Украинцы готовы к экономической свободе. Поддержит ли их государство?

14 ноября, 2014, 23:46 Распечатать Выпуск №42-43, 14 ноября-21 ноября

Сегодня общество нуждается в свежих и, возможно, нестандартных решениях для экономических реформ. При этом влияние изменений должно значительно повысить эффективность государства в целом и каждого экономического индивидуума в частности.

Всемирно известный философ Николай Бердяев, из творчества которого кремлевские адепты сейчас пытаются безответственно вырывать отдельные положения для идейного прикрытия современного российского шовинизма, справедливо отмечал, что государство не предназначено для обустройства ватерклозетов. То есть его назначение значительно шире простого упорядочивания материальной инфраструктуры. И ни одно государство не создается только декретом (или выборами), а имеет настоящую, а не выдуманную реальность. Оно служит таинственным целям наций, что как максимум проявляется в стремлении стать мессией для других народов, объединив их под своим руководством на каком-то историческом отрезке, а как минимум — для самосохранения народа, создавшего государство. Чтобы достичь максимума в третьем тысячелетии, украинскому государству необходимо успешно и быстро преодолеть нынешний минимум.

Говорят, что римляне, чьи принципы права положены в основу современных законодательных систем большинства стран, часто встречались, чтобы между собой обсуждать конкретные ситуации, законы и формулировать необходимые изменения в них, постольку этого требовала жизнь.

И поэтому форма футурологических споров о вопросах бюджетного и налогового устройства Украины кажется нам наиболее приспособленной для незаангажированных предложений. А дальнейшие дискуссии на соответствующем уровне позволили бы выявить самые смелые и даже утопические гипотезы. Потому что в истории часто сбывается именно то, что когда-то казалось лишь утопией.

Сегодня общество нуждается в свежих и, возможно, нестандартных решениях для экономических реформ. При этом влияние изменений должно значительно повысить эффективность государства в целом и каждого экономического индивидуума в частности. Возможно, приведенные ниже рецепты преобразований в сфере государственных финансов покажутся кому-то радикально "правыми", но результаты выборов 26 октября в Верховную Раду Украины, согласно которым в ее составе впервые не будет коммунистов, продемонстрировали возрастающую решимость украинских граждан больше рассчитывать на себя, чем на государство. Гармоничное сочетание стремления к экономической свободе каждого с экономической безопасностью государства требует быстрых шагов как в сфере налогов, так и в области государственных расходов.

Новации для
ре-формирования индивидуального налогообложения

Что касается обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и взимания единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (единого социального взноса, ЕСВ), то в отношениях с работодателем (пока не будем говорить о бюджетных учреждениях) считаем, что следует вообще перейти от концепции наемного труда к самозанятости. Поскольку человеку на производстве фактически платят не за сам процесс труда, а за результаты работы, которые в итоге имеют форму товаров и услуг. Тот факт, что каждый из работающих является лишь частью производственного пазла и на своем участке изготавливает не весь готовый товар или предоставляет только часть услуги, ничего принципиально не меняет. В концепции самозанятости нет ничего нового, подобный подход на практике для оптимизации налогообложения уже апробирован специалистами по IT-технологиям, которые зарабатывают доходы от продажи своего труда в статусе предпринимателей, зарегистрированных по упрощенной системе налогообложения, а не как наемные работники.

При таком подходе налоговое бремя на фонд заработной платы не просто снижается. Его вообще отныне не будет. Так как работодатель сможет не платить НДФЛ и ЕСВ на фонд заработной платы, поскольку будет платить не заработную плату наемному персоналу, а вознаграждение по соглашениям с физическими лицами — предпринимателями, которые по таким соглашениям выступают не как наемные лица, а как исполнители правовых договоров. Следовательно, в конце концов, реализуем заветную мечту работодателя — избавиться от функции уплаты налогов за наемный персонал и сконцентрироваться исключительно на ведении бизнеса, что само по себе является непростым делом в наше время в Украине.

Бывшему работодателю следует оставить в рамках осуществления функций налогового агента обязанность сообщать налоговой инспекции о выплаченных бывшим работникам, которые теперь будут считаться самозанятыми лицами, доходах и о выписанных им от лица государства счетах на уплату этими лицами самостоятельно ежемесячно НДФЛ по сниженной ставке 10% (ставку обязательно надо снизить!), или же единого налога по такой же ставке, а также ЕСВ в бюджет. Да, ЕСВ предлагаем платить именно в бюджет, а не в Пенсионный фонд, поскольку соглашаемся с позицией тех экспертов, которые видят в ЕСВ налог.

Вместе с тем взимать с физических лиц такой ЕСВ-налог целесообразно только на финансирование солидарной системы государственного пенсионного обеспечения. Предлагаем платить его не по ныне действующей ставке для работодателей, а по минимальной фиксированной ставке, рассчитанной в размере, достаточном для аккумулирования в бюджете средств для выплаты общеобязательных пенсий в размере только прожиточного минимума. Конечно, сразу к такой минимальной ставке мы перейти не сможем, поскольку необходим переходной период для того, чтобы профинансировать нынешних пенсионеров. Но на 14 лет переходного периода — а это средний срок дожития на пенсии в Украине — вполне реально рассчитать ставку ЕСВ по нисходящей.

Такие счета-квитанции каждому самозанятому лицу необходимо будет оплатить до конца месяца, следующего за месяцем, в котором выплачено вознаграждение, а если налоги будут уплачиваться раньше, например, до 20 числа, то у плательщика будет скидка — до 1% от суммы налога. Если оплата не осуществлена до конца следующего месяца, то будет начисляться пеня. Как правило, счета за жилищно-коммунальные услуги, телефон, электроэнергию, охрану дома, пользование пакетом телепрограмм и т.п. все стараются оплатить одновременно, поэтому прибавить при этом еще одну квитанцию по уплате НДФЛ и ЕСВ-налога не будет проблемой.

Конечно, следует законодательно предупредить работодателей об ответственности по обеспечению минимального уровня бруттизации заработной платы, т.е. о необходимости включить в сумму выплат на руки не только НДФЛ, который удерживали из заработной платы, но и весь бывший ЕСВ, начислявшийся на фонд оплаты труда.

Легализация заработной платы — это легко

При такой модели налогообложения экономическая логика с необходимостью будет подталкивать предприятие отобразить в налоговом учете по налогу на прибыль все затраты на заработную плату, в том числе ранее скрываемые с целью снижения нагрузки на фонд заработной платы. Для юридических лиц и предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения, такое требование тоже является нейтральным в фискальном смысле, поскольку они не формируют затрат с целью налогообложения. При этом большая часть работодателей еще и сможет реально сэкономить, отказавшись от незаконной конвертации средств для выплаты зарплаты "в конвертах".

Так легко и естественно осуществится легализация "теневой" зарплаты в стране, величину которой налоговики оценивают в сумму около 170 млрд грн в год.

Поскольку о принадлежащих бюджету НДФЛ и ЕСВ-налоге будут официально оповещены налоговые органы, то их в полной сумме будут платить все физические лица, получившие вознаграждение по правовым договорам от юридических лиц или от других предпринимателей, и дополнительные поступления в местные бюджеты, по нашему мнению, будут значительными. Следовательно, таким образом осуществятся также планы органов местного самоуправления об увеличении финансирования территориальных общин. Поэтому часть всех этих налогов — предположим, 30% — надо перечислить в государственный бюджет на уровне Госказначейства (как это сейчас делается в г. Киеве в части половины НДФЛ) для компенсации прогнозируемых потерь государственного бюджета по налогу на прибыль, связанных с такой реформой.

Для увеличения ресурса Пенсионного фонда следует одновременно ввести накопительные системы пенсионного обеспечения: обязательную — в части осуществления работодателями отчислений для аккумулирования средств на выплату общеобязательных пенсий по списку профессий №1 и 2 (опасные и вредные условия труда). И добровольную, в которой накопление любого гражданина для выплаты дополнительных пенсий следует гарантировать государством в полной сумме в случае банкротства или ликвидации фонда добровольных накоплений.

Настоящая свобода
и ответственность за себя

Вышеуказанные изменения позволят расширить экономическую самостоятельность той части граждан, которые сейчас работают по найму (пока что говорим о реформах для внебюджетной сферы) и вынуждены полный день находиться на рабочем месте, независимо от реальной нагрузки. Следовательно, они получат возможность часть дня работать в режиме удаленного доступа, а для поиска (создания) источников дополнительных доходов высвободится ценный дополнительный временной ресурс.

Избавившись от статуса наемного лица, люди будут чувствовать себя свободнее и вместе с тем ответственнее в финансовом плане за свое настоящее и свое будущее. Это будет способствовать получению новых производственных навыков, повышению образования на протяжении всей жизни, а также, надеемся, поощрит к более частому рождению детей, которые смогут помогать родителям в старости, что всегда было в обычаях украинского народа.

Для повышения престижа
семьи одновременно следует ввести возможность подачи годовой семейной декларации, позволить получать налоговые вычеты на детей независимо от уровня дохода налогоплательщика, расширить перечень затрат, разрешенных для налоговой скидки. Это поможет обеспечить справедливый уровень налоговой нагрузки для плательщиков с разным количественным составом семьи и поощрит людей к добровольному декларированию.

Учитывая, что при всеобщем декларировании количество декларантов вырастет минимум в 25 раз, для эффективной обработки такого количества данных следует предусмотреть, что декларация будет подаваться в электронном виде, т.е. без личного общения с налоговиками.

По нашему мнению, только так можно создать условия для эффективного проведения "нулевого", т.е. первичного, декларирования всеми без исключения гражданами своих доходов, что в дальнейшем позволит выявить несоответствие задекларированных доходов фактическим расходам и привлечь к уплате налогов небедных граждан, которые годами или вообще не декларируют доходы, или значительно занижают их размер.

Это также укрепит бюджет. Так, по нашему мнению, введение декларирования расходов на
2011 г. в разгар финансового кризиса лицами, уполномоченными на исполнение функций государства, стало одним из факторов, который способствовал увеличению более чем на 30% количества лиц, задекларировавших доходы свыше 1 млн грн.

Сократить сферу и объем государственных расходов

Уровень оплаты труда работников бюджетного сектора с одновременной экономией средств бюджета можно повысить, если ввести временную полную (или частичную) льготу по налогу на доходы физических лиц для этой категории лиц, причем можно избежать потерь для местных бюджетов от такой льготы.

Инициативы по снижению НДФЛ — это не новация, скажете вы, такие предложения, как правило, не поддерживаются по соображениям значительных бюджетных потерь. Да, действительно, предложенное уменьшение ставки налога на доходы физических лиц с 15 (17) до 10% от дохода в форме заработной платы медицинских, педагогических и научно-педагогических работников, работающих в учреждениях государственной и коммунальной форм собственности (например, согласно законопроекту №11105 от 27 августа 2012 г., внесенному народным депутатом Украины В.Яворивским), по нашим расчетам, могло бы привести к потерям бюджета в размере около 2 млрд грн.

Что ж, попробуем немного изменить подход. Указанные суммы возможных потерь налога свидетельствуют об имеющемся немалом резерве для экономии бюджетных средств при очередном повышении зарплаты в бюджетной сфере, если использовать тот же механизм, который сейчас применяется для военнослужащих. А именно — направление удержанного налога (15%) с их денежного обеспечения только на выплату из государственного бюджета равноценной и полной компенсации потерь доходов этой категории граждан в размере удержанного налога 15% (п. 168.5 ст. 168 Налогового кодекса Украины).

Объясним, как все работает. Из начисленной военнослужащему суммы денежного обеспечения, например, в размере 1000 грн удерживается (платится) в местный бюджет налог в размере
150 грн (15%), который поступает окончательно в доходы соответствующего местного бюджета. Вместе с тем удержанный налог полностью компенсируется военнослужащему из государственного бюджета. Поэтому законом о Государственном бюджете на соответствующий год устанавливается финансирование оплаты труда военнослужащему по приведенному примеру в размере 1150 грн, из них денежное обеспечение 1000 грн, включая уплаченный в местный бюджет налог на доходы физических лиц —
150 грн и компенсацию этого налога — 150 грн.

По действующему сейчас механизму плановое повышение окладов работников бюджетной сферы происходит с соответствующим увеличением поступлений НДФЛ в местные бюджеты, профинансированных из государственного или из соответствующего местного бюджета.

Поэтому, учитывая проблемы бюджета в нынешних условиях, предлагается вместо очередного номинального повышения окладов, например на 5%, ввести на один бюджетный год льготу по налогу на доходы физических лиц, установив для работников бюджетной сферы временно ставку на 5 процентных пунктов ниже, чем общая, например 10%. Также установить, что одновременно работнику бюджетной сферы платится компенсация в виде разницы между суммой удержанного из зарплаты работника налога по общей ставке (сейчас она равняется 15% (17%) и суммой налога, рассчитанного по льготной ставке, по той же статье расходов, что и заработная плата.

Таким образом, финансирование "чистого" прироста на 5% реальной заработной платы "на руки" за счет компенсации налога, удержанного сверх льготной ставки, может быть достигнуто с экономией: 1) 15% средств, которые необходимо было бы предусмотреть для удержания налога на доходы физических лиц; 2) 40% средств для уплаты единого социального взноса, в том числе за счет работодателя (36,76%) и работника (3,6%), которые по действующему законодательству не начисляются на сумму такой компенсации.

То есть финансирование таким образом прироста реальной заработной зарплаты в размере 5% позволяет достичь экономии бюджетных средств в размере около 55% (15% + 40%), которые при действующем сейчас способе номинального повышения зарплаты пришлось бы также предусмотреть в бюджете. Следовательно, эффект чистой экономии бюджетных средств равняется 50 грн на каждую гривню реального прироста зарплаты (55% – 5%).

При этом в ближайшей перспективе целесообразно было бы подумать о переходе на контрактную форму госслужбы — с продлением контракта ежегодно как для самых высоких чиновников, так и для служащих более низкого ранга. Это придало бы новый импульс для улучшения профессиональной подготовки и позволило бы маневрировать с количеством персонала. А лучше всего, чтобы услуги по государственному управлению предоставлялись не наемными работниками, а лицами, которые осуществляют независимую профессиональную деятельность в этой сфере. Забота об имидже среди коллег, конкурентная среда, отсутствие какого-либо служебного давления способствовали бы повышению качества управленческих решений.

Несложно заметить, что во всех приведенных суждениях просматривается желание большей экономической свободы для индивидуумов. А что касается налогов, то мы разделяем мнение, что они должны обеспечивать только нижнюю границу налогообложения, что позволяет государству взять на себя финансирование минимально допустимого объема общественных благ, дальнейшее уменьшение которого угрожало бы его нормальному функционированию. В идеале функционирование социальных расходов следует ограничить обеспечением функционирования органов государственной власти, милиции, армии, сил противопожарной, противоэпидемической безопасности и защиты от других чрезвычайных положений. Остальное, включая поддержку незащищенных сограждан, профинансирует бизнес и гражданское общество, конечно, если их доходы от экономической деятельности будут достаточными, а стимулы к участию в благодетельности и государственно-частном партнерстве — значительными.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 5
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно