«100 дней новой власти: какая модель правления формируется?»

Поделиться
Традиционно консорциум независимых аналитических центров осуществляет мониторинг первых 100 дней деятельности новой власти...

Традиционно консорциум независимых аналитических центров осуществляет мониторинг первых 100 дней деятельности новой власти. Такой мониторинг является комплексным анализом шагов различных ветвей власти и их оценкой с точки зрения соответствия демократическим нормам и ценностям.

Смена руководящей элиты страны в результате президентских выборов 2010 г. привела к существенным, отчасти радикальным, усилить государственное регулирование в сфере СМИ. Одним из первых был указ президента об упразднении (вопреки закону «О телевидении и радиовещании») назначения А.Мирошниченко членом Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания на второй срок. Сейчас полномочны лишь три члена Нацсовета, так что орган не имеет кворума, и его работа фактически заблокирована.

Второго апреля президент ликвидировал Национальную комиссию по утверждению свободы слова и развитию информационной области; вместо этой комиссии и ряда других совещательных органов создан Гуманитарный совет, в который вошли несколько представителей медиаотрасли.

С нарушением законов состоялась смена руководства Национальной телекомпании Украины. 17 марта 2010 года Кабинет министров подчинил себе НТКУ и назначил ее генеральным директором Е.Бенкендорфа. Эта реструктуризация и кадровые изменения ставят под сомнение перспективу преобразования НТКУ в канал общественного вещания.

Член фракции Партии регионов В.Киселев 17 мая 2010 года сделал очередную попытку внести в повестку дня законопроект об установлении уголовной ответственности за клевету. Его коллега Е.Бондаренко предлагает наказывать СМИ за публикацию «ложных и безответственных заявлений политиков».

Деятельность государственных органов в сфере внедрения цифрового телерадиовещания крайне неудовлетворительна, что угрожает Украине международными проблемами уже в ближайшие два года.

Власть подчеркивает свою непричастность к цензуре и давлению на журналистов. Однако тональность новостей стремительно меняется: они становятся слишком лояльными к власти, в них преобладает официоз, бывают случаи замалчивания общественно важных фактов. Количество материалов с признаками заказа в теленовостях возрастает. Журналисты сообщают о появлении запрещенных тем, отказе или существенном редактировании материалов, содержащих невыгодную для власти информацию, и прочие признаки цензуры.

В целом наблюдается ухудшение ситуации со свободой слова, усложнение коммуникации между властью и СМИ, снижение качества новостей, учащение случаев вмешательства в работу редакций, давления на журналистов и нарушения их прав, цензуры и самоцензуры. Реакцией на эти процессы стали публичные заявления журналистских коллективов, акции протеста, создание общественного движения «Стоп цензуре!». Обеспокоенность положением свободы слова высказали международные журналистские организации, ПАСЕ и Госдепартамент США.

Качество диалога новой власти с гражданским обществом. Рядом указов президента от 02.04.2010 г. ликвидированы несколько совещательных органов, в т.ч. Национальная комиссия по укреплению демократии и утверждению верховенства права. Вместе с тем избранные самой властью представители общественности включены в Национальный антикоррупционный комитет и Общественный гуманитарный совет. Создан Общественный комитет по мониторингу выполнения законодательства в сфере развития и поддержки предпринимательства.

Проблемой остается отсутствие общих критериев эффективности консультативно-совещательных органов и учета их предложений. Из 20 министерств информацию об учете замечаний общественности предоставляло лишь одно — Министерство юстиции. 19 министерств предоставили лишь планы мероприятий по выполнению Концепции благоприятствования развитию гражданского общества.

Проблемой остается отсутствие эффективного контроля и санкций за нарушение стандартов поведения госслужащими. Стандарты преимущественно игнорируют или применяют выборочно. Нет обязательной отчетности органов исполнительной власти относительно учета предложений общественности и результатов мониторинга ими выполнения государственной политики, не разработаны мероприятия правового просвещения относительно диалога органов власти и общественности.

Нормотворческие изменения, направленные на создание условий для развития диалога с гражданским обществом, носят несистемный характер. Вместе с тем законотворческая деятельность власти в сфере гражданского общества немного активизировалась. Приняты за основу законопроекты о консультациях с молодежными общественными организациями (впрочем, на практике речь идет прежде всего о припартийных молодежных объединениях), об информировании общественности о состоянии законности; о социальной рекламе; о волонтерском движении; о всеукраинском референдуме. Обновлен проект закона «Об общественных организациях», который должен упростить процедуры их регистрации и расширить права относительно консультаций и общественной экспертизы.

Проект постановления КМУ о мерах по обеспечению участия общественности в формировании и реализации государственной политики восстанавливает норму об обязательных консультациях по требованию трех общественных организаций. Свой количественный состав общественные советы должны определять самостоятельно. В их компетенцию включена общественная экспертиза, в т.ч. антикоррупционная. В общем, предложения общественности по усовершенствованию нормативно-правовой базы для диалога учитываются лишь частично.

Планы и действия новой власти в образовательном секторе. В этой сфере имели место негативные резонансные действия в связи с внешним независимым оцениванием (ВНО) и поступлением в высшие учебные заведения: было решено сдавать тесты на языках обучения в школе (а не только на украинском, как раньше), введен трехлетний срок действительности сертификата ВНО, повышен удельный вес среднего балла аттестата в конкурсном балле с 4 до 25%, допущены к поступлению лица, набравшие менее 124 баллов по непрофильным дисциплинам, при условии получения ими 170 и более баллов по профильным дисциплинам, выпускникам школ 2007-го и предыдущих годов позволено поступать на обучение без отрыва от производства по результатам вступительных экзаменов, для неаттестованных по украинскому языку разрешены экзамены по другому языку. Все эти меры представлены в качестве усовершенствующих ВНО, обеспечивающих равенство доступа к высшему образованию и повышающих роль и значение школы. Вместе с тем Д.Табачником предложено дополнить поступление на специальности технического и естественно-математического цикла собеседованиями и вступительными экзаменами. В марте 2010 г. силами провластной коалиции провален закон о внешнем независимом оценивании. Симптоматично отсутствие упоминания о ВНО в Программе экономических реформ на 2010—2014 гг. президента В.Януковича.

Предложенные нововведения в самом деле позволяют облегчить процедуры прохождения ВНО, но и расширяют сферу коррупционных рисков во время выпускной/вступительной кампаний и делают дальнейшую судьбу ВНО и поступления в вузы зависимой от ведомственных, политических и корпоративных интересов.

Остальные новации касаются трех взаимосвязанных сфер: европейская интеграция высшего образования Украины, университетская автономия, повышение качества высшего образования и контроль за качеством. Спектр намерений, заявлений и конкретных действий здесь довольно широк — от введения приложения к диплому европейского образца (приложение, как и диплом, будет печататься централизованно) до упорядочения и оптимизации системы аккредитования и лицензирования, от планов перехода на европейский стандарт магистерских программ до модернизации подходов к формированию перечней направлений и специальностей в обучении бакалавров и магистров, от расширения прав вузов в формировании контингента студентов до включения в компетенцию местных органов власти вопросов открытия новых вузов, специальностей и направлений обучения. Определенные признаки системного подхода к реформированию образования можно отыскать в Программе экономических изменений президента В.Януковича на 2010—2014 гг. Впрочем, здесь отсутствуют какие-либо реальные новации. К тому же часть задач по этим программным приоритетам была реализована предыдущими правительствами, а часть — так и осталась декларациями.

На сегодняшний день характер действий власти в образовательном секторе свидетельствует о старой тенденции к кулуарно-бюрократическому методу определения приоритетов и задач, нехватке внешней экспертной оценки: в действиях правительства в сфере образования наблюдается избыток политической либо идеологической целесообразности (там, где речь идет об отмене или отрицании действий предшественников), наличие корпоративных интересов и коррупционных рисков (там, где речь идет о ВНО и интересах ректорского корпуса вузов). Существует чрезмерная заполитизированность отдельных заявлений и действий министра образования и науки (особенно в языковом вопросе и относительно преподавания истории в школах).

Экологизация государственной политики и общественного сознания — требование времени. Вопреки европейским требованиям, Программа экономических реформ на 2010—2014 гг. не содержит экологической составляющей. Вместе с тем в ней задекларированы намерения обеспечить внедрение европейского принципа «кто больше загрязняет, тот больше платит». Внедрение механизма экологического налогообложения планируется к концу 2012 года, а новой системы платежей за добычу полезных ископаемых — до конца 2014-го.

Экологические приоритеты новой власти изложены в подразделе 3.1. Раздела 3 Государственной программы экономического и социального развития Украины на 2010 год. Этот подраздел не проходил общественное обсуждение на стадии подготовки проекта, и сюда не попали столь важные приоритеты, как экологическое образование, образование и информирование общественности, привлечение общественности к процессу принятия экологически значимых решений.

Подготовка и принятие к концу 2010-го закона Украины «О стратегии национальной экологической политики на период до 2020 года» являются главным условием получения Украиной секторальной бюджетной поддержки от Европейского Союза. Требования о проведении общественного обсуждения проекта стратегии ныне в большинстве своем удовлетворены, но процедура еще не завершена.

Наблюдаются расхождения между декларируемыми в Программе правительства приоритетами и реальными действиями ветвей власти. Так, часть 3.1.5. «Развитие заповедного дела» преследует цель на протяжении 2010 г. увеличить количество заповедных территорий Украины на 5,9%. Вместе с тем на разных уровнях власти продолжаются попытки отменить ряд указов президента Украины о создании национальных природных парков. Уничтожение зеленых зон в пределах населенных пунктов указывается среди основных проблем подраздела 3.1. Этому приоритету противоречат действия местных властей в Харькове (без предварительного обсуждения с общественностью, что является грубым нарушением природоохранного законодательства).

Гендерная политика. Гендерная политика традиционно была маргинальной для украинской власти, хотя она является эффективным инструментом решения социальных проблем, а гендерное равенство — неотъемлемой демократической ценностью.

Государственная программа экономического и социального развития Украины на 2010 г. демонстрирует довольно поверхностное понимание гендерной политики и проблем, связанных с гендерной дискриминацией. Среди основных задач в сфере обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин определено лишь противодействие насилию и торговле людьми. Не уделяется внимание гендерному разрыву в размерах заработной платы, низкой представленности женщин в процессах принятия решений. Ввиду отсутствия квалифицированного экспертного сопровождения, сделанные заявления о повышении пенсионного возраста женщин до уровня мужчин отрицательно восприняты обществом.

Парламентское большинство не поддержало идею введения квот во время выборов народных депутатов (законопроект №1232 отклонен и снят с рассмотрения). Представители власти позволяют себе демонстрировать публичное небрежение принципов гендерного равенства. Одновременно наявны опасения относительно критического освещения действий и намерений правительства в этой сфере в СМИ.

Новая власть получила рекомендации от Комитета ООН по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в которых выражается обеспокоенность низким представительством женщин в органах власти высшего уровня, распространением гендерных стереотипов в обществе, насилием над женщинами, торговлей людьми. Очевидно, что очередным шагом новой власти должна стать разработка новой Государственной программы внедрения гендерного равенства.

Проект осуществлен при поддержке Международного фонда «Відродження»

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме