Вообще-то бюджетный «Новый год» журналисты празднуют не раньше второй половины сентября, когда в один из сессионных дней на трибуну ВР поднимается министр финансов и начинает представлять нарабатанный правительством проект очередного «главного финансового документа». Представление, как правило, получается достаточно яркое — с жонглерами (игра цифрами), иллюзионистами (даешь иллюзию повышения жизненного уровня или, применительно к будущему году, иллюзию более полного финансирования приоритетных отраслей!) и «говорящими головами» (no comment). Это уже при втором чтении происходит процедура распиливания помещенного в ящик «тела» (разумеется, бюджетного) и «смертельный номер» (в виде пакетного голосования десятка самых «стремных» статей).
В завершение, когда многодневная программа худо-бедно отработана, и артисты, и статисты выходят на поклон. Но жиденьких аплодисментов (друг другу) хватает ненадолго. Вместо столь приятных для чиновничьего слуха звуков — стук пластиковых бутылок о мостовую в исполнении шахтеров. Или очередная мольба прохожего о подаянии: «Помогите на пропитание, два дня не ел…» Может быть, на жалость хитрец давит. А вдруг — правда?
То, что бюджет-02 не сулит большинству наших сограждан легкой жизни, очевидно уже сейчас, хотя кроме группы разработчиков документ еще фактически никто в руках не держал. На заседании Кабмина премьер на удивление точно подметил, что 57 млрд. грн. на расходы (или 11—12 млрд. в пересчете на доллары) для такой страны, как наша, — это, конечно же, не деньги. Да и те, как явствовало из речи министра финансов, еще частично под вопросом.
Самыми рисковыми остаются 5,8 млрд. грн. поступлений от приватизации и 2,3 млрд. — платы за транзит природного газа по территории Украины. Минфин тревожит продолжающийся рост недоимки, которая только по предприятиям топливно-энергетического комплекса составила за семь месяцев 2,4 млрд. грн. Минфиновцы помнят, что не удовлетворенными в нынешнем проекте бюджета остались еще кой-какие неотложные нужды (чует журналистское сердце, что скорее всего, аграрно-социальные) эдак почти на 4 млрд. Ко всему прочему грядет традиционный, как и выплата учительских отпускных в августе-сентябре, «секвестр» нормативно-правовых актов: до 10 сентября министерства должны определиться, какие из них можно бюджетным законом приостановить — все равно ведь профинансировать не удастся. Угадайте с трех раз, что пойдет под нож? Вот то-то и оно. (На досуге особо любознательные могут также посчитать, какую реальную прибавку к жалованью получит в будущем году бюджетник при среднем повышении зарплаты в бюджетной сфере на 15% и прогнозном уровне инфляции — декабрь к декабрю — в 9,8%.)
А по форме все хорошо. Проект бюджета сверстан вовремя и даже утвержден на заседании Кабмина точнехонько 5 сентября, в сотый день премьерства Анатолия Кинаха. В документе, как заявляют правительственные чиновники, все соответствует всему. Методология составления — вполне в духе нового Бюджетного кодекса и внеочередного послания Президента к ВР — «Об основных направлениях бюджетной политики»; основные параметры увязаны с Государственной программой экономического и социального развития на 2002 год и бюджетной резолюцией парламента, имеющей нынче довольно мудреное название — «Постановление Верховной Рады Украины от 28 мая 2001 года № 590…»
Методология исчисления бюджетного дефицита у нас теперь соответствует международным стандартам: пресловутые 5,8 млрд. от приватизации уже не являются доходами госбюджета, а проходят — вместе с внешними займами — по строке «финансирование». Это, конечно же, увеличивает дефицит до 1,7% ВВП (ай-яй-яй, как нехорошо на фоне, я бы сказала, условно-бездефицитного бюджета нынешнего года), но зато намного ближе к истине. При «наличии отсутствия» политического спроса на прозрачную и честную приватизацию у страны нет возможности получить искомые миллиарды ни сейчас, ни в 2002-м. «Укртелеком» был, есть и будет оставаться государственным (или чуточку приватизированным) — если, конечно, не случится чудо и ситуация в одночасье не изменится. Понятно, к чему это приведет применительно к бюджету-02: на бумаге так и останется львиная доля из 7,6 млрд. грн. бюджета развития, этого замечательного изобретения «имени правительства Кинаха». Не из чего будет финансировать приоритетные производственные проекты, которые Кабмин, по задумке, определял бы на тендерной основе (тендер — это всегда вкусно).
Но не будем о грустном: на поддержку пары-другой директорских «штанов» денежек наверняка хватит, а правительство с полным правом войдет в историю как спаситель отечественной промышленности…
Возможно, кое-кому из читателей и не понравится мое настроение. Возможно, нам действительно надо ускоренными темпами строить свои самолеты или довести до ума (и до полей) тот же отечественный зерноуборочный комбайн. Но было бы форменным безумием всерьез рассчитывать при этом на бюджетные средства. Потому что чиновник из небогатой страны с переходной экономикой, да еще в год выборов, — далеко не самый лучший инвестор. Потому что, по большому счету, нужных средств нет, а те немногие крохи правильнее и гуманнее было бы вложить не в «болты и гайки», а в людей. Если есть желание — в детей. Не устраивает этот вариант — тогда в финансовое обеспечение концепции реформирования заработной платы в Украине, которая так на бумаге и умерла, едва родившись. Сделав более обеспеченным работающего человека, мы увеличим емкость нашего внутреннего рынка, следовательно, есть надежда, что возрастут доходы казны...
Э нет, это, кажется, уже не о нашей стране, где часть прироста неминуемо уходит в тень. У нас выгоднее не платить налогов, надеясь на очередную льготу или реструктуризацию, чем платить, ежеминутно рискуя отправиться с сумой по миру. Правильно мыслит Анатолий Кинах: парламент нынешнего созыва еще имеет шанс войти в историю как творец нового Налогового кодекса. Может быть, даже слишком правильно — ну кто же накануне выборов рискнет урезать налоговые льготы? А вот еще раз, вслед за летней попыткой, отменить НДС — это супер, об этом все телеканалы расскажут…
И неча нам на бюджет пенять. Он — как оценка всей нашей предыдущей работы: нереформированные налоги, неэффективная бюджетная сфера, отложенный в долгий ящик пересмотр свободных экономических зон и территорий приоритетного развития… Увы, оценка довольно печальная: мы — плохие менеджеры в нашей стране, хотя, может, кто-то для своего кармана и хороший. Все соответствует всему…
* * *
Среднегодовой обменный курс гривни к доллару США в 2002 году составит 5,6 грн./долл.
Такой предварительный прогноз содержится в проекте «Основных мер денежно-кредитной политики Национального банка Украины (НБУ) на 2002 год».
Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» председатель совета НБУ Анатолий Гальчинский, совет еще окончательно не определился с прогнозными оценками валютного курса гривни и планирует рассмотреть «Основные меры…» на заседании 14 сентября.
В то же время отработанный в соответствующих департаментах Нацбанка проект «Основных мер…» предполагает меньшие темпы девальвации по сравнению с теми, что еще недавно декларировались правительством (средний курс прогнозировался на уровне 5,75 грн./долл.).
В мае с.г. Кабинет министров скорректировал прогнозное значение среднегодового курса на 2001 год с 5,7 до 5,48 грн./долл.
* * *
В 2002 году Украина планирует получить три транша кредита расширенного финансирования (EFF) на общую сумму 550 млн. долл. и займы Всемирного банка (ВБ), предназначенные для структурной перестройки экономики, на сумму 250 млн. долл.
Это предусмотрено проектом Государственной программы социально-экономического развития Украины на 2002 год, рассмотренной на заседании Кабмина в среду.
В то же время объем погашения и обслуживания кредитов МВФ в 2002 году составит 260 млн. долл., займов ВБ — 310 млн.
В текущем году страна, согласно прогнозам, получит от МВФ 368 млн. долл. при объеме выплат 552 млн., от ВБ — 310 млн. долл. при 250 млн. выплат.
В целом в 2002 году, как отмечено в проекте программы, выплаты Украины по внешнему долгу сократятся до 1,4 млрд. долл. с 1,8 млрд. — в текущем.