Война на уничтожение

Поделиться
Сложно не проникнуться праведным гневом премьер-министра Юлии Тимошенко, узнав о при­нятом 20 января решении НБУ выделить очередные 3 млрд...

Сложно не проникнуться праведным гневом премьер-министра Юлии Тимошенко, узнав о при­нятом 20 января решении НБУ выделить очередные 3 млрд. грн. банку «Надра». В результате общий объем предоставленного этому учреждению рефинансирования превысил 10 млрд. грн. Шутка ли, эта сумма сопоставима с годовой недоимкой Пенсионного фонда Украины!

Выделяя столь гигантскую помощь, Нацбанк до сих пор не ввел в банк «Надра» временную администрацию, ограничившись назначением куратора. И проявляет слишком подозрительную доверчивость, принимая в качестве гарантии возврата денег честное слово бизнесмена по фамилии Фирташ, еще даже не вступившего в права владения банком.

Конфликт интересов внутри Нацбанка, совмещающего функции кредитно-денежного регулятора и банковского «надсмотрщика», снова проявился в самом невыгодном для ведомства свете. Ни­как не мотивируя свои дейст­вия, чиновники НБУ снова подставились — и это привело к очередной яростной атаке на позиции монетарного ведомства. Уже на сле­дующий день было опубликовано открытое обращение Кабмина к президенту, в котором Нацбанк обвиняется во многих смерт­ных грехах и называется виновни­ком едва ли не всех бед в стране.

Кабмин уже оспорил в суде решение НБУ о рефинансировании отдельно взятого банка. Поводом для этого стало невыполнение Нацбанком нормы закона о госбюджете на 2009 год (ст. 86), обязывающей его согласовывать порядок рефинансирования с правительством. Примечательно, что легитимность как раз этой нормы глава государства сейчас оспаривает в Конституционном суде.

Премьер-министр выступила с новыми публичными обвинениями в адрес руководства НБУ, президента страны и его окружения. Фракция БЮТ собрала 155 депутатских подписей за проведение на следующей неделе внеочередного заседания парламента, в ходе которого намерена не только требовать отстранения Стельмаха от выполнения обязанностей председателя НБУ, но и инициировать рассмотрение вопроса о начале процедуры импичмента президента.

Ну а общество, тем временем, остается заложником вредоносного конфликта между различными ветвями власти. Из конфликта нет хорошего быстрого выхода. В случае победы правительства можно ставить крест на таком понятии, как независимость Национального банка. А политический иммунодефицит монетарного ведомства, распоряжающегося денежным станком, при нынешней бюджетной дефицитности угрожает катастрофическими инфляционными последствиями.

С другой стороны, идею независимости Нацбанка больше всех дискредитирует само его руководство, чрезмерная закрытость которого продолжает разрушать остатки доверия к национальной денежной единице и банковской системе и дает поводы для все новых обвинений.

Есть ли выход? Что мешает Нацбанку очиститься?

Сквозь мутное стекло

В нынешнем финансовом кризисе страшно не то, что курс доллара стали прогнозировать по звездам. И даже не то, что банкиры не уверены в будущем вверенных им денег, а премьер-министр делает одно резкое заявление в адрес банковского регулятора за другим. Более всего пугает позиция Национального банка, от которого во многом зависят все денежные показатели, начиная с валютных курсов и заканчивая стоимостью кредитов.

Любящий таинственность глава НБУ Владимир Стельмах в условиях кризиса не изменил своим традициям: монетарный регулятор не пытается внести ясность в сумятицу курсовых и ценовых ожиданий. Такая непрозрачность противоречит мировым тенденциям и, согласно последним исследованиям, не лучшим образом сказывается на эффективности монетарной политики.

Без сюрпризов

Непрозрачность была популярной среди центральных банков мира в 50-е годы прошлого столетия — тогда считалось, что неопределенность по поводу движения процентных ставок повышает ликвидность. Но в связи с развитием финансовых рынков и инструментов подобные аргументы утратили смысл. В 90-е годы центробанки начали публично объявлять целевые ориентиры по инфляции и стано­виться все более предсказуемыми. Американская Федеральная резервная систе­ма (ФРС) с 1994 года стала оповещать рын­ки о движениях своих процентных ставок, созданный в 1998 году Европейс­кий центральный банк (ЕЦБ) изначально делал ставку на прозрачность и активные коммуникации с общественностью.

Смену тренда отражают две цитаты Алана Гринспена. «Став главным банкиром, я научился бессвязно бормотать. И если я кажусь слишком понятным, значит, вы меня неправильно поняли» (1987 год). «Открытость — это обязательство центрального банка перед обществом» (2002 год).

Какой центральный банк можно считать прозрачным? Чтобы ответить на этот вопрос, экономисты выделили пять аспектов: политическую, экономическую, процедурную, операционную прозрачность и прозрачность решений.

Политически прозрачным считается центральный банк, который преследует четкую цель, выраженную в цифрах. Например, для Европейского центрального банка и Национального банка Швейцарии такой целью является годовая инфляция в пределах 2%. Перечень задач Национального банка Украины в Основах денежно-кредитной политики на 2009 год занимает несколько страниц, но никаких конкретных обязательств регулятор на себя не берет. А конституционный долг НБУ — обеспечение стабильности гривни — в последнее время выглядит формальностью.

Экономическая прозрачность охватывает обнародование статистических данных, используемых при принятии решений, прогнозные модели и собственно прогнозы центрального банка. Со статистикой проблем нет: на сайте НБУ можно найти самые разные по периодичности сведения. Зато своими прогнозами ведомство с широкой публикой не делится. И этим отличается от тех же ФРС и ЕЦБ, на сайтах которых можно найти не только подробные аналитические выкладки о перспективах мировой экономики в этом году, но и стенограммы выступлений руководителей о будущем кризиса. Из высокопоставленных чиновников НБУ на прогнозы (к слову, редко сбывающиеся и редко совпадающие с заявлениями Стельмаха) не скупится только заместитель главы Александр Савченко.

О процедурной прозрачности судят по наличию в открытом доступе стратегии монетарной политики (у большинства ведущих центробанков мира такой документ есть), а также по сопровождению нововведений «минутками» (фактически — протоколами совещаний, на которых были приняты соответствующие решения) и результатами голосования. Прозрачность решений означает немедленное их объявление, разъяснение и описание возможных последствий, а операционная прозрачность — отчеты о достижениях и причинах отклонения от заявленных целей.

НБУ в последнее время расширил «ассортимент» аналитических публикаций: ежеквартальный монетарный обзор, ежемесячные записки по инфляции, ВВП, фондовому рынку. Зато отклонения от ориентиров если и комментируются, то своеобраз­но. Например, в декабре, после очередного обвала гривни, Владимир Стельмах просто раз­вел руками — мол, курс вернется к обещанным отметкам, когда население вернет в банки свои валютные сбережения.

Причины того, что «минутки» и публичные разъяснения для Украины выглядят экзотикой, кроются в организационной структуре НБУ. В большинстве стран мира в центральных банках действуют комитеты монетарной политики, которые устанавливают процентные ставки (а те, в свою очередь, влияют на банковское кредитование и реальный сектор). Например, в Великобритании такой комитет собирается каждый месяц, его решения обнародуются сразу же, а «минутки» с пояснениями и результатами голосования — через две недели.

В США Федеральный комитет по опе­рациям на открытом рынке для определения межбанковской ставки (federal funds rate) заседает восемь раз в год. По итогам заседаний он обнародует решение по ставке, его обоснование, результаты голосования и подборку макроэкономических рисков. В Китае, где действует другой монетарный режим, комитет монетарной политики собирается ежеквартально.

В нашей стране вместо комитета монетарной политики у центрального банка есть Совет — орган с непонятными функциями и полномочиями. Решения в НБУ принимаются, по сути, единолично (что не распространено в мире), а Совет фактически не имеет никаких рычагов влияния на ключевые решения, принимаемые Национальным банком в кредитно-денежной сфере (пример — проигнорированное правлением НБУ вето на решение о ревальвации летом 2008-го) и не способствует большей прозрачности.

Понятный, еще понятнее…

Оценивая центральные банки по каждому из пяти критериев открытости, исследователи время от времени анализируют мировые тенденции. Первое, на что они обратили внимание, — это позитивная динамика во всех уголках мира. Стремясь быть понятными, монетарные регуляторы публикуют все больше отчетов и комментариев, чаще проводят пресс-конференции. При этом одним из главных каналов коммуникаций с обществом стал Интернет. По данным Банка международных расчетов, в 2006 году в сети присутствовали 159 центральных банков, тогда как в 1996-м — всего 10.

Результаты налицо: весь мир знает, на сколько и когда ФРС поднимет процентную ставку. А простая опечатка в пресс-релизе американского центробанка способна вылиться в настоящую панику и бешеные скачки биржевых котировок.

На первый взгляд, НБУ не выпадает из общей тенденции: ведомство взялось публиковать больше аналитики и совершенствовать свой сайт, обнародовало проект Зеленой книги «Как укрепить роль НБУ в обеспечении ценовой стабильности», в котором поднимается вопрос коммуникаций. Но на самом деле достижения команды Стельмаха сомнительны. Пресс-конференции в Нацбанке стали большой редкостью, а интервью главы — вообще чем-то немыслимым. А без публичности руководителя аналитические изыски клерков центробанка стоят немного.

Нергиз Динсер (Государственная плановая организация Турции) и Барри Эйхенгрин (Университет Калифорнии) в позапрошлом году назвали самыми прозрачными из сотни изученных центральные банки Новой Зеландии, Швеции, Великобритании, Чехии, Канады, еврозоны и Филиппин. По их оценкам, средний индекс прозрачности вырос с 3,4 в 1998 году до 5,2 в 2005-м. При этом в ряде развивающихся стран (Бразилия, Таиланд, Филиппины) центральные банки существенно продвинулись в направлении открытости, чтобы оградить себя от влияния политической нестабильности.

А НБУ с тремя баллами из пятнадцати возможных оказался самым непрозрачным в Европе, после российского и хорватского центральных банков. Миро­выми лидерами по непрозрачности стали монетарные ведомства Бермудских Островов, Эфиопии и Кувейта, получившие по баллу.

Сильвестер Эйджффингер из университета Тилбурга и Петра Джераатс из университета Кембриджа, исследовав девять самых значимых на валютном рынке центробанков, пришли к аналогичным выводам. Так, в их отчете лидерами стали все те же Новая Зеландия, Швеция и Великобритания.

Хорошего понемногу

Во всех упомянутых исследованиях самыми прозрачными признаны центральные банки из развитых стран, сосредотачивающие свои усилия на обеспечении ценовой стабильности (такой монетарный режим называется инфляционным таргетированием). В этой связи нельзя не задаться вопросом: а стоит ли Украине копировать западные модели центрального банкинга, особенно сейчас, когда эти модели дискредитировали себя мировым финансовым кризисом? И зачем рядовым украинцам, озабоченным лишь судьбой своих кровных, обилие информации от Нацбанка?

По поводу того, нужна ли прозрачность вообще, эксперты единодушны. Коммуникации — ключевой инструмент управления экономическими ожиданиями населения и бизнеса. При этом чем ниже, скажем, инфляционные ожидания, тем меньше и сама инфляция. Прозрачность повышает уровень доверия к центральному банку и дает ему возможность более эффективно управлять денежной массой. По оценкам исследователей из университета Тилбурга, повышение прозрачности центробанка обеспечивает снижение стоимости денег в экономике.

В то же время избыток информации может сбить людей с толку. Понимая это, экономисты попытались определить оптимальный уровень открытости. Эйджффингер со товарищи, изучив взаимосвязь между инфляцией и прозрачностью, пришли к выводу, что для стран Организации экономического сотрудничества и развития оптимальный индекс прозрачности составляет 7,5 (из 15 баллов). Это значит, что, к примеру, Банк Англии и ЕЦБ уже и так чересчур прозрачны, тогда как центральным банкам emerging markets еще есть над чем работать.

Разумеется, тезис «все хорошо в меру» справедлив и в отношении раскрытия информации, особенно в кризисный период. Центральному банку, поддерживающему фиксированный валютный курс, глупо рассуждать о падении своих золотовалютных резервов, а любому регулятору не стоит сильно откровенничать о проблемах у банков. В целом банковский надзор — более засекреченная сфера, чем монетарная политика. К примеру, регуляторы не разглашают объемы рефинансирования, выданного отдельным банкам. Хотя продвинутые кредиторы последней инстанции подробно расписывают условия своих программ, чтобы не прослыть замешанными в коррупции.

НБУ такой участи избежать не удалось: достаточно мутная история с рефинансированием банка «Надра», получившего от бан­ковского регулятора уже более 10 млрд. грн., получила громкий резонанс. Юлия Тимошенко не права в том, что сделала рефинансирование — исключительную функцию центральных банков — предметом политических торгов. Другой вопрос, почему это стало возможным. Разве возникло бы столько претензий к прозрачному центральному банку, в равной степени открытому для всех своих подопечных?

Отношения с правительством характеризуют независимость центробанка. Не­зависимость и прозрачность не всегда ходят рука об руку, однако свидетельст­вом прозрачности считается формальная договоренность с исполнительной властью (к примеру, в виде меморандума о совместных действиях). Но ни в коем случае не публичное выяснение отношений.

Особенности национальной прозрачности

Таким образом, коммуникации центробанка должны быть направлены, прежде всего, на повышение уровня доверия к нему. Для начала нужна четкая цель. Развивающимся экономикам не обойтись без номинального якоря (макроэкономического показателя, который фиксируется на определенном уровне), ведь в условиях курсовой и ценовой неопределенности гражданам сложно планировать свои расходы, а предприятиям — инвестиции.

Украина отказалась от якоря в виде обменного курса, будучи не готовой к таргетированию инфляции (установлению целевого уровня индекса потребительских цен). Поэтому Международный валютный фонд при выдаче своего кредита на 16,4 млрд. долл. предложил Нацбанку в переходный период контролировать темпы роста денежных агрегатов. И в этом кроются сразу две проблемы.

Во-первых, очень уж большие сомнения вызывает полезность догматической реализации в Украине монетаристских идей, пик популярности которых пришелся на 70-е годы прошлого века. А во-вторых, объяснения по поводу действующего у нас монетарного режима должны исходить не только от экспертов фонда, но и от Нацбанка.

Но здесь ситуация доходит до абсурда. В начале лета прошлого года на простой вопрос журналистов «перешла ли страна от режима фиксированного валютного курса к управляемому плавающему» Владимир Стельмах отвечал в лучших традициях Гринспена на заре карьеры. И если летом вне стен Нацбанка еще были люди, убежденные, что «деньги любят тишину», то в кризисных условиях все изменилось.

Непонимание того, что происходит с долларом и банками, повергло украинцев в истерию. Многие ринулись покупать дорожающую валюту и забирать вклады из банков, повинуясь лишь иррациональному страху. Пред­приятия стали сворачивать проекты и отказываться от контрактов не только из-за реальных финансовых проблем, но и из-за курсовой неразберихи. Согласно последнему исследованию деловых ожиданий (проводимому Нацбанком ежеквартально), в ближайшие 12 месяцев руководители предприятий ожидают ухудшения экономической ситуации, дальнейшую девальвацию гривни и инфляцию. При этом пятая часть респондентов связывает повышение цен с действиями НБУ…

Конечно, обвинять Нацбанк во всех бедах нельзя. Но также нельзя не признать, что разъяснительная работа и выступления внушающего доверие главного банкира могли бы предотвратить серьезные проблемы. Атака на гривню не была бы столь мощной, если бы люди верили в способность НБУ удержать курс.

Вокруг того же банка «Надра» не было бы столько инсинуаций (губительных и для него, и для всей банковской системы), если бы центральный банк четко объяснил свою позицию.

На этом фоне призыв Стельмаха вернуть вклады в банки для стабилизации курса выглядит верхом цинизма: без реанимации доверия к регулятору никакие заоблачные проценты не подвигнут население нести деньги на депозиты.

Впрочем, выстроить репутацию Нацбанка как прозрачного учреждения, видимо, сможет уже только новый его руководитель.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме