А ПОЧЕМ ПРОТИВОГАЗЫ В УКРАИНЕ? УКРАИНОЙ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ МАСТЕРА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ

Поделиться
Перманентная избирательная кампания в России, на необъятных просторах которой вот уже добрый дес...

Перманентная избирательная кампания в России, на необъятных просторах которой вот уже добрый десяток лет не прекращаются выборы мэров, губернаторов многочисленных областей и краев, президентов автономий, а также всевозможных советов и дум, стала отменной питательной средой для зарождения и развития пиаровского движения. По самым свежим данным Исследовательского центра РОМИР («Российское общественное мнение и исследование рынка»), сегодня в среднестатистическом российском PR-агентстве работают 30 человек. Годовой оборот четверти из опрошенных РОМИРом фирм превышает 3 миллиона долларов, треть зарабатывает около 300 тысяч у.е., столько же компаний состоит в профессиональных объединениях. Общее количество боевых единиц на российских пиаровских фронтах не подсчитано. Но цифра «155», которой определяется число только тех, кого РОМИР включил в список анкетируемых, красноречиво доказывает: в этой области Украина позади, если не планеты всей, то уж Европы – точно. Стоит ли удивляться тому интересу к импортным политконсультантам и политтехнологам, который со вступлением в новый «электоральный период» опять начинает просыпаться у наших политиков?

И хотя отечественные метры имиджмейкерского искусства, испытывая вполне объяснимую ревность, утверждают, что зарубежные гастролеры не владеют такой важной составляющей успеха, как знание местной специфики, а суммы их гонораров не умещаются на табло калькулятора, интерес не только не ослабевает, но в отдельных случаях воплощается в уже подписанные контракты. Имена, мало о чем говорящие даже продвинутому в политическом отношении гражданину Украины, но весьма известные в России и за пределами ее политтусовки, все чаще упоминаются в одной связке с отечественными партиями и отдельными государственными мужами. Безусловный лидер в этом плане – глава российского Фонда эффективной политики (ФЭП) Глеб Павловский. Магнетизм этого политтехнолога намбер ван (что совсем недавно подтвердило экспертное исследование «Третий рейтинг российских PR-агентств», по результатам которого ФЭП занял первое место), оказываемый на украинских соискателей депутатских мандатов, в первую очередь зиждется на статусе главного кремлевского идеолога. «Я лишь один из многих людей, дающих Путину советы», – скромно признается Глеб Олегович. И эта скромность с лихвой компенсируется откликами о нем как о фигуре, по своей мифической роли равнозначной некогда всемогущему российскому олигарху Березовскому. Рассказывают, будто сам Борис Абрамович, пишет Deily Telegraph, в одном из последних перед отъездом из России выступлений «благословил» своего преемника, заявив, что доступ к уху Путина достался Павловскому.

Понятное дело, не попытаться завладеть таким ценным (особенно для тех, кто инициирует разработку принципов «новой русской политики») кадром в Украине не могли. Что с успехом и сделали объединенные социал-демократы. Контракт о совместной деятельности на выборах-2002 между СДПУ(О) и Фондом эффективной политики не только заключен, но и уже активно реализуется, о чем свидетельствуют участившиеся посещения предвыборного штаба эсдэков людьми из группы Павловского. Объемы расходов на столь дорогое удовольствие, судя по всему, не смутили новых клиентов «великого мистификатора». По некоторым сведениям, г-н Павловский только свой гонорар за проведенную кампанию оценивает обычно в цифру с количеством нулей, в котором можно запутаться. Можно представить ту сумму, на которой сошлись новоиспеченные украинско-российские партнеры, если москвичи отзываются о ней как об «очень хороших деньгах». Впрочем, в чем чаще всего сходятся авторы многочисленных публикаций в зарубежной прессе, посвященных Глебу Павловскому, так это в том, что его образ и деятельность в значительной мере им же самим максимально мифологизированы. Наш герой, пишет Daily Telegraph, «не более чем шарлатан, владеющий скорее черной магией самомистификации, чем талантом современного Макиавелли». «Он знает, – вторит «Профиль», – чем больше слухов, тем больше почтения, страха и в конечном итоге — денег».

Единственное, в чем можно быть уверенным наверняка, – в потере Украиной на этих выборах остатков невинности и неискушенности по части ведения информационных войн. «Специалист по загрязнению окружающей политической среды» (так называет Павловского российская «Общая газета»), известен не только как генератор кремлевских идей, но и как первый олигарх Рунета, создавший и владеющий немалым количеством известных порталов и новостных сайтов. Именно Интернет давно и успешно используется в России в качестве благодатной почвы для разведения политических скандалов и провокаций. В трех-четырех интернет-изданиях публикуется «жареная утка», на которую клюют новостийные телепередачи и печатные издания, вполне обоснованно, со ссылкой на конкретный источник, пересказывая сенсацию и развивая тему. А к тому времени, когда «пострадавший» начинает оправдываться и опровергать «компру», информация исчезает из виртуального пространства, вымарываясь даже из архива. Либо, что намного вернее для заметания следов, испаряются сами сайты-дезинформаторы. Политтехнологи в общем-то и существуют для мелких гадостей. Но Глеб Олегович, судя по откликам, – непревзойденный мастер политической интриги. Самая громкая скандальная история, связанная с изготовлением и распространением подметных грамот от Павловского, произошла в 1994 году, когда в печать им была запущена анонимная «аналитическая записка» (в широких кругах известная под названием «Версия №1») с обвинением кремлевских начальников не последнего уровня в подготовке «дворцового переворота». Очень скоро выяснилось, что заговор – плод очередного интеллектуального эксперимента «великого манипулятора». Им заинтересовалась ФСК, и Павловский чудом избежал сурового наказания за ложный навет.

Однако ему уготована роль заочного куратора избирательной кампании украинских социал-демократов. Непосредственно командовать парадом, по некоторым сведениям, будет его давний приятель Марат Гельман, персонаж не менее колоритный и занимательный. Помните культовую советскую пьесу о том, как сознательные рабочие отказались получать не заработанную ими премию? Ее написал отец Марата, Александр Гельман. Но, как заметил журнал «Профиль», последующие события показали, что никакого особого влияния творчество отца на сына не оказало. Он заболел изобразительным искусством. Причем в такой форме, что стал им торговать. При этом так успешно, что открыл первую частную галерею современного арта в Москве, которой владеет и поныне. Именно искусство привело Гельмана-младшего в политику. Задавшись целью очистить российскую столицу от скульптур Зураба Церетели, оскорбляющих эстетический вкус галериста, он затеял проведение по этому поводу референдума в Москве. Это послужило поводом для знакомства его с московским мэром Юрием Лужковым, что оказалось весьма плодотворным. Пару лет спустя, группа художников, возглавляемая Гельманом, получила подряд на оформление внутреннего помещения Гостиного двора и, как утверждает российская пресса, триста тысяч долларов на развитие проекта.

В Фонде эффективной политики Марат Александрович со дня его создания. И специализируется на так называемых интеллектуальных провокациях. Во время президентской кампании в России 1996 года гельмановское объединение художников «Якиманка» объявило о своей поддержке Геннадия Зюганова. Но уже на следующий день Гельман отозвал свою подпись, обвинив коммунистов в приписках. Есть и другие примеры неординарных способностей Марата Александровича в этой области. Как оказалось, ему вполне удается успешное проведение выставок не только произведений изобразительного искусства, но и экспонатов абсолютно иного рода. Приглашение в Киев лидерами нашей «Трудовой Украины» аккурат в разгар кассетного скандала московского психолингвиста, который рассказывал и показывал всем желающим, что с помощью современной техники на магнитофонной ленте можно синтезировать любой голос, было вовсе не отечественным ноу-хау. Задолго до этого, когда на страницах российских газет только стали появляться острые публикации с расшифровкой аудиозаписей бесед важных лиц, Марат Гельман организовал выставку компромата, на которой продемонстрировал, каким образом можно сфабриковать фальшивку. Цель акции очевидна: у высоких должностных лиц появляется железная отмазка, а любые журналистские расследования уже не могут «выстрелить» по-настоящему.

Конкурентом Павловского по борьбе за влиятельность и доступ к Кремлю называют Петра Щедровицкого, основателя и руководителя Школы культурной политики. Конкурентом и антиподом. Методолог, философ, культуролог Щедровицкий – персонаж, куда менее привлекательный для журналистских исследований. Наверное, связано это с отсутствием у него ауры Великого и Ужасного, присущей его антиподу. Незамеченный в громких скандалах и не обладающий таким количеством врагов и недоброжелателей, как руководитель ФЭПа, он является не только иллюстрацией к истине «Хорошими делами прославиться нельзя», но и доказательством тому, чем эффективная политика отличается от культурной. Предпочтение последней, надо полагать, отдает Виктор Пинчук, в избирательном штабе которого трудится с некоторых пор Щедровицкий. В числе его удачных проектов значится, кроме прочего, «комплексное проектирование и организационное сопровождение кандидата в депутаты Верховной Рады Украины Валерия Хорошковского». Именно Хорошковский числится в первой пятерке предвыборного списка еще только проектируемого, но уже успевшего стать субъектом информационного пространства Украины Нового либерального объединения. Вместе с «трудовичкой» Инной Богословской и политологом Владимиром Грановским, одинаково близким как Хорошковскому, так и Пинчуку. У НЛО, нужно заметить, есть и другое название – «Новая сила». Неизвестно, правда, будет это одна организация с альтернативными названиями или две различные. Но точно то, что структура задумывается аналогичной по своему идеологическому и креативному наполнению российскому Союзу правых сил (СПС). Богословская, конечно, не Ирина Хакамада, Хорошковский — не Борис Немцов и даже Пинчук – не Анатолий Чубайс, но у них есть Петр Щедровицкий с Ефимом Островским, которые такое же комплексное проектирование и организационное сопровождение оказывали СПС. Зачем изобретать велосипед? Его всего лишь нужно приспособить к езде по украинским шляхам. Занимается Щедровицкий и ТУНДРой.

Ангажированный Виктором Пинчуком в тандеме со Щедровицким Ефим Островский, основатель и руководитель ГОСТа («Группы Островского»), – специалист также не последнего калибра. Лингвист и профессиональный коммуникатор, он, правда, по своему же утверждению, входит в десятку самых высокооплачиваемых специалистов в мире по управлению политическими кризисами и избирательными кампаниями. Свою пиаровскую карьеру начал с консультирования Амана Тулеева. В числе наиболее известных клиентов называет председателя бюджетного комитета Госдумы Николая Гончара, мэра Севастополя Виктора Семенова, Президента Украины Леонида Кучмы, депутата Госдумы Сергея Мавроди. Нужно заметить, что очень часто российские политтехнологи не зацикливаются только на политических проектах. Так, Щедровицкий является советником по энергетическим программам РАО «ЕЭС России», а в перечне его наработок числится создание концепции и группы пилотных проектов реорганизации РАО. Здесь не мешало бы заметить, что руководившие во время последних президентских выборов в Украине пинчуковским «Уличным телевидением» россияне Тимофей Сергейцев и Дмитрий Куликов занимали далеко не последние посты в «Интерпайпе».

Впрочем, давняя привязанность к российским пиарщикам Виктора Михайловича не мешает ему расширять географию в поисках новых имен. Поговаривают, что в дружный коллектив пинчуковских политтехнологов затесались англичане и даже французы. На счет англичан более-менее достоверной информации «ЗН» получить не удалось, а вот о французе кое-что известно. Это признанный в соответствующих мировых кругах мэтр креатива и политтехнологии Жак Сигела, возглавлявший две президентские кампании Миттерана, работавший с Квасьневским, имеющий опыт предвыборной борьбы в других восточноевропейских странах. Это теоретик высочайшего класса, который вряд ли приедет на полгода в Киев консультировать ТУНДРу или «Трудовую Украину» отдельно по поводу их электоральных преимуществ и недостатков. Но в глобальном плане его идеи действительно нетрадиционны и глубоки. Другое дело, что воплотить находки этого теоретика под силу не каждому практику.

Других достаточно реальных связей между заграничными пиарщиками и отечественными политиками установить пока не удается. Возможно, сказывается неопределенность с законом о выборах. Либо еще не припекло. Однако смотрины время от времени все-таки происходят. По некоторым данным, ищет новых клиентов в Украине Консалтинговая группа «Имидж-Контакт» (возглавляемая Алексеем Ситниковым), которая в уже упоминавшемся рейтинге российских PR-агентств занимает второе место. Контора солидная, имеющая свое представительство во многих городах СНГ, в том числе и в Киеве. Есть основания полагать, что ее может трудоустроить Партия регионов. К «Яблоку» сватался Игорь Минтусов со своим Центром политического консалтинга «Никколо М», но у них не сложилось, поскольку Михаил Бродский решил обходиться имеющимися в наличии мозговыми ресурсами. Неизвестно пока, выльются ли во что-то серьезное переговоры Минтусова с Сергеем Тигипко, с которым, поговаривают, он встречался. Но шанс обрести украинского заказчика у него есть, поскольку Минтусов неплохо котируется. В числе потенциальных участников наших парламентских выборов называют также Юлию Русову, чья группа в прошлую кампанию работала с «Громадой», а также «Новоком» Алексея Кошмарова.

Такое увлечение российскими специалистами в области политтехнологий привнесет изрядную долю напряжения в избирательную кампанию. Конкуренция и соперничество наших олигархов (а именно они больше всех замечены в симпатиях к заграничным пиарщикам, имея при этом возможность утолять их серьезные финансовые аппетиты) обострятся конкуренцией и соперничеством между режисерами их избирательных кампаний. Скандалы, провокации и информационные боевые действия – это хлеб Павловского. Противостояние им – хлеб Щедровицкого. Когда на отношения противоборствующих олигархов накладываются отношения их советчиков и креаторов, изменений в сторону симпатий ждать не приходится. А между тем, подписывая контракт, московские политтехнологи обязательно оговаривают, что победы они не гарантируют. «Мне интересны не клиенты, – признался как-то Глеб Павловский, – а политическая технология».

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме