Защита от дурака, или как победить коррупцию с помощью электронных технологий

17 апреля, 2015, 00:00 Распечатать Выпуск №14, 17 апреля-24 апреля

Решение задач, связанных с преодолением в Украине экономического кризиса, вызванного не только потерей части территории и ведением военных действий на Востоке страны, но и глубинными структурными пороками отечественной экономики, предполагает анализ и инвентаризацию ее ресурсной базы. В том числе выявление и эффективное использование скрытых резервов.

 

Решение задач, связанных с преодолением в Украине экономического кризиса, вызванного не только потерей части территории и ведением военных действий на Востоке страны, но и глубинными структурными пороками отечественной экономики, предполагает анализ и инвентаризацию ее ресурсной базы. В том числе выявление и эффективное использование скрытых резервов.

Одним из таких резервов, причем огромных, является могущественный системный теневой фактор (ресурс) экономики. На долю таких реально действующих в любой стране, но мало задействованных для общественного блага экономических ресурсов в Украине приходится до 60% (и более) официально учитываемого статистикой ВВП. И в Украине, как и в подавляющем большинстве других государств, идет постоянная, но в целом крайне малоуспешная борьба за их "осветление". Чрезвычайно низкая эффективность мер по детенизации в нашей стране предопределена как их заведомой бесперспективностью и недальновидностью, так и зачастую сугубо декларативным характером. В том числе и поэтому подобные усилия все чаще воспринимаются лишь как очередная попытка государственного беспредела и грабежа, к тому же "замешанная на беспросветной чиновничьей глупости и жадности".

Однако задача мобилизации и использования для общественного блага огромных теневых резервов экономики все же имеет эффективное решение.

Теоретическая база

Всемирно известный философ и гуманист Франсуа де Ларошфуко вывел главную продуктивную силу поведения человека — себялюбие. Выдающаяся политик и мыслитель ХХ века Маргарет Тэтчер отмечала: "Стремление к повышению своего благосостояния, как утверждает основатель политэкономии капитализма Адам Смит, — общая черта всех людей. Это стремление является проявлением того… что А.Смит назвал "эгоизмом".

Теория общественного выбора вирджинской школы приобрела всемирную популярность в 1987 г., когда ее основатель Джеймс Бьюкенен был награжден Нобелевской премией в области экономики. Теория базируется на утверждении, что большинство людей, независимо от их общественной роли, действуют преимущественно исходя из преследования личной выгоды.

Основной рецепт, который предлагают теоретики общественного выбора, с учетом наличия в любой стране политического рынка, политической ренты, эффекта личных интересов, следующий: для улучшения функционирования политической системы государства разумнее не искать лучших из лучших, чтобы потом избрать их в государственные органы, а искать пути ограничения избранных в некоторых рамках.

Этот рецепт Дж.Бьюкенена очень похож на вывод, к которому пришел известный философ Карл Поппер, подчеркивающий, что необходимо сформулировать вопрос: "Как бы нам так организовать политические институты, чтобы плохие или некомпетентные правители не могли причинить большого вреда?".

Создатель широко известного закона Парето доказал, что распределение богатства среди населения осуществляется несбалансированно: 20% населения в среднем владеют 80% материальных ценностей, т.е. 10% населения имеют приблизительно 65% материальных ценностей, 5% населения — 50% и т.д. Парето объясняет такой дисбаланс нелогичностью поведения людей.

В Украине закон Паретто не работает. Индекс Джини (показатель, измеряющий степень равенства общества с точки зрения доходов) для Украины в 2013 году составил 0,90. В мировом антирейтинге нашу страну обогнала лишь Россия (рекордсмен с самым высоким показателем в мире — 0,93).

Можно с уверенностью констатировать, что сегодня последствия вредных для большинства факторов нечестности (глупости, жадности) меньшинства стали угрожать благополучию всех жителей Украины.

Становится очевидной необходимость применения методов минимизации влияния нечестных действий меньшинства на благосостояние большинства. Благодаря использованию этих методов появляются реальные возможности изменить соотношение 80/20 на "зеркальное" — 20/80, то есть увеличить благосостояние людей в 4 раза (идеал) или 2,5–3 раза (ближе к реальности).

Проще говоря, предлагается свести на нет фактор честности/нечестности элиты, правителей, бизнеса. В этом случае становится неважным, кто приходит к власти или руководит бизнес-структурами в стране.

Где решение?

Поскольку человек в принципе может поддаваться искушениям, все усилия по реформированию должны быть направлены на защиту человека — как правителя или чиновника, так и обычного гражданина — от соблазнов, то есть на минимизацию факторов субъективных решений, ошибок и злоупотреблений индивида.

Такой принцип защиты от неумышленной или умышленной ошибки человека или устройства (foolproof — букв. защищенный от дурака, ошибкоустойчивый) не нов. Он уже много десятилетий является обязательным элементом конструирования как сложных оружейных комплексов и технологий (в т.ч. известной всем "красной кнопки" управления ядерным оружием), так и любых сложных технических устройств. 

Можно прогнозировать, что уже в ближайшем будущем в мире будут массово применяться электронные "системы защиты от ошибочных или сознательно преступных действий человека, групп людей", если короче — "системы защиты от нечестного" (системы ЗОН).

По сути, система ЗОН — это электронная система управления государством, работа которой строится на следующем общем принципе: ни одной кнопки, которую может бесконтрольно нажать нечестный (глупый, жадный). Под кнопкой понимается все разнообразие явлений и процессов как в жизни отдельного человека, так и государства в целом.

В отличие от традиционных систем "электронное правительство", которые в основном направлены на организацию оборота и контроля электронных документов, предлагаемая система ЗОН решает задачи организации безусловного электронного взимания налогов, акцизов, таможенных пошлин, сборов, платежей за энергоресурсы, коммунальные услуги и др.

Реальность и высокую рентабельность внедрения электронных технологий, используемых в рамках системы ЗОН, группа антикризисных менеджеров из Украины может проиллюстрировать на примере проведенной ими еще в 1993 г. очень быстрой (6–7 месяцев) общенациональной операции по спасению экономики Украины.

Эта операция осуществлялась в период значительно худшего по сравнению с нынешним экономического кризиса в условиях:

— сжатия Нацбанком Украины почти втрое за год (!) денежной базы (в эквиваленте долларов США);

— инфляции на уровне 10 000% годовых;

— падения ВВП Украины в три раза за год (!);

— роста курса национальной валюты на 4975%;

— банковских переводов денег в срок 10–30 дней (за которые деньги успевали обесцениться в 3–10 раз);

— массового применения "чеченских АВИЗО" (когда через банки воровалось до 25–30% напечатанных в стране денег).

Путем внедрения Нацбанком системы электронных платежей (СЭП) удалось:

— всего за шесть месяцев увеличить в десятки раз скорость осуществления переводов всех денег Украины (для сравнения, в США скорость оборота денег увеличилась вдвое за 30 лет);

— всего за девять месяцев добиться не только остановки резкого падения производства в стране, но и его увеличения (по итогам третьего-четвертого кварталов 1994 г. на 18%);

— достичь резкого уменьшения темпов падения курса национальной валюты (за первый квартал 1994 г. рост курса составил всего 6%);

— добиться значительного снижения темпов инфляции (за второй-третий кварталы 1994 г. — до 31%);

— достичь возвращения денег в банковский сектор (денежный мультипликатор за второй-третий кварталы 1994 г. вырос на 35%).

Расчетная рентабельность инвестиций во внедрение СЭП составила почти 100 000%.Ежегодный экономический эффект в 1994–
1995 гг. по стране оценивался на уровне 4–5 млрд долл. США при объемах инвестиций на уровне 4–
5 млн долл., расчетный срок окупаемости инвестиций составил приблизительно 8 часов.

Поскольку человек слаб, бороться с его слабостями бесперспективно и бесполезно. Система ЗОН позволяет изменить правила игры, с помощью новейших электронных технологий не убеждая, а вынуждая людей (как рядовых граждан, так и бизнесменов, чиновников, правителей) поступать честно, мобилизовать и направить на благо общества Украины колоссальный системный теневой ресурс экономики.

Расчетная рентабельность инвестиций во внедрение предлагаемых электронных технологий системы оценивается на уровне примерно 3000%, срок окупаемости вложений составляет приблизительно 12 суток.

На первом этапе с помощью системы ЗОН в Украине появится возможность быстро (всего за первый год) создать новые механизмы взаимоотношений сторон (государства, граждан и хозяйствующих субъектов), исключающие возможность уклоняться от уплаты основных налогов — НДС, налога на прибыль или единого налога. Это позволит увеличить поступления в бюджет Украины более чем в 2–2,5 раза.

Как это работает?

Рассмотрим, как можно быстро и достаточно просто применить принципы электронного сбора налогов. Основным инструментом для электронного налогообложения является вышеупомянутая система электронных платежей. Подключившись к СЭП, можно будет в режиме реального времени получать данные о банковских оборотах, доходах, расходах, входящем/выходящем НДС и т.д., позволяющие организовать электронное налогообложение. А главное — применяемую при электронном налогообложении банковскую информацию никто, ни налогоплательщик, ни налоговик, не смогут изменить или исказить.

В замкнутой электронной финансовой среде благодаря внедрению системы ЗОН все денежные оплаты хозяйствующих субъектов, кроме платежей в бюджеты и государственные фонды, будут считаться доходами других субъектов и обязательно в автоматическом режиме будут обложены налогами. В целом по всей стране сумма учтенных денежных выплат будет всегда совпадать с суммой полученных денег (с имеющимися в большинстве платежей составляющими добавленной стоимости и прибыли).

Возникает вопрос, почему предложенные для использования в системе методы электронного собирания налогов, т.е. фискализации электронных финансовых оборотов хозяйствующих субъектов, до сих пор не применяются нигде в мире, особенно в развитых странах?

Ответ довольно прост. Преобладающее большинство существующих в мире национальных платежных систем традиционно работают на "нетто" (клиринговом) принципе. Украинская СЭП является исключением из правила, она построена на "брутто"-принципе, то есть предусматривает отдельную пересылку каждого платежа (электронного сообщения). Эта особенность позволяет ей беспрепятственно стать фундаментом системы электронного налогообложения и передавать все необходимые данные системе ЗОН.

Клиринговый принцип пересылки между банками пакетов (реестров) из большого количества платежей (электронных сообщений) не позволяет налоговым органам большинства стран мира получить непосредственный доступ к информации о платежах каждого из хозяйствующих субъектов. Вся эта информация подпадает под понятие банковской тайны и не может использоваться как исходные (при этом очень объективные) данные об оборотах, финансовых результатах, доходах и затратах, добавленной стоимости и прибыли организаций и предприятий (налогоплательщиков).

Платежные системы, работающие на "брутто"-принципе, обычно принимают на себя только незначительную часть трансакций, в основном используясь для осуществления электронных переводов больших сумм денег или срочных (экспресс) переводов.

Украинская СЭП и сегодня считается одной из лучших в мире платежных систем и получила у банкиров мира почтительное имя "украинский SWІFT", поскольку, во-первых, количество трансакций, проходящих через СЭП, всего в несколько раз меньше, чем суммарно проходит через международную глобальную всемирную систему SWІFT, а во-вторых, СЭП переводит деньги по всей Украине за считанные минуты. Только украинские бизнесмены имеют возможность, подключив систему "клиент—банк", делать по 5–
8 оборотов денег в день.

Следует подчеркнуть, что предлагаемые нововведения относительно администрирования и фискализации электронных финансовых оборотов всех хозяйствующих субъектов, которые предлагаются системой, в Украине частично уже применяются. Методологически (в части налаживания электронной фискализации доходов) эти нововведения во многом похожи на утвержденные Минфином и введенные в Украине в 2012–2013 гг. "Требования относительно создания контрольной ленты в электронном виде в регистраторах расчетных операций и модемах для передачи данных". Вышеназванные требования предусматривают обязательность дооснащения существующих или выпускаемых кассовых аппаратов фискальными приставками и модемами передачи данных с использованием технологии защиты информации, разработанной еще в 2000 г. по заказу Нацбанка Украины уже второй внедренной в Украине национальной платежной системы — Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП).

Тем самым правительство Азарова, вводя "фискализацию" доходов, старалось прессинговать малый бизнес, требуя от него полной уплаты налогов, и это действительно приносит государственной казне Украины по несколько миллиардов гривен в год. Но в случае имплементации принципов законопослушности путем принудительного введения методов электронного сбора налогов для средних и крупных компаний можно дополнительно получить в сотню раз больше денег, чем с малого бизнеса (т.е. несколько сотен миллиардов гривен в год).

Нетрудно подсчитать, сколько бы заплатили в 2014 г. только НДС и налога на прибыль все украинские налогоплательщики от тех 15 трлн грн годовых объемов только учтенного банковского денежного оборота, если бы они работали на упрощенной системе налогообложения (4% от денежных поступлений). Эта сумма составила бы фантастические для Украины 600 млрд грн в год (это без поступления акцизов, таможенных пошлин, сборов и других бюджетных доходов) то есть была бы более чем в три раза больше, чем фактически уплаченные в 2014 г. около 190 млрд грн.

Именно ликвидация сегодняшней двойной, тройной и т.д. "бухгалтерии", да и самой бухгалтерии как таковой — основная цель внедрения системы. Останутся только банковские электронные выписки и электронные чеки и отчеты кассовых аппаратов. Раз в месяц каждому налогоплательщику от системы будет приходить распечатка— сколько нужно доплатить (свыше перечисленных авансом, например, 3% от входящего оборота) или сколько денег бюджет должен вернуть (в течение, например, пяти дней). Бумажная бухгалтерия и отчеты будут присутствовать, только если были бартерные, лизинговые операции или операции с ценными бумагами, а также товарные операции без предоплаты.

В дальнейшем, на втором этапе, система ЗОН позволит достаточно быстро (за период с второго по пятый год) детенизировать и мобилизовать другие системные теневые ресурсы экономики. С одной стороны, будут увеличены госдоходы — поступления других налогов, акцизных, таможенных, пенсионных, социальных и других сборов, оплаты реально учтенных потребленных энергоресурсов (электроэнергии, газа, воды, тепла) и коммунальных услуг. А с другой — уменьшены расходы, благодаря снижению злоупотреблений в процессе государственных тендерных закупок и распределения бюджетных средств. Все это позволит примерно за четыре года дополнительно минимум в 1,5 раза увеличить общие поступления в государственные бюджеты и фонды.

Кроме того, на втором этапе система ЗОН должна наладить независимый от фактора честности/нечестности людей контроль за большинством важнейших процессов в стране — от электронных выборов президента и депутатов всех уровней, референдумов и подбора кадров до улучшения энергосбережения и экологического состояния каждого предприятия.

Система ЗОН должна быть полностью децентрализованной, чтобы исключить возможность одновременного выведения ее из строя. Каждый из более 70 электронных кластеров, входящих в систему, не должен зависеть от других, имея свою собственную программно-аппаратную защиту информации с отдельными генераторами электронных ключей, разграничением доступа к информации, а также собственным встроенным присущим только ему элементом защиты от нечестного.

Контроль над всеми сферами жизни страны, в том числе над ветвями власти Украины, должна осуществлять не столько система, сколько гражданское общество. Система — это только инструмент народного контроля над властью.

Настройка и перенастройка системы — это и есть суть защиты от "нечестного". Система строится по принципу трехуровневой защиты. Криптографы называют это распределением доступа к информации, ее изменению и передаче.

Любая перенастройка или вмешательство в работу системы должны автоматически выявляться. Все это — важнейшие задачи и элементы борьбы с "нечестным", немалая часть решения которых ложится на плечи отдельных ведомств, которые будут санкционировать постановку задач по созданию каждого из
70 кластеров системы (обязательно под контролем экспертной среды, выдвинутой из состава гражданского общества).

Таким образом, система ЗОН позволит за очень короткое время организовать полный централизованный учет движения и налогообложения большинства финансовых оборотов и доходов в стране с уменьшением до минимума теневой и коррупционной составляющих, создать механизмы глобального электронного контроля и мониторинга со стороны первых лиц государства, Нацбанка и гражданского общества за большинством финансовых потоков, принятых управленческих решений и общественных процессов в стране.

Программу создания в Украине "Электронной системы управления государством" дважды рассматривали центральные органы исполнительной власти и СНБО Украины: в 2000-м и 2005 г. Последний раз согласно распоряжению премьер-министра Украины от 18 мая 2005 г. №23660/1/1-05 "Программу электронной борьбы с коррупцией и тенизацией экономики "Честная Украина" рассмотрели и одобрительно оценили центральные органы исполнительной власти Украины. Но поскольку Украина в мире давно ассоциируется со словом украсть, оба раза, несмотря на вполне одобрительные оценки специалистов, программу похоронили под надуманным предлогом отсутствия денег.

Возникает правомерный вопрос: неужели уровень тенизации экономики недостаточно высок для принятия каких-либо мер? И если так, то почему реальные расчеты уровня тенизации отличаются от официальных показателей, которые регулярно публикует правительство Украины? Одной из причин такого несоответствия расчетов реальному положению дел является некорректная интерпретация в Украине двух базовых понятий — shadow economy и black economy, заимствованных из англоязычных источников, когда термин black economy ("черная экономика" или "чисто криминальная" экономика) трактуется как "теневая экономика".

Нами разработана новая оригинальная методика расчета уровня тенизации экономики Украины, позволяющая, в отличие от общепринятых методик, учитывать факт сокрытия от государства данных об осуществляемойлегальной деятельности — о реальных объемах производства, оборотов, доходов, расходов, добавленной стоимости и налогооблагаемых прибылей.

Такой расчет предлагается проводить исходя из официальных данных об объемах учтенных Нацбанком и банкамимежбанковских взаиморасчетов, которые непосредственно характеризуют деловую активность предприятий. На основании данных о реальных хозяйственных операциях можно определить по каждому налогоплательщику и в целом по стране значения валовых доходов, расходов, финансовых результатов, налога на прибыль, сальдо НДС и т.д.

Украинский бизнес небезосновательно очень не хочет расставаться с деньгами, понимая, что большинство оплаченных им налогов будут из бюджета украдены.Почти каждое предприятие в Украине занимается "оптимизацией" налогов. При этом почти 40% предприятий в Украине отчитываются об убытках вместо прибылей, чего нет ни в одной развитой стране ЕЭС и мира. Теневые доходы владельцы предприятий прячут от налогообложения, в том числе откупаясь от налоговых органов, действуя по привычным для Украины, погрязшей в тотальной коррупции, принципам: "плачу, только когда поймают" или "налоги и долги платят только трусы или дураки".

Налоговые и другие силовые органы, имитируя бурную деятельность по борьбе с нарушителями законов, осуществляют эту борьбу в ручном режиме по принципу "своим — все, чужим — закон", или "откупился — свой, не откупился — чужой". Такое положение дел приводит к ужасающему уровню коррупции и тотальной тенизации бизнеса в Украине.

В связи с отсутствием сегодня у государства возможности осуществлять электронный сбор налогов хозяйствующие субъекты Украины сами начисляют и платят налоги на свое усмотрение, а не исходя из реальных оборотов, доходов и расходов. Поэтому реальный уровень тенизации по учету хозяйственных оборотов и уплате налогов в Украине значительно больше (до 68–74%), чем отчитываются госорганы (менее 40%).

Показатель 50% в мире считается критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на жизнь людей становится настолько ощутимым, что противоречия между легальным и теневым укладами наблюдаются практически во всех сферах жизни общества и отдельного человека.

По нашим расчетам, Украина сегодня опережает по уровню ВВП, с учетом фактической тенизации экономики и паритета покупательной способности, многие наиболее развитые страны мира, реально находясь на 22-м месте в мире,а не в четвертом десятке, как принято считать.

В случае внедрения системы ЗОН Украина всего за два-три года сможет подтвердить факт обладания 22-й в мире экономикой, чисто технологическим и методологическим путем увеличив учтенные показатели ВВП минимум в 2,5 раза. Также появляется реальная возможность постепенно, в течение двух-пяти лет, в 1,5–3 раза увеличить и вплотную приблизить к восточно- и центральноевропейскому уровню реальные доходы населения Украины.

Переход на новый современный уровень честных налоговых и платежных взаимоотношений в Украине может и должен сопровождаться постепенным реальным снижением ставок налогов (НДС — до 12%, налога на прибыль — до 13%), а также переходом к более простым процессам электронного налогообложения в стране. 

Все это всего за два-три года позволит нашей стране значительно увеличить свою инвестиционную привлекательность. Создание в Украине условий "налогового рая" вместе с современной прозрачной и некоррумпированной налоговой средой позволят быстро и гарантированно переадресовать огромные финансовые инвестиционные потоки в направлении Украины. Очень запутанный Налоговый кодекс Украины вместе с письмами-разъяснениями, вмещающимися сегодня почти на
1,5 тыс. страниц, могут быть коренным образом упрощены и сокращены (приблизительно до 50 страниц).

При этом придется решать традиционно трудную задачу, чтобы от снижения уровня налоговне снизились, а значительно увеличились бы общие объемы сборов в бюджеты всех уровней и государственные фонды. Быстро решить эту еще вчера фантастическую проблему реально с помощью новейших технических и методологических решений, которые базируются на суперсовременных инновационных электронных технологиях, а также с помощью новейших принципов и тенденций приоритетного применения безналичных электронных денег (вместо наличности).

Ничего плохого в электронном контроле нет, если только он служит на благо всех людей, а не на пользу клептократов — налоговиков и чиновников.

Другое дело, что сегодня почти все жители Украины не верят государству, зная, что все равно украдут. Для исправления такого положения созданы интернет-технологии системы ЗОН, которые направлены не на фискализацию (контроль доходов), а на контроль (в том числе со стороны гражданского общества) за расходами и инвестициями государства.

Недоверие к государству постепенно должно трансформироваться в доверие к защищающей народ электронной системе ЗОН (которую невозможно обмануть). Это доверие появится только по мере наполнения кошельков граждан Украины — ведь давно известно, что любовь к Родине заканчивается за чертой бедности.

Быстрая реализация с помощью системы ЗОН структурных реформ позволит продемонстрировать настоящий потенциал и возможности Украины не как сырьевой или аграрной страны, а каксовременного модернового высокотехнологичного государства.

С помощью лучших в мире электронных платежных систем в стране должны заработать лучшие в мире информационные системы управления государством, результатом внедрения которых станут быстрое и значительное снижение уровня тенизации экономики и коррупции, значительное повышение уровня жизни и доходов населения, демократии, экономического и оборонного могущества государства.

Кроме значительного увеличения иностранных инвестиций, правительство Украины получит возможность на прозрачной конкурсной основе (под контролем интернет-технологий системы) направлять собственные внутренние инвестиции и кредиты в создание новых необходимых для страны инновационных производств, на государственные заказы, капитальные вложения, инфраструктурные проекты, экологическую безопасность и т.д. Внутренние инвестиции с учетом эффекта синергии оцениваются в огромную сумму — до 3 трлн грн за первые пять лет, до 10 трлн грн — за десять лет, что значительно больше, чем даже теоретически могут составлять зарубежные инвестиции.

Массовые инвестиции в запуск новых инновационных производств увеличат долю добавленной стоимости в ВВП Украины за пять лет не менее чем на 20–30%. Общеизвестно, что рентабельность производства электронных устройств может достигать 300–500% (против 10–25% при производстве сырья и полуфабрикатов).

Расчеты показывают, что за счет рефинансирования лишь 15–20% от объемов дополнительных доходов, получаемых с помощью системы, можно за пять лет полностью внедрить все ее электронные технологии.

Это подтверждает, что никакие зарубежные инвесторы не смогут дать Украине столько денег, сколько можно получить путем детенизации и декоррумпизации экономики Украины.

Презентации "Электронной системы управления государством" в Париже, Лондоне, Риме, Москве, Астане, Варшаве, Таллинне, Риге, Кабуле, Тегеране, Исламабаде, Алжире, Дамаске показали, что система является вполне конкурентоспособной и не имеет аналогов в мире.

Каждый месяц задержки внедрения системы обходится бюджету Украины в 30–45 млрд грн, и поскольку внедрение базовых технологий системы можно осуществить за счет привлеченных инвестиций, нет смысла тратить много времени на согласования с большим количеством учреждений и чиновников, которые в очередной раз сделают все, чтобы "заболтать" проблемы. Для решения вопроса внедрения системы ЗОН достаточно быстрого консолидированного волевого политического решения президента, правительства и фракций парламентской коалиции об окончании периода накопления капитала в Украинеи о переходе к реальной детенизации и декоррумпизации страны.

"Создать систему, при которой нельзя было бы воровать. Именно это должно лечь в основу реформ в Украине" — призвал украинцев в ходе визита в Киев (30 января
2015 г.) польский экономист Лешек Бальцерович, архитектор польского экономического чуда.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 4
  • Alexzander Moschenko Alexzander Moschenko 24 квітня, 09:27 Ага, Нью-Васюки як вони є. Виглядає гарно, десяток дата-центрів не завадять економіці, а чілійський кібернет може переродитися у якісно новому вигляді. Проте чи допоможе нова система тим, хто полінився довести до ладу стару систему? Підозрюю, що більшість тіньовиків "внєзапно" перейдуть на "бартерні, лізингові операції або операції з цінними паперами, а також товарні операції без передоплати" з паперовою бухгалтерією, яку будуть перевіряти ті ж самі сьогодняшні податкові інспектори. З тими самими результатами. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно