Зарплата или жизнь? Диспропорции бюджета-05 грозят сохраниться и в будущем году

02 сентября, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск № 34, 2 сентября-9 сентября 2005г.
Отправить
Отправить

Старт очередному бюджетному процессу был дан не 15 сентября, как предписывает Бюджетный кодекс, а загодя...

Старт очередному бюджетному процессу был дан не 15 сентября, как предписывает Бюджетный кодекс, а загодя. Уже 30 августа с.г. проблемы наших государственных и, в большей степени, местных финансов обсуждались на совместном заседании Консультативно-совещательного совета по вопросам местного самоуправления при председателе Верховной Рады Украины. За исключением разве что премьера Юлии Тимошенко, все выступающие говорили не о планах на 2006-й, а о ситуации нынешней, требующей безотлагательного реагирования. Но кто сказал, что проблемы-05 не могут плавно перетечь в проблемы-06? Могут, еще как могут!

В целом заседание прояснило позиции сторон. Минфин будет правдами и неправдами добиваться выполнения бюджета нынешнего года и красивой цифры в бюджете будущего. Местные руководители, которые сегодня, в отличие от прежних лет, настроены менее воинственно, потребуют от центральной власти решения некоторых точечных проблем, понимая, что большая финансовая свобода местного самоуправления, конечно же, необходима, но в ближайшие два-три года явно не до нее. Сделанная в ходе оранжевой революции ставка на новые, высокие зарплаты и пенсии так перекосила отечественную бюджетную систему, что как минимум несколько лет уйдут на поиск нового баланса. И новых источников бюджетных доходов.

Премьер, хотя и видит нынешние финансовые диспропорции, предпочитает рассуждать о более светлых материях. «Мы выполнили политический заказ, — говорила Юлия Владимировна на заседании Консультативного совета о решении направить деньги на выплату повышенных зарплат и пенсий, — и с огромным удовольствием его выполнили. Сегодня все социальные платежи, копейка в копейку, выплачиваются вовремя».

Несколько иные настроения царят на местах.

При наличии мощнейшего металлургического производства, при громадных инвестициях в его реконструкцию и средней зарплате по городу почти в тысячу гривен бюджет Алчевска Луганской области влачит жалкое существование. Четыре месяца подряд он живет на краткосрочных займах у казначейства: не хватает средств на выплату зарплаты учителям. Вся беда в том, что 90% в бюджете — защищенные статьи, прежде всего зарплата.

Будет ли 2006-й для Алчевска лучше — вопрос почти риторический. Это не жизнь, когда определенная Минфином контрольная цифра расходов на образование — 27,5 млн., а расчетная потребность в заработной плате вместе с начислениями — 27,7 млн.

Председатель Запорожского облсовета Владимир Березовский сетует на то, что удельный вес заработной платы в общем объеме расходов учреждений соцкультсферы достигает в регионе 98%. А в целом по стране, по словам председателя подкомитета бюджетного комитета ВР Екатерины Фоменко, зарплата достигает 87% местных бюджетов. Это показатель семи месяцев. Справедливости ради следует сказать, что к концу года он может улучшиться, но лишь до 73% (против 65% — в 2002-м, 64 — в 2003-м, 68%—в 2004-м. И не более 60% в цивилизованных странах).

Что это значит? Только то, что на приобретение, скажем, тех же медикаментов в больницы или продуктов питания местные органы власти должны расходовать собственные ресурсы из так называемой второй корзины, напрочь забыв о неотложных нуждах типа поддержания жилого фонда или строительства дорог местного значения. Еще несколько лет подобной динамики — и роль местного самоуправления окончательно сведется к передаче денег из государственной казны бюджетнику.

Вопреки постоянно звучащим заклинаниям о социальности, говорить о высоком качестве бюджета в таких условиях не приходится. О бюджете развития — тем более. Финансисты хорошо знают, что по нормативам ЕС капитальные расходы в бюджете развития не могут быть меньше 10%. В Польше — 15, Словакии — 17%. В украинском бюджете образца 2005 года — аж 3%. Да и эти средства расписаны удивительным образом. К примеру, до конца августа на местах не получили ни одной гривни из субвенции на строительство газопроводов и отводов. Судя по тому, что финансирование запланировано на вторую половину года, в Минфине считают, что лучшее время для строительных работ в средней полосе — октябрь, ноябрь и декабрь…

В целом, по подсчетам бюджетного комитета ВР, на местах даже для выплаты заработной платы не хватает до конца года минимум 1,2 млрд. гривен. Но это, опять-таки, средняя температура по больнице. В одних «палатах» план по доходам выполняется на 150%, в других — едва на 30. Поэтому депутаты намерены с начала сессии еще раз поднять вопрос о дополнительных трансфертах еще в 2005 году, чтобы в селах не приходилось сокращать классы-комплекты и переводить бюджетников на 50 или 75% ставки.

Подобная «оптимизация» нынче идет полным ходом. И лет ей ровно столько, сколько Бюджетному кодексу. Но можем ли мы говорить об обоснованности этих вынужденных мер? В стране который год обсуждается необходимость внедрить стоимостные и качественные стандарты предоставления общественных услуг, от которых при оптимизации можно было бы «плясать». Но бюджет 2006 года снова будет сформирован с учетом старых, «потолочных» подходов…

И все же вернемся к 1,2 млрд., которых на местах не хватает даже на выплату зарплаты. По логике вещей, центральный бюджет должен бы поделиться с местными. Тем более что, судя по выступлению министра финансов, все бюджетные задания успешно выполняются и перевыполняются.

Уже 30 августа Виктор Михайлович смог с уверенностью заявить о выполнении плана по доходам государственного бюджета за восемь месяцев текущего года и выразить уверенность, что и план августа также будет выполнен. Однако и.о. председателя бюджетного комитета Людмила Супрун представила картину в несколько ином свете. По ее словам, в показателях выполнения «сидят» более чем 8,2 млрд. гривен переплаченных предприятиями налогов и сборов (а в начале года цифра, за которую все сильно ругали прежнее правительство, составляла 3 млрд.). На сегодняшний день в Украине задолженность по невозмещенному НДС составляет 6,2 млрд., в том числе просроченная — 3,4 млрд. (в начале года — 22 млн.).

Что страну ожидает дальше? Ах, да, конечно же, приватизация. Ее перспективы ощущаешь особенно остро, когда по телевизору передают репортаж о противостоянии вокруг такого приватизированного объекта, как Никопольский завод ферросплавов. Впрочем, если верить премьеру, за оставшиеся четыре месяца Фонд госимущества план 2005 года сумеет не только выполнить, но и «минимум миллиардов на 12 перевыполнить». Вот бы слова Тимошенко — да потенциальным покупателям в уши!

Не менее замечательными показались нам и озвученные премьером источники бюджетных доходов 2006 года.

Первый — массовая продажа на аукционах земель несельскохозяйственного назначения (со слов Юлии Владимировны, будет минимум формальностей, до продажи покупателю не понадобится даже утверждать проект будущей застройки). Соответствующий законопроект правительство готовится подать в ВР уже в начале новой парламентской сессии.

Второй (призванный пополнить прежде всего местные бюджеты) — вывод зарплат из тени на «колоссально прибыльных» предприятиях. Тимошенко заявила, что не дело, когда на одном таком предприятии платят по 3 тыс. гривен, а на другом — всего 300. И при этом почему-то вспомнила банки, сказав, что соответствующее задание перед налоговыми администрациями уже поставлено.

Третий источник — приватизация. В 2006-м, если верить премьеру, к продаже планируются «Укртелеком», а также военные городки общим количеством 462 штуки.

Четвертое — меры по детенизации. На заседании 30 августа среди них были называлиь оптимизация обложения банков и страховых компаний налогом на прибыль, а также «продолжение работы» с оффшорными зонами, через которые идет экспорт высоколиквидной продукции по заниженным ценам.

Лично мне уже надоело писать, что изменения к налоговым законам полагается не только принимать, но и публиковать не позже 15 августа года, предшествующего бюджетному. Поэтому любые новшества в отношении банков и страховых компаний, даже в случае их одобрения парламентом, должны действовать с 1 января 2007-го.

Не хочется в очередной раз доказывать, что зарплата прячется в тени не из-за саботажа руководителей предприятий, а из-за сверхвысоких социальных налогов, снизить которые в настоящее время нет никакой возможности. Как ни печально, но сбалансировать доходы и расходы Пенсионного фонда не удастся и в 2006 году, даже при нынешних начислениях на фонд оплаты труда. Единственное, что удастся, — это снизить объем дотирования ПФ из государственного бюджета. Хотя и незначительно, лишь на 2,6 млрд. грн. (при нынешних 18 млрд.). Именно такие выводы следуют из выступления Виктора Пинзеника на заседании Консультативного совета.

Впрочем, цифры по Пенсионному фонду не окончательные, и ситуация до конца года может еще измениться. Будем надеяться, что в лучшую сторону. Труднее изменить ход мысли наших руководителей с улицы Грушевского. Повышать зарплаты и пенсии, надеясь не на реальные источники, а больше на чудо, из года в год добывать средства для страны «нестандартными мерами» — в этом ли состоит взвешенная бюджетная политика?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК