делать это оперативно, пока еще не все выброшено на берег, поскольку мазут с галечного побережья убрать можно только вместе с самой галькой. По словам одного из авторов сорбента А.Рощина, штаммы бактерий получили токсикологические паспорта Института микробиологии им.Д.Заболотного НАН Украины, которые подтверждают, что эти бактерии абсолютно безвредны, не представляют никакой опасности ни для людей, ни для морского биоценоза. Кроме того, сорбент не требует утилизации, на что есть специальное заключение главного санитарного врача Украины.
Разработчик установки для распыления биосорбента, профессор и эксперт НАН Украины Владимир Захматов говорит, что «Эколан» в три раза дешевле ближайших аналогов: его стоимость составляет 8 долл. за килограмм. При этом 1 кг сорбента позволяет обезвреживать до 10 кг нефтепродуктов. По его словам, в МЧС ученым заявили, что последствия разлива мазута в Керченском проливе практически ликвидированы, и проведенных работ достаточно для очистки акватории.
Собеседники из МЧС высказывают предположение, что громкая кампания «зеленых» по продвижению «Эколана» с прогнозами о загрязнении ЮБК и срыве курортного сезона очень напоминает рекламную. «Почему разработке уже несколько лет, а заговорили о ней только сейчас, когда и проверить эффективность некогда? К тому же, насколько известно из переговоров, денег на производство этого сорбента у компании нет, а речь идет о миллионах долларов. Получается, сейчас самое время их заполучить», — говорит сотрудник.
Помощник начальника крымского главка В.Иванов уверяет, что проблемы с обеспеченностью сорбентом у ликвидаторов нет. А даже если возникнет — можно купить: «Эконадин» украинский МЧС использует уже около десяти лет. Насколько эффективнее новый сорбент — никто не знает. Но у специалистов есть большие сомнения, что нефть может распасться за 72 часа, как утверждают разработчики».
Казалось бы, что проще: взяли бы, да и проверили, тогда все подозрения и спекуляции отошли бы в сторону. Но тут начинаются странные игры. Ученые на пресс-конференции утверждают, что не получили на свое письмо в МЧС никакого официального ответа. А министерство распространило заявление, что, хотя данный вопрос и находится в компетенции Министерства транспорта и Министерства экологии, МЧС немедленно отреагировало на обращения ученых «и направило письма с просьбой срочно предоставить информацию о возможности использования «особенного сорбента» для уничтожения мазута в районе чрезвычайной ситуации в условиях осенне-зимнего периода. Но ни одной конкретной информации относительно практической реализации предложения не получено». Короче, снова почта виновата...
Ликвидация последствий продолжается. Пропитанные мазутом и сбитые песком водоросли опять собирают на Тузле. Считаются убытки. Украинские министерства уже предлагают включать в них возможные потери от неудачного курортного сезона. Пока одного.