Повеяло новым бюджетом… на нынешний год
Словно очнувшись от зимней спячки, Кабмин начал проявлять признаки бурной деятельности. Что послужило основной причиной? Из того, что на поверхности, - рекордный, вдвое превысивший запланированный уровень, дефицит госбюджета за три месяца (1,3 млрд. грн.) и последовавшее за ним отключение Украины от «краника» МВФ-овского финансирования. Из того, что в уме и о чем как-то не принято говорить вслух, - результаты парламентских выборов и нешуточная для правительства угроза быть отправленным в отставку. Будем откровенны: отставку правительство В.Пустовойтенко заслужило уже давно (хотя нет никакой гарантии, что новое будет лучше). Но уходить никому, за исключением министров, пробившихся в новый состав ВР, как-то не хочется. Поэтому предпринимаются героические попытки если не переломить ситуацию, то хотя бы повлиять на общественное мнение - мол, правительство у нас еще ого-го!
Именно под этим углом зрения, вероятно, и следует рассматривать многое из того, что выдал на этой неделе Кабмин на-гора. Выданы: а) «неотложные меры» по погашению задолженности по зарплатам, денежному обеспечению стипендиям и пенсиям на 1998 год, б) проекты Среднесрочного прогноза экономического и социального развития Украины до 2000 года, а также Основных прогнозных показателей до 2010 года; в) обещание подать в мае в Верховную Раду проект нового бюджета на… 1998 год, дефицит которого будет сокращен с 3,3 до 2,5 процента.
В пункте а) особенно умиляет тяга к бумаготворчеству, которое, по замыслу наших правительственных чиновников, должно рано или поздно материализоваться в полновесные зарплатные и пенсионные гривни. Ряду министерств и ведомств поручено срочно - как водится, «в течение апреля» - подготовить проекты указа Президента и соответствующих законов относительно укрепления налоговой и платежной дисциплины, повышения ответственности должников, введения налогового залога, а также о ежемесячной оплате Нацбанком в бюджет поступлений от превышения валового дохода над расходами. Никого не смущает, что апрель уже на исходе: главное - указание, а выполнять (не выполнять) его по нашим чиновничьим правилам можно вечно.
Как уже повелось, в первую очередь взоры обращены к Фонду госимущества, которому в очередной раз рекомендуется всячески форсировать денежную приватизацию. ФГИ поручено в течение апреля дополнительно определить перечень высоколиквидных предприятий, подготовить их пакеты акций для продажи на конкурсах на сумму не менее чем 500 млн.грн. и направить эти средства исключительно на погашение задолженности по зарплате и социальным выплатам. То, что в спешке приватизация по-нормальному не делается и что в гонке можно сбить цену на приватизируемое имущество, никого, кажется, не заботит…
Но поскольку 500 млн., которые, если даже и появятся, при многомиллиардных долгах правительственное реноме не спасут, Кабмин изобрел спасение похлестче. Так, министерствам и другим центральным органам исполнительной власти поручено до конца месяца сократить расходы на оплату труда в бюджетных учреждениях, военных формированиях и органах внутренних дел на 10% по сравнению с фактическими расходами в 1997 году (как говорят англичане, no comments). А самым замечательным является метод отъема денег путем паспортизации: Минфину до июня поручено дополнительно направить на паспортизацию населения Украины 9,3 млн. грн. с последующим увеличением доходов от взимания госпошлины, связанной с паспортизацией, до 65 млн. грн. Пошлина, как вы сами понимаете, будет взиматься из наших с вами, граждане, карманов - таковы издержки жизни в государстве-банкроте. Жаль, что наши власть предержащие еще не додумались произвести обмен свидетельств о браке и его расторжении, а также свидетельств о рождении и о смерти. Глядишь, и обошлись бы без евробондов…
Перейдем к пункту б). Среднесрочный прогноз нашего общего развития предусматривает рост валового внутреннего продукта в 1998 году на 0,5%, в 1999-м - на 2% и в 2000-м - на 4%. А базируется он на «соединении политики финансовой стабилизации и либерализации экономических отношений, активизации инвестиционных процессов и структурных преобразований». Звучит - как песня с хорошо знакомым припевом: «планируется снизить уровень инфляции к 2000 году до 6,5%, довести дефицит бюджета до 2% ВВП, ликвидировать задолженность по выплате зарплаты, пенсий, стипендий и других социальных выплат, а также нормализовать их текущую выплату».
А к 2010 году, прогнозировал на заседании Кабмина замминистра экономики Игорь Шумило, инфляция постепенно снизится до 4-5% за год, дефицит бюджета - до 0,5% от ВВП. И в 2006-2010 годах планируется реальный рост ВВП - до 4-5% в год!
Хорошо планируем! Дух захватывает! Вот и министр финансов Игорь Митюков обещает стране надежду на лучшее: он считает, что Совет директоров МВФ может принять решение о предоставлении Украине кредита по программе расширенного финансирования EFF в размере более $2,2 млрд. уже в июне 1998 года. Может статься, конечно, что цифирку в обещании придется поправить - скажем, не 1998 года, а 1999-го. Потому что для начала хорошо бы устранить причину наших перманентных бюджетных коллизий, на деле приступить к структурной реформе, откорректировать наконец систему налогообложения ну и разобраться с такими, скажем, «мелочами», как социалка и пенсионная реформа. МВФ, как мы уже успели убедиться, на пустопорожние обещания не клюет.
Впрочем, так далеко в реформаторские «дебри» наш министр не углубляется - его нынче особенно волнует бюджет-98. Нет, не одобренный Верховной Радой в конце декабря - тот, оказывается, был с «неудовлетворительной структурой» (словно и не Минфин его разрабатывал и отстаивал!), так что теперь равномерному секвестру, по мнению И.Митюкова, не подлежит. Необходим бюджет новый. Его в мае правительство окончательно доработает и после одобрения Президентом направит в парламент. И вся страна - от мала до велика - станет свидетельницей внеочередного бюджетного процесса. А также очередных попыток инициировать поправки к налоговому законодательству «с целью увеличения бюджетных поступлений».
Оптимизм министра финансов не имеет границ: на встрече с журналистами он подчеркнул, что социальные статьи в новом бюджете уменьшены не будут. «Возможно, у нас появится даже возможность увеличить объемы погашения по задолженностям по заработной плате», - цитирует И.Митюкова агентство «Интерфакс-Украина» (о методах погашения см. выше).
Министр отметил, что принятие нового бюджета является основным условием получения Украиной от Международного валютного фонда кредита EFF. Поскольку МВФ с 2,5-процентным уровнем дефицита уже в принципе согласился…
Неясно, правда, согласится ли парламент, а если согласится, то когда. По крайней мере, И.Митюков отказался комментировать возможные сроки принятия бюджета в Верховной Раде, поскольку неясна ее структура, кто возглавит бюджетный комитет и комитет по вопросам экономики. Однако же подчеркнул, что «у правительства есть возможность выполнять новый бюджет еще до его принятия в Верховной Раде, и оно будет это делать».
Каким образом, если «новый бюджет» попросту незаконен? Риторический вопрос. Для меня лично очевидно только одно: если уж что-то у наших мудрых госмужей в ближайшие месяцы и получится, то лишь форсированная паспортизация…