На истекшей неделе в украинской политике произошло несколько событий, внешне не связанных. На основании системного (как любят выражаться правоведы) анализа заявлений и поступков отдельных политиков и целых организаций можно сделать несколько выводов.
Первый. В стенах Верховной Рады активизировался процесс создания новой парламентской коалиции, участниками которой должны стать фракции Партии регионов и блока «Наша Украина — Народная самооборона».
Второй. В процесс (катализатором которого стал спикер Владимир Литвин) вовлекается все большее количество депутатов от фракции «НУ—НС».
Третий. В случае успеха переговорного процесса (а вероятность его крайне повысилась) сменщиком Юлии Тимошенко на посту премьера, возможно, будет политик, напрямую не связанный с Партией регионов.
Четвертый. Стратегически важные решения, скорее всего, будут окончательно утверждены и юридически оформлены только после вступления в должность новоизбранного главы государства. Но все необходимые договоренности должны быть достигнуты еще до инаугурации. К числу этих решений относятся в частности:
— дата проведения местных выборов;
— судьба Верховной Рады, Киевсовета и столичного мэра;
— определение окончательного формата коалиции и персонального состава Кабинета министров.
А теперь обо всем по порядку.
Первым в череде знаковых событий значится парламентское решение об отмене постановления «О назначении очередных выборов депутатов местных советов и сельских, поселковых и городских председателей в 2010 году».
Напомним, что в октябре ВР конституционным большинством(!) узаконила проведение местных выборов 30 мая 2010-го. Через полгода, 16 февраля, депутатский корпус 250 голосами свое решение отменил. Не назначив новой даты. Формальный повод для такого странного решения — отсутствие государственного бюджета. Мол, избирательный процесс должен был стартовать уже 19 февраля, а из каких источников финансировать кампанию — неизвестно. Об удивительном деянии высшего законотворческого органа на этой неделе было сказано немало, но мы считаем своим долгом обратить ваше внимание на несколько важных обстоятельств.
Первое. Решение о проведении местных выборов весной принималось в октябре. И уже тогда любому из голосовавших было понятно, что до конца зимы ключевого финансового документа не будет. Не верите — поройтесь в архивах: нардепы в один голос прогнозировали, что до избрания президента государство будет жить без формализованной сметы. Но тогда это народных избранников не смущало.
Второе. Страна уже имеет опыт финансирования избирательных процессов при отсутствии бюджета. Буде желание, можно было опереться на 46 статью Бюджетного кодекса, предполагающую в таких случаях использование средств Резервного и Стабилизационного фондов. Подобная практика в Украине уже применялась.
Третье. Срок полномочий органов местного самоуправления обусловлен Конституцией, и, самоуправно продлевая этот срок (да еще на неопределенный период), Рада грубо нарушила Основной Закон.
Четвертое. Согласно 85 статье Конституции, Верховная Рада полномочна назначать выборы. Но отмена выборов выходит за пределы ее компетенции. На что парламенту не так давно строго указал Конституционный суд в своем решении от 10 июня 2009 года.
Таким образом, скандальное (иначе не скажешь) постановление ВР от 16 февраля носило антиправовой характер. Потому что в основе его лежали глубоко политические соображения.
Одни силы были заинтересованы в переносе малых выборов, поскольку еще не отбили расходов на большие. Другие хотели сохранить в регионах свое влияние, которое могло ослабнуть (или даже исчезнуть) по окончании грядущей кампании. Третьи желали отложить окончательное решение данного вопроса до той поры, пока не наступит ясность с возможностью проведения внеочередных парламентских выборов. А все вместе не желали «подселения» в коммуналку Советов новых жильцов — команд Тигипко, Яценюка, Гриценко, Тягнибока. Практически все проголосовавшие были не против, чтобы праздник местного волеизъявления остался предметом торга на широкомасштабной политической ярмарке, где Юлия Владимировна и Виктор Федорович выступают в роли главных продавцов должностей и главных покупателей голосов.
Все это было известно и понятно еще до голосования. Но в ходе непродолжительного обсуждения судьбы местных выборов обнаружилось еще одно обстоятельство. Собственно говоря, это обсуждение свелось к несложной игре, точнее, к двухходовке «Кармазин — Литвин». Юрий Анатольевич отпасовал — Владимир Михайлович замкнул. О чем мы? Проект постановления об отмене региональной кампании, в итоге одобренный залом, не был единственным. Существовала инициатива вице-спикера, бютовца Николая Томенко о переносе выборов на март 2011-го. Депутат от «НУ—НС» Оксана Билозир предлагала датой избрания новой региональной власти 26 сентября 2010-го. Существовал целый ворох других проектов, которые были соответствующим образом зарегистрированы. В том числе документ, предусматривающий внесение изменения в Конституцию. Документ не только масштабный, но и необходимый. После политреформы-2004 (из-за банального недосмотра авторов) возникла проблема, требующая оперативного решения. Ибо не могут депутаты местных советов избираться на пять лет, а мэры — на четыре года.
Но в итоге на обсуждение вынесли именно проект Кармазина, внесенный позже остальных, в самый последний момент. Именно вождь таинственной «Партии защитников Отчизны» был определен в качестве основного докладчика. К искреннему удивлению главы профильного комитета Ольги Боднар, которой во время обсуждения отвели роль второго номера. Именно предложение Кармазина призвал поддержать Литвин. И с присущим ему аппаратным умением сделал все необходимое, чтобы оно было принято.
Есть основания считать, что не кто иной, как Литвин был заказчиком такого решения. А Кармазин охотно сыграл роль исполнителя. Как выяснится позже, не в последний раз. Зачем спикеру было необходимо такое постановление? Как утверждают представители его окружения, для создания прецедента — отмены выборов ввиду отсутствия бюджета. Смысл? Об этом несколько позже.
А теперь обратим свой взор в недавнее прошлое. 10 февраля случилось историческое событие — парламент принял закон о регламенте. Совершить это требовала Конституция, причем требовала давно. Но Рада упорствовала долгих 14 лет. КС неоднократно признавал депутатский устав неконституционным — не помогало. Не так давно Рада пошла на уловку: ввела регламент в действие законом. Не помогло — Конституционный суд это решение отверг.
И вдруг — чудо. Всего 20 минут обсуждения и 368(!!!) голосов «за». И президент тут же подписал. Что же случилось?
Регламент был тот же. Многократно «проклятый» Конституционным судом. Но гордо названный законом. Некоторые пытались спорить. Например, Руслан Князевич, утверждавший что переименовать документ мало, следует еще и необходимую процедуру соблюсти. Но его никто не слушал.
Действующие лица были те же. Литвин и Кармазин. Владимир Михайлович призвал исполнить требование Основного закона. Юрий Анатольевич его поддержал. С оговоркой «Я с омерзением буду голосовать.. Но нет выхода другого у нас». И между делом заявил, что из текста проекта, «из-за технических причин выпали некоторые вещи… Тут всего одно предложение, добавить слова «если бюллетени для тайного голосования получили не менее двух третей депутатов от их фактической численности». В суть поправки никто не вникал. Ее одобрили, как принято говорить, «с голоса». Выяснилось, что речь идет об изменении процедуры… избрания спикера. По старым правилам было необходимо участие 226 депутатов. По новым — 300. Суть изменения ясна? Согласно узаконенным изменениям, переизбрать спикера теперь станет, мягко говоря, затруднительно.
Схема была та же. Литвин (заказчик) — Кармазин (исполнитель). Остальные дружно исполнили роль массовки. Организаторов не смутили ни способ внедрения поправки (сильно смахивающий на мошенничество). Ни решение КС от 27 февраля 2001-го, в котором признавалось, что наличие кворума в 2/3 ограничивает возможности коллегиальных органов и мешает им исполнять свои функции.
Почему это решение массово поддержал БЮТ? Как выяснилось, Владимир Михайлович Юлию Владимировну провел. По нашим сведениям, Литвин попросил ее оказать поддержку закону о регламенте. Пообещав взамен не вносить правку о возможном вхождении внефракционных в коалицию.
Насколько можно судить, спикер использовал премьера втемную. Причем дважды. Поскольку 17 февраля, опираясь на свежий Закон о регламенте, он потребовал предоставить список коалициантов. Отвел на это десять дней. Пригрозив, в противном случае, объявить о роспуске большинства. Тимошенко сама вооружила своих врагов. В Конституции правила распада коалиции не были прописаны, они содержались в регламенте. Но КС в своем решении от 26 ноября 2009 отметил, что подобная процедура может быть урегулирована только законом. 10 февраля она была узаконена. В том числе голосами БЮТ.
В законе о регламенте написано, что коалиция невозможна без списков, скрепленных подписями нардепов. Что эти списки эти должны быть опубликованы в «Голосе Украины». Что поводом для распада коалиции может быть уменьшение ее численного состава до 225 (и менее) депутатов.
Но Литвин хитрил.
Во-первых, коалиция создавалась до принятия закона. А закон обратной силы не имеет. Во-вторых, все эти нормы существовали в регламенте, принятом в сентябре 2008-го. На основании этого регламента в декабре 2008-го Владимир Михайлович был избран спикером и объявил о создании коалиции БЮТ-«НУ-НС»-Блок Литвина. При этом никакие списки не прилагались и в «Голосе» не печатались. Были только протоколы решений фракций. А на тот момент регламент был легитимным — КС «похоронил» его только год спустя. В-третьих, списки требуются на момент создания коалиции, а она существует уже больше года. В-четвертых, 10-дневный срок был «позаимствован» спикером из другой статьи Закона о Регламенте. Данный период времени дается фракции, чтобы заявить о своем намерении выйти из коалиции, а не предоставить списки. В-пятых, Закон о регламенте требует «списки членов депутатских фракций, сформировавших коалицию». А не списки депутатов, в коалицию входящих.
То есть требование спикера можно оспорить. В Конституционном суде. Но на это уйдет масса времени. А счетчик тикает. Народ нервничает. Переговоры ускоряются.
На этом и строился расчет.
Переходим к анализу происшедшего. Сделанные нами выводы подкрепляются оперативной информацией, полученной из источников в «Нашей Украине—Народной cамообороне». Игра, затеянная Литвиным при участии и с согласия членов «НУ—НС» не была вовремя понята ни «Регионами», ни БЮТ. Эта игра может поставить Виктора Федоровича в сложное положение, а Юлию Владимировну — в практически безвыходное. Она может превратить Владимира Михайловича и «нунсовцев» из лузеров и просителей в ключевых игроков и уважаемых участников новой правящей коалиции.
Итак, что получается. 26 марта председательствующий на сессии может объявить о распаде существующей коалиции. БЮТ готов с этим спорить, но обжаловать сей факт он может лишь с помощью Конституционного суда. Пока туда обратятся, и пока судьи КС приступят к рассмотрению дела, истекут 30 дней, отведенные Основным законом на формирование нового большинства. Янукович, желающий как можно быстрее избавиться от Тимошенко и сформировать подконтрольный Кабинет, получает такую возможность. Но попадает в жесткие временные рамки. В этих условиях ему придется быть посговорчивее и с будущими перебежчиками из «НУ—НС», без которых новая коалиция не складывается, и с Литвином, который после внесения изменений в Регламент практически сросся с креслом спикера и превратился в чрезвычайно важного игрока.
Не уболтает потенциальных союзников за месяц — придется идти на досрочные выборы. А они Януковичу и «Регионам» не нужны. Во-первых, это означает, что на три месяца Тимошенко остается руководителем правительства. А через три месяца попадает в Раду вместе с Турчиновым, Луценко и всеми вытекающими из этого последствиями. Во-вторых, держателям акций ПР надоело тратить деньги и хочется их побыстрее отбить. А Януковичу надоело тратить время и хочется побыстрее конвертировать электоральный успех в реальную власть. Но в этом случае он как минимум до лета будет жить без своего большинства, без своего Кабмина, без своего бюджета. Его возможности в области законодательной политики и в кадровой сфере будут крайне ограничены. В-третьих, новые выборы с высокой степенью вероятности означают приход новых игроков. Тигипко и Яценюк почти наверняка в будущей Раде будут иметь свои фракции. И договариваться с ними будет еще тяжелее, чем сегодня с четырьмя десятками нунсовцев и (или) с четырьмя-пятью их вождями.
Ну а, допустим, Виктор Федорович со товарищи психанет и согласится на проведение внеочередной парламентской кампании? Но и тут не все так просто. Прецедент создан — выборы без бюджета провести невозможно. Прикиньте, сколько депутатов в этой Раде не имеют реальных шансов переизбраться. А теперь сами ответьте, трудно ли будет найти 226 голосов для принятия необходимого решения. Что это означает для Януковича? Продление периода фактического безвластия. И пролонгацию переговорного процесса.
Есть ли у Януковича другие варианты? Есть. Как сейчас стало модно (к сожалению) говорить, он может пойти на беспредел. Наплевать на Конституцию и законодательство. Назначать губернаторов без представления Кабмина. Игнорировать законы, издавая указы, выходя за пределы своей компетенции. Построить генпрокурора, провести своего человека на пост руководителя СБУ, посадить деятельного товарища в кресло секретаря СНБОУ (например, Медведчука, — такой вариант, кстати, обсуждается). И не упрашивать строптивых ребяток, а методично ломать их через колено. Но. Очень не хочется с этого начинать. Западу хочется продемонстрировать исключительную цивилизованность. А Москве Янукович хочет сразу доказать, что он в этой стране уже все всем доказал. Война явит его слабость, а не силу.
Из трех вариантов, первый кажется наименее обременительным. В «НУ—НС», например, уверены, что Янукович пойдет на уступки, никуда не денется. Первый перепуг уже миновал. Логику критической массы можно просчитать. И разговоры с некоторыми из нунсовцев эти расчеты подтверждают.
У них есть основания не желать выборов — они боятся не быть избранными. У них есть возможность сохранить лицо. В ходе переговоров они выдвигают условия идеологического характера, и не зря. Они уже требуют (в обмен на свою лояльность) от регионалов сохранить:
— курс на евроинтеграцию;
— статус украинского языка как единственного государственного;
— права государства на ГТС.
Добиваясь этого, они пытаются оправдать свою будущую измену перед избирателями. Потому что уверены: Янукович все равно не будет делать резких движений. Из инстинкта самосохранения. Он не захочет холодной войны с Западом, не захочет окончательно потерять доверие половины страны, не захочет превращаться в московского наместника. Он хочет не просто поста. Он жаждет реальной власти, полного контроля и царских почестей. Что по этому поводу думает сам Янукович — вопрос. Но бывшие оранжевые думают так. И логика в их соображениях есть. Даже первые, откровенно промосковские заявления Виктора Федоровича будущих коалициантов не пугают, а, скорее, одобряют. В «НУ—НС» их воспринимают как ритуальный прогиб перед Кремлем и формальный реверанс перед избирателями. А дальше все будет так, как должно быть. И они, политические комбатанты, получат возможность сказать: «Это наша заслуга. Это мы спасли страну от мрака и мерзости запустения. Эта нашими усилиями сохранены европейский вектор развития и робкие ростки демократии».
У них есть желание торговаться. А, значит, имеют шанс не только остаться во власти, но и собрать дивиденды. Невзирая на фактическое политическое банкротство.
У них есть причины думать о своих перспективах. А потому у них есть повод для объединения, все вместе они имеют больший вес, чем поодиночке. Понимание этого уже приходит, и разные группки влияния начинают тянуться друг к другу, невзирая на вчерашние обиды. «Гуртом» они могут требовать многое, например, своего кандидата в премьеры.
У них есть иллюзии, что они будут влиять на процессы после переформатирования власти. Что они смогут играть на противоречиях, существующих в ПР, которые неизбежно обострятся после триумфа Януковича.
Для реализации задуманного им необходима, как мы уже сказали, сплоченность. Демонстрацией которой призвана стать согласованная кандидатура премьера. На сегодняшний день оптимальным претендентом, к удивлению многих, оказался Яценюк.
А чему, собственно, удивляться? Выдвиженец «НУ—НС» должен:
— не быть ставленником ПР;
— не вызывать ярко выраженного отторжения у разных групп влияния в ПР (в первую очередь , у Януковича и Ахметова);
— иметь осязаемое электоральное настоящее;
— обладать политической перспективой.
Ющенко на эту роль, совершенно очевидно, не годится. Он собрался «в отключку» очень вовремя.
Тигипко? Шансы есть. Но есть и проблемы. ПР не готова подогревать амбиции политика, пользующегося популярностью на востоке страны. Янукович видит в нем конкурента себе лично. Ахметов не желает поддерживать премьера, за спиной которого маячит Коломойский. В «НУ—НС» также многие не хотят ставить на человека, в котором напрямую заинтересован вполне конкретный олигарх. Особо сильно не хотят этого те, кто уже «состоял в связи» с Игорем Валерьевичем. К тому же громкий успех сыграл с Тигипко злую шутку. Сергей Леонидович, опьяненный славой бронзового призера, сделал ряд заявлений, несколько оскорбивших слуг национал-патриотов. Несдержанность «сильного украинца» стала причиной для некоторых и поводом для многих. Причиной и поводом, чтобы ставить на Яценюка.
Он ближе. Он понятнее. Он приемлем для того электората, на который по-прежнему ориентируется «НУ—НС». Поддержав его, товарищи по фракции превращают Арсения Петровича в своего должника. Яценюк с его вполне приличным результатом на выборах может стать новым знаменем для оранжевых на будущих выборах. Избрание его премьером автоматически повысит рейтинг бывшего спикера. А значит, проходная часть его списка удлинится. И в ней найдут место все достойные. Для тех немногих, кто по-прежнему ориентирован на Ющенко, Яценюк однозначно лучше, чем Тигипко. О дружеском участии Катерины Михайловны в судьбе Арсения Петровича всем известно. О влиянии Катерины Михайловны на Виктора Андреевича — тоже.
Литвин, роль которого в переговорном процессе возрастает, теплых чувств к «фронтовику» не испытывает. Но Владимир Михайлович уверен, что именно он станет цементирующим звеном в будущей разношерстной коалиции. А значит, именно он станет полновесным партнером Януковича. А не зависящий и от президента, и от парламентского большинства премьер.
Яценюк явно думает иначе. Выгоду своего нынешнего положения он кажется, осознал. Стал посещать заседания фракции. Один из соратников по ячейке даже пошутил: «Явно хочет стать премьером. Начал здороваться по утрам».
Следует ли из вышесказанного, что Яценюк неизбежно станет сменщиком Тимошенко? Отнюдь. Слишком много обстоятельств воздействует на окончательный выбор центров политического влияния. Хотя, по данным «ЗН», например, черновой вариант коалиционного соглашения уже передан спикеру и фракции «НУ—НС».
Но мы пока говорим не о факте, а лишь о тенденциях. О вероятности, которая повысилась в силу еще двух обстоятельств. Во-первых, обработкой части «НУ—НС», судя по имеющейся информации, занялся Александр Лавринович. Он лично давно и хорошо знаком со многими оранжевыми. Он отлично сработался с Литвином. Он имеет и возможности, и желание доказать свою нужность Януковичу.
Во-вторых, Юлия Тимошенко совершила очередную ошибку. На переговорах с «нунсовцами» она взяла неверный тон. Как выразился один из них, «она не предлагала, а покупала. Одни это оскорбило, других удивило. Они хотели, чтобы на худой конец приличия соблюдались». У многих сомневающихся сложилось впечатление, что Тимошенко готова на союз с Януковичем хоть сегодня. Но ее туда уже не зовут. А их зовут.
Так чем они хуже? И чем они лучше?