УРОКИ ПОПУЛИЗМА

Поделиться
13,9 млрд. «дополнительных» доходов — эта цифра, по замыслу организаторов пресс-конференции главы бюджетного комитета ВР Александра Турчинова, просто-таки обязана была поразить воображение журналистов...

13,9 млрд. «дополнительных» доходов — эта цифра, по замыслу организаторов пресс-конференции главы бюджетного комитета ВР Александра Турчинова, просто-таки обязана была поразить воображение журналистов. Не поразила. «Выборы…» — лаконично прокомментировали происшедшее наиболее продвинутые из моих коллег.

В четвертый или пятый раз рассказывать о первом чтении проекта госбюджета — это, поверьте на слово, занятие не из увлекательных. На восемьдесят процентов те же лица, на девяносто пять — те же претензии и предложения. Результат всем известен наперед. Как заметил один из довольно авторитетных представителей депутатского корпуса, до декабря будут приняты только два закона — о выборах и о госбюджете. Конечно, не считая всяческих «изменений и дополнений» (к чему — не помню, зачем — не знаю) и какой-нибудь архиважной в наших предвыборных условиях программы стимулирования развития в 2002—2022 годах кактусоводства в Украине.

Коллизия первого чтения стара как мир или, если угодно, как дырявый кафтан украинских государственных финансов: бюджетный комитет при поддержке депутатского корпуса предлагает «надуть» доходную часть за счет неких эфемерных поступлений и таким образом профинансировать вполне конкретные расходы, Минфин вкупе с премьером вежливо так, вяло отбиваются. Потому что не стоит делать трагедии из новых объемов бюджетного «воздушного шарика».

Заявленные 13,9 млрд. грн. состоят, по Александру Турчинову, из: а) 4,7 млрд. грн. отчислений в три социальных фонда (страхования на случай временной нетрудоспособности, на случай безработицы и от несчастного случая на производстве); б) печально известных 5,8 млрд. грн. от приватизации и в) 3,4 млрд. грн. налоговых и неналоговых поступлений (плюс 810 млн. к кабминовской цифре налога на прибыль, плюс 150 млн. платы за использование водных ресурсов, 479 млн. дополнительно собранного акцизного сбора и т.д., и т.п.). По большому счету, как новые доходы всерьез можно рассматривать только позицию в).

Судите сами: три социальных фонда наполняются при любой погоде — строго в соответствии с законодательством Украины. И в соответствии с ним же не входят в баланс бюджета. Эта позиция, кстати, подтверждена и в Бюджетном кодексе, на который только что не молятся все причастные к составлению главного финансового документа. Один из подпунктов ст. 38 растолковывает самым непонятливым — так, мол, и так, вместе с проектом бюджета в Верховную Раду надлежит представлять проекты смет всех государственных целевых фондов, создаваемых за счет налогов и сборов в соответствии с законодательством. Подчеркнем: вместе, а не в составе бюджета. Но в профильном комитете ВР решили по-другому. Вероятно, будь на то депутатская воля, для вящей убедительности нашей могучей экономической поступи к украинским доходам с таким же успехом приплюсовали бы и доходную часть бюджета какой-нибудь сопредельной страны. А что, ведь это только на бумаге — на деле все останется по-прежнему…

Несколько опаснее ситуация с приватизационными поступлениями. Здесь уже не схоластический спор — где какую цифирь записать, а большущий риск недофинансирования реальных расходов. Снова втягивая приватизационные миллиарды в доходную орбиту, бюджетный комитет в принципе следует букве Бюджетного кодекса: согласно ст. 29, в доходы включается много чего разного, в том числе и «средства от продажи активов». Если приватизация и есть оная продажа, то все законодательно чисто. Хотя и концептуально не очень правильно. У меня уже рука отказывается выводить избитую фразу: низ-з-я непостоянными по своей сути поступлениями финансировать постоянные траты. Ан нет, оказывается, можно. Единственное утешение — что против указанной нормы категорически возражает Минфин. И торги по приватизационной проблеме будут продолжены.

И, наконец, увеличенные цифры налоговых и прочих поступлений. Здесь тоже согласья нет. Отдельные депутаты твердят о неблагоприятной конъюнктуре на рынках — поэтому, дескать, невозможно собрать дополнительные 800 с гаком миллионов налога на прибыль. Другие утверждают, что это вполне реально, да и вообще налоговые поступления в правительственном проекте были по неведомой причине занижены миллиарда эдак на три. Редко кто не пнет, выступая, наш ущербный НДС, но министр финансов полон оптимизма: до второго чтения бюджета (!) вопрос о взимании и возмещении этого налога будет решен комплексно. Чудеса, да и только: года не хватило — теперь за месяц управятся!

Впрочем, перечень сверхъестественного — с обывательской, а не депутатской и не правительственной, точки зрения — можно продолжать почти до бесконечности. В начале сентября «ЗН» уже рассказывало, что правительство, как и в предыдущие два года, вознамерилось в очередной раз приостановить действие ряда льгот населению. А Баба-Яга… Ох, простите… А бюджетный комитет — против! И героически принимает трудное, как не единожды подчеркнул на сессии Александр Валентинович, решение: статьи, отменяющие льготы, из законопроекта изъять! За полдня обсуждений в сессионном зале никто так, по сути, и не удосужился спросить — а сколько это будет стоить? В правительственных кругах говорят разное — от 11 до 16 млрд. Г-н Турчинов на нескромный журналистский вопрос на пресс-конференции ответил, что, по мнению комитета, эти цифры завышены. Хорошо, допустим, что завышены вдвое. Но откуда брать даже 5,5 — 8 дополнительных миллиардов?

А правительство сохраняет спокойствие. И оно сто раз право. Потому что если внимательно прочесть прилагаемые к комитетовскому законопроекту «Поручения к Кабмину» (их, кстати говоря, аж 55), то под №1 значится: уточнить перечень законодательных актов, действие которых приостанавливается на 2002 год в соответствии с выводами бюджетного комитета. Уточнять можно по-разному — вплоть до полного восстановления двух с позором изгнанных из бюджета статей.

Похожая судьба, кажется, и у истории с реструктуризацией. О чем она, читатель, вероятно, помнит из наших предыдущих публикаций. 4,5-миллиардный должок по НДС правительство хочет не платить, а частично списать и частично отсрочить на более удобное для него время, по принципу «Як не тепер, то у четвер». Бюджетный комитет решительно заявляет, что этому не бывать — и исключает очень неприятные ст.42—43 из законопроекта. Но в то же время уточняет ст. 6, которой органам государственной налоговой службы предоставляется право на своеобразный взаимозачет долгов по НДС. Допустим, по декабрьскому закону плательщику реструктуризировали 10 млн. долга по НДС на пять лет. Теперь такую же сумму возмещения по НДС казна ему вправе не компенсировать, и в итоге стороны выходят на ноль. Правда, не думаю, что к обоюдному согласию: в той же статье сказано, что указанные меры коснутся и тех, кому предоставлялась льгота по уплате налога. Так что многочисленным льготникам, похоже, придется забыть о возмещении из бюджета.

Что особенно смущает в этом порядке — так это слово «право». Подобная необязательность всегда вызывает подозрения: кому-то из льготников возмещения уж точно не видать, а кто, глядишь, и получит бюджетный миллиончик. А что — есть право у ГНАУ… Кстати, налоговиков бюджетный комитет попытался «обидеть», отняв у них 295 млн. бюджетного финансирования из 1,1 млрд. Но говорить об этом как о свершившемся факте, пожалуй, неразумно, — впереди как минимум еще одно бюджетное чтение. Может, как раз оно что-то прояснит?

Пока от бюджета веет сыростью — даже больше, чем в предыдущие годы. Хотя и тогда, помнится, делались популистские попытки увеличить ассигнования аграриям и шахтерам, ввести в действие в полном объеме 57-ю статью «учительского закона», а также финансово «обрезать» нелюбимые ведомства. К чему это приводило в реальной жизни, мы все хорошо помним — времена-то совсем не давние. Потому-то абсолютно не хочется перелопачивать предварительные цифры допфинансирования по отраслям, радоваться по сусекам собранным 1,1 млрд. грн. на компенсацию обесценившихся вкладов и дополнительным 1,9 млрд. грн. для местных бюджетов.

Как подумаешь, что в доходы предлагается «забить» 3,3 млрд. грн. внутренних заимствований (дополнительно к уже запланированным правительством 1,8 млрд.) да еще 5,8 млрд. от продажи «Укртелекома» да энергетики — все эти хороводы вокруг резко возросших финансовых возможностей вдруг резко начинают напоминать детсадовские. Хотя водят их умные, взрослые и даже порой весьма симпатичные люди с депутатскими значками. А куда денешься — работа у них такая…

Удастся ли резко понизить уровень популизма в «крови» бюджетного закона, покажет второе чтение. Пока же на нынешней неделе стороны так и не пришли к компромиссу: документ не проголосован даже в первом. Силы сторонников Кабмина и сторонников бюджетного комитета ВР примерно равны.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме