ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ ДЛЯ НДС

23 апреля, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 16, 23 апреля-29 апреля 2004г.
Отправить
Отправить

Дискуссия вокруг реформы системы администрирования НДС в Украине, которая разгорелась после появления президентских указов о введении НДС-счетов, и не думает утихать...

Дискуссия вокруг реформы системы администрирования НДС в Украине, которая разгорелась после появления президентских указов о введении НДС-счетов, и не думает утихать. На прошедшей неделе парламентский комитет по вопросам финансов и банковской деятельности так и не смог решить, какой из трех законопроектов на эту тему принять за основу для дальнейшего рассмотрения. Учитывая, что Президент внес свой проект как первоочередной, то есть рассмотрен он должен быть еще на текущей сессии, парламенту очень скоро предстоит вернуться к вопросу НДС.

Напомним, кроме президентского проекта закона №5333-2 «Об отдельных текущих и отдельных регистрационных счетах» плательщиков НДС, зарегистрированы еще два документа с похожими названиями — №5333 от 29 марта, разработанный депутатами Виталием Хомутынником и Сергеем Буряком, и №5333-1 за авторством Сергея Терехина.

В последние две недели обсуждение продвинулось настолько далеко, что проекты уже не только имеют мало общего со злополучным постановлением Кабмина, но и значительно отличаются от собственных исходных текстов.

Председатель комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Сергей Буряк предполагает, что базовым станет президентский проект, на основе которого будет разработан компромиссный вариант. Эксперты отмечают, что он имеет много общего с проектом Хомутынника и Буряка: проекты практически совпадают как по структуре, так и по содержанию. Они оба предполагают введение отдельных НДС-счетов (у Буряка—Хомутынника они называются «налоговыми счетами») параллельно с кассовым методом начисления НДС. Именно параллельное с учреждением налоговых счетов введение кассового метода ведения налогового учета вместо правила «первого события» аналитики трактуют как едва ли не самый значительный пункт среди предлагаемых усовершенствований системы администрирования НДС.

Суть кассового метода — выплата НДС не по факту отгрузки, а по факту уплаты за товар/услуги. Кассовый метод учета, по мнению разработчиков проекта, должен поставить крест на искусственной недоимке у продавцов товаров в случае задержки оплаты или отсутствия средств у неплатежеспособного клиента. Предполагается, что он сделает невозможной такую теневую схему, как выведение НДС через фирмы-фантомы.

Правда, между этими проектами есть и существенные различия. И, как показало обсуждение в парламентском финансовом комитете, то, что снижение ставки НДС до 15% в президентской версии предлагается не с 2005 года как у депутатов, а на год позже — с 2006-го, — не самое болезненное из них. Наибольшей критике подверглись именно те положения президентского проекта, которые, как предполагают эксперты, появились в документе под влиянием ГНАУ.

Лазейки для налоговиков

При введении НДС-счетов, пожалуй, наибольшее волнение у предпринимателей вызвала перспектива «замораживания» на них оборотных средств. Чтобы смягчить проблему, и в президентском, и в депутатском законопроектах предусматривается возможность возвращения денег с налогового счета на текущий. По проекту Хомутынника—Буряка налогоплательщик сможет вернуть с налогового счета на собственный текущий счет сумму, эквивалентную перечисленной величине НДС в том случае, если у него нет задолженностей по уплате НДС.

Президентский проект предусматривает, на первый взгляд, еще большее послабление: средства со спецсчетов можно будет переводить в отдельных случаях по согласованию с ГНАУ. «По сути, такое нововведение нивелирует саму идею НДС-счетов: опять появятся «откаты», незаконное возмещение НДС и так далее», — считает координатор проектов Института конкурентного общества Ксения Ляпина.

Простейшая схема незаконного возврата НДС выглядит следующим образом. Создается сеть фирм, в конце которой находится фирма-фантом. Она и предъявляет заявку на возмещение НДС из бюджета, а после ее обналичивания исчезает. По идее, НДС-счета должны ликвидировать возможность существования подобных фирм-фантомов именно потому, что с НДС-счета деньги снять невозможно. А если сохранить для ГНАУ возможность по собственному разумению давать разрешение на снятие средств с НДС-счетов, то зачем тогда весь сыр-бор затевали?

Еще одна новация президентского законопроекта — солидарная ответственность участников торговых операций. То есть, если в цепочке расчетов обнаружится фирма-«мотылек» либо недостаточно чистоплотный или же просто неаккуратный в ведении отчетности партнер, то пострадают все субъекты, участвовавшие в данных расчетах, поскольку они не смогут включать эти операции в свой налоговый кредит. Таким образом, хозяйственным субъектам предписывается быть бдительными с партнерами. Жизнь налоговиков это, возможно, и облегчит. Но тогда дискредитируется сама идея индивидуальной ответственности предприятий за уплату НДС, чего и предполагается достичь введением спецсчетов. Хоть и списана эта норма с болгарского законодательства, но и в Болгарии от солидарной ответственности в конечном итоге отказались в пользу введения спецсчетов.

Основная проблема — возмещение НДС

Однако нельзя забывать основную цель реформы — решить проблему возмещения НДС. Усиление налогового контроля путем введения налоговых счетов предполагается сбалансировать параллельным внедрением механизма автоматического возмещения НДС. Президентский и депутатский проекты вводят единую систему бюджетного возмещения НДС без деления на бюджетное (внутреннее) и экспортно-импортное. Возмещает средства Госказначейство по заявлению налогоплательщика в течение пяти операционных дней по истечении 30 календарных дней, начиная со дня почтовой отправки заявления. При этом, согласно обоим законопроектам, НДС будет возмещаться путем перечисления средств на налоговый счет плательщика.

То есть сокращается и время возмещения НДС (сейчас даже требовать возмещения можно только через месяц), и полностью меняется философия возмещения: не предприниматель доказывает налоговой, что имеет право на возмещение, а налоговая в течение 30 дней должна доказать, что предприниматель такого права не имеет. В сущности, ГНАУ таким образом теряет контроль над возмещением, поскольку занимается этим непосредственно Госказначейство в безусловном режиме.

При этом президентский законопроект предполагает усилить ответственность государства перед налогоплательщиком путем введения системы штрафов для налоговых органов. А именно: суммы, которые государство не возместило налогоплательщику, будут считаться государственной задолженностью и на них до дня погашения включительно насчитываются проценты на уровне 120% учетной ставки Национального банка. Кроме того, налогоплательщик имеет право обратиться в любой момент после возникновения бюджетной задолженности в суд с иском о возмещении денег из бюджета и привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в ее появлении.

В документе Хомутынника—Буряка схема защиты бизнеса проработана еще более четко. Здесь претендент на возмещение подает декларацию и ожидает 30 календарных дней — не больше. В случае выявления за это время нарушений налоговыми инспекциями (ГНИ) процесс возмещения НДС может быть приостановлен еще на такой же период решением суда. После чего плательщик либо соглашается с выводами налоговых органов, либо обжалует их в судебном или административном порядке. В последнем случае налогоплательщик информирует Госказначейство об обжаловании решения ГНИ. И уже это заявление является основанием для возмещения НДС. Если плательщик налога выигрывает суд, ему возмещается НДС с соответствующими процентами, которые начисляются за весь срок задержки возмещения. Таким образом, процесс возмещения выписан в депутатском законопроекте как более «автоматический». Будет ли он таковым на самом деле, можно только гадать.

Теперь пару слов о законопроекте Сергея Терехина. Сравнительный анализ в данном случае неуместен, ибо в терехинском документе ни слова не сказано о введении специальных счетов для НДС. Вместо этого депутат предлагает решить проблему, внедрив автоматический порядок бюджетного возмещения, одновременно усилив ответственность за его незаконное получение. А именно, с целью усиления борьбы с фиктивными фирмами и конвертационными центрами депутат предлагает ввести правила, согласно которым бюджетное возмещение будет предоставляться исключительно компаниям, имеющим должную налоговую историю и не использующим схем налоговой минимизации. Интересно, как фирмы будут доказывать в ГНАУ, что они имеют «должную налоговую историю»?

Аналитики полагают, что предложения Терехина могут оказаться более привлекательными для бизнеса с той точки зрения, что налоговые счета не вводятся вообще. Но сам законопроект не решает ни проблему с возмещением налога (оно не становится прозрачным для всех участников рынка без т.н. VIP-списков), ни проблему с незаконным возмещением НДС, не предполагает снижение ставки налога и переход на кассовый метод. А пожелание усилить борьбу с коррупцией в налоговых органах, конечно, благое, но слабо реализуемое.

С другой стороны, автоматическое возмещение, кассовый метод и снижение ставки НДС до 15 % — это те положения, которые бизнес давно и безрезультатно пытается пролоббировать. По мнению Виталия Хомутынника, введение НДС-счетов — плата за то, чтобы они наконец прошли. Он уверен, что без введения спецсчетов в ближайшие пять—десять лет на осуществление этих трех действительно важных изменений надеяться не приходится.

Впрочем, ситуация может стать еще более интригующей. ГНАУ готовит собственный проект по борьбе с незаконным возмещением НДС, полностью основанный на идее солидарной ответственности. Это мыслится как конкуренция введению НДС-счетов. Вряд ли ГНАУ рассчитывает на его принятие. Но, по большому счету, для налоговой достаточно просто сорвать введение трех вышеуказанных новаций вкупе с НДС-счетами.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК