В Италии ожил вулкан Этна. Премьер-министр Украины Виктор Янукович обещает стабильные цены на бензин до конца года. Такими выглядели главные новости этой недели в изложении Украинского радио. А еще в нашей стране очередной бюджетный процесс. Как всегда, он подкрался незаметно…
Подобно тому, как музыка не существует без звуков, а поэзия — без слов, бюджетный процесс невозможен без цифр, образующих то очень простые, то весьма замысловатые переплетения. Впрочем, Министерство финансов Украины под руководством известного ученого Николая Яновича Азарова и в это многотрудное дело привнесло элемент новизны. Для тех, кто не читал наших прежних публикаций, напомним: Бюджетная резолюция-05, вопреки требованиям Бюджетного кодекса, содержала не более пяти-шести цифр, несущих хоть какую-то смысловую нагрузку. Августовское постановление Кабмина №1000, также вышедшее из-под пера доблестных минфиновцев, намечало правила дележа более чем 3 млрд. бюджетных гривен без упоминания каких-либо сумм вообще. Истосковавшаяся по конкретике душа ждала проекта закона о Государственном бюджете Украины на 2005 год. Проект поступил в парламент вовремя…
Успеть зарегистрировать документ в Верховной Раде до 15 сентября — святое дело. Пожалуй, это одно из тех очень немногих требований Бюджетного кодекса, которое в нашей стране неукоснительно выполняется. Потому что в остальном — разброд и шатание. В прошлые годы мы уже были свидетелями «пакетного» голосования более чем десятка статей; голосования во втором чтении без обсуждения; отмены результатов второго чтения и внесения нового проекта; разработки документа на базе еще не принятых налоговых законов; протаскивания через бюджетный закон норм, изменяющих налоговое законодательство; делегирования правительству полномочий делить дополнительные (без указания, какие именно) суммы доходов без участия всей Верховной Рады.
В будущем году традицию собираются продолжить. И не надо быть крупным экспертом, чтобы предсказать, что тенденция будет развиваться в сторону не вполне законного расширения полномочий Минфина и урезания полномочий народных депутатов Украины. Обратите внимание на несколько статей свеженького госбюджетного проекта под №6000 от 14 сентября 2004 года. В ст. 23 Министерству финансов делегируется право «в исключительных случаях» перераспределять бюджетные назначения главных распорядителей средств в пределах общей суммы между общим и специальным фондами. Хотя, по большому счету, это не министерского ума дело. Но еще опаснее ст. 58, которая размывает одно из основополагающих требований Бюджетного кодекса и логику бюджетирования в Украине вообще.
Читаем: «Предоставить право местным органам власти, в виде исключения, производить в 2005 году расходы на мероприятия, осуществляемые за счет средств Государственного бюджета Украины, на основании соответствующего решения местного органа власти, согласованного с Министерством финансов Украины». Это первый абзац статьи. А второй гласит, что если из местного бюджета финансируются расходы, которые вообще-то должны финансироваться, согласно Бюджетному кодексу, из другого бюджета, но делается это «без учета требований, определенных первым абзацем этой статьи», то подобное поведение квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств. И, наконец, в третьем абзаце говорится, что за это будет: использованные «без учета требований» суммы изымаются из местного бюджета в государственный, в том числе и за счет уменьшения трансфертов.
Замечательная логика! Что согласно Кодексу нельзя, то по разрешению Минфина — можно! Недалек тот час, когда по решению Пупкинского райсовета (с позволения, естественно, министерства) из местного бюджета будет финансироваться содержание какого-нибудь диппредставительства за рубежом, а Погорельский сельсовет вызовется — конечно же, совершенно добровольно! — поучаствовать в финансировании ремонта здания Министерства культуры и искусств.
О Минкультуры мы вспомнили неспроста. Культура, как водится, у нас в загоне. Очень грустно становится от 592 млн. грн. (на все про все!) при 92-миллиардных расходах госбюджета и, к примеру, 2,09 млрд. грн., запланированных для Государственной налоговой администрации. На капитальный ремонт одного из админзданий Минкультуры в главной смете страны предусмотрено всего-то 50,0 тыс. грн., и ремонта удостоится только крыша. Тогда как капитальный ремонт в Минтруда оценен в 2 млн. А комплекс работ по оборудованию здания Верховной Рады по ул. Садовой, 3а, жилищному строительству, приобретению оргтехники и пр. потянет на 58,1 млн. грн.
Как всегда, приоритеты определены достаточно откровенно. СБУ шагает вровень с Национальной академией наук Украины — 1,02 и 1,12 млрд. грн. соответственно. Господдержка строительства и переоснащения угольных шахт (1,432 млрд.) поглотит в тысячу раз больше средств, чем выделяется на реконструкцию ГЭС Днепровского каскада (1,445 млн.). Не напрасны старания спикера Владимира Литвина: на будущий год денег на развитие аграрного сектора выделено больше, чем на содержание силовых структур (8,1 и 7,9 млрд. грн. соответственно). А вот среди экологов столь мощного лоббиста не нашлось, так что охранять окружающую среду придется лишь на 1,03 млрд. грн.
Поскольку бюджет принимается в преддверии президентских выборов, а действующий премьер — один из двух наиболее реальных кандидатов, социальные траты выросли просто до невиданных высот. С 1 января 2005 года финансируется новый зарплатный минимум в 262 грн. и восстановление междолжностных соотношений. Наконец-то, после стольких лет напряженнейшей борьбы и принятия закона, правительство предусмотрело в бюджете не менее 690 млн. грн. на погашение долгов по статье 57 закона об образовании. Если этих денег не хватит, Кабмин обещает рассмотреть вопрос об увеличении финансирования по итогам первого полугодия будущего года.
Вдвое больше средств, чем в 2004-м, получит Пенсионный фонд Украины, и, по крайней мере, 3 млрд. из них пойдут на реальное продолжение пенсионной реформы. В частности, впервые изысканы 110,9 млн. грн. на уплату страховых пенсионных взносов за солдат срочной службы, матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, тех, кто ухаживает за ребенком-инвалидом, инвалидом первой группы или престарелым.
Существенно повышены единоразовые выплаты ветеранам ко Дню Победы. Корпорация «УкрАВТО» может порадоваться 59,6 млн. грн., на которые у нее (то есть у ЗАЗа, конечно) в будущем году закупят 3,8 тыс. автомобилей «Таврия» для инвалидов. Работодателей страны оштрафуют на 120 млн. грн. за несозданные рабочие места для инвалидов, и эта сумма в бюджете уже записана. Деньги пойдут на нужды инвалидов, однако, по-видимому, не на создание для них рабочих мест.
А вот от ст. 45, предусматривающей погашение обесцененных вкладов на беспрецедентную для нашей страны сумму — 6 млрд. грн., разит таким предвыборным популизмом, что правильнее было бы от нее в нынешнем виде отказаться.
За счет компенсационных сумм гражданам обещают погасить коммунальные долги, а добросовестным плательщикам, у которых таковых нет, — 20% стоимости текущих платежей. Каким образом, за какой период — помесячно, поквартально или раз в год? Сколько визитов в Ощадбанк придется нанести, сколько справок из ЖЭКов собрать? Механизма расчетов пока не существует. Зато не забылись еще обмороки и гигантские давки пенсионеров под сберкассами в 2002-м, когда в бюджете впервые была предусмотрена выплата 50 грн. компенсационных на каждую сберкнижку. Как известно, тогда компенсации составили 500 млн. грн. Что будет, если за восемь месяцев (потому что финансировать подобные расходы Минфин начинает обычно с конца апреля) теперь понадобится пропустить через банк в 12 раз большую сумму? Кому-то хочется светопреставления?
Кроме того, разработчики проекта почему-то забыли о вкладах граждан, которые, не дождавшись компенсаций, ушли в мир иной. Нет человека — нет проблемы, или с наследниками все-таки планируют как-то рассчитываться? Помнится, Конституционный суд уже однажды поломал кабминовские планы выплачивать компенсации одной категории вкладчиков, полностью игнорируя другие.
Уже по этим двум соображениям к принятию ст. 45 следовало бы подойти с максимальной осторожностью. Однако… Что проку говорить о необходимости просчитывать последствия принимаемых решений, если существуют проблемы с обычным счетом, на уровне третьего класса?
Все уважающие себя СМИ уже сообщили параметры Государственного бюджета Украины на 2005 год, указанные в ст. 1 законопроекта №6000: доходы — в сумме 87 796 670,4 тыс. гривен, расходы — в сумме 92 659 685,6 тыс. Объявлена и сумма предельного дефицита госбюджета — 4 973 281 тыс. гривен. Согласно ст.2 Бюджетного кодекса, бюджетный дефицит — это превышение расходов над доходами. Поэтому вооружайтесь калькуляторами и отнимайте от 92 млрд. с «копейками» 87 млрд. — тоже с «копейками».
Подсчитав в первый раз, мы глазам своим не поверили. Пересчитали еще разиков пять — и на калькуляторе, и в столбик. Потом прибавляли к доходам дефицит, чтобы выйти на размер заявленных расходов. Тщетно. Главнейшие цифры законопроекта не состыковываются на… 110,2 млн. Для любознательных также скажу, что нестыковка доходов, расходов и дефицитов наблюдается и по общему, и по специальному фондам бюджета, только суммы «отклонений» разные.
Возникает вопрос: стоило ли с ноября прошлого года трубить о начале подготовки бюджета-05, организовывать рабочие группы с участием ведущих ученых страны, создавать шесть томов аналитических материалов, чтобы допустить ошибку в примере, с которым легко справится девятилетний ребенок?
Сколько подобных нестыковок «спрятано» в других статьях (а всего в документе их 105), мы узнаем уже в ближайшие недели. Когда к детальнейшему изучению бюджета приступят народные депутаты.