Меж двух огней. Между народом и МВФ, желаемым и возможным, дебетом и кредитом, активом и пассивом, либерализацией-льготами и источниками-компенсаторами. Так оно делалось и делается дальше.
Временный компромисс…
При всей справедливости критики в адрес налоговой реформы и бюджета их принятие было необходимо, иначе не видать стране столь критически важных сейчас траншей финансовой помощи МВФ. При этом мы отклонили первый вариант налоговых поправок и проголосовали за значительно смягченный второй.
В промежутке - почти круглосуточная работа налогово-таможенного комитета и бесконечные поправки народных радетелей за льготы по кем-то порученному "профильному" участку (кто за пиво, кто за ядерные реакторы, кто за носки, кто за зернотрейдеров, кто за сигареты… Опубликовать бы эти поправки тех, кто потом рассказывал, что он - за НАРОД). Споры и компромиссы шли сначала реалистичные, но потом уже - без оглядки на МВФ, возможности, пассивы, источники и компенсаторы.
Затем было отметание почти всего этого согласительным советом коалиции, учет реальной части предложений, осуществленный на очень скорую руку, и - неприлично ускоренное голосование (а иначе делать ЭТО было невозможно).
Между первой и второй (безуспешной и успешной) попытками проголосовать - отсрочились НДС-счета (есть полгода на размышление и отмену), а также кассовые аппараты для единоналожников (на 6–12 месяцев);
- отменились усечение затрат заказчикам тех же единоналожников, прекращение льгот в медицине и образовании, обложение недвижимости с первого метра, 25-процентный НДФЛ, тотальные декларирование и бесспорное списание - это все либо ушло, либо существенно смягчилось,
причем при сохранении намеченного снижения единого налога (теперь 2% + НДС или 4%, причем при обороте до 20 млн грн в год и без всяких проверок),
при очень медленном начале снижения ЕСВ (пока лишь для тех, у кого выход из "тени" эффективен настолько, что это снижение он перевесит; обещали, конечно, немного не так)
и при сохранении основных социальных гарантий, включая пенсионный возраст, а также льготы инвалидам и пр., что в условиях рекордного военного бюджета автоматически отнюдь не подразумевалось.
В середине февраля предстоят правки, рихтовка, уточнения.
А пока конечное голосование было комплексным, когда отдельные изъятия уже стали невозможны: кто не с нами - тот против нас, без полутонов.
Находясь вместе со страной меж двух огней, принимаю огонь и на себя: после "против" (первый раз) был "за" (второй), режьте и распинайте, буду не защищаться, но объяснять.
Рада: зачем столько народа?
Попутно. Если все равно все решает совет коалиции (и формирование этой самой коалиции, и персонализацию ключевых должностей, и параметры ключевых законов), зачем нужны все остальные депутаты ВР? Для выбора - быть овечкой в стаде или стать предательской тушкой?
Зачем???
Колебательные фрикции во фракциях единичны и не приветствуются, так что рядовые персоналии в Раде (как и комитеты) ничего не решают. Да она для этого и не приспособлена: в зале под куполом работать с документами невозможно - они просто не помешаются на столиках (куда смотрели депутаты прежних семи созывов?)…
15–20 парламентариев - было бы в самый раз, да и то с избытком. Как говорил знаменитый сантехник из анекдота, надо менять ВСЮ СИСТЕМУ.
Депутаты, государство, нефть и кворум в АО
Когда же депутаты пытаются что-то сделать сами, у них получается плохо - как со знаменитым "радикальным" законом о кворуме в АО (не 60% плюс один голос, а 50% плюс один голос). Документ получился неконституционным (нарушил равноправие форм собственности: для "гос" АО он вступает в силу раньше, чем не для "гос"). И бесполезным: все делают ради "Укрнафты". А там контрольный акционер - как раз не государство, а уникальный, самостоятельный субъект "Нафтогаз Украины", состоящий из собственных дочерних предприятий и являющийся акционером своих составных частей. Таковое образование, соответственно, с государством отождествить нельзя, а потому и для "Укрнафты", где, как выяснилось, нет прямого госучастия, ничего не изменилось.
НДС
Не выходя из постоянного шока в связи с самим уже предложением ввести НДС-счета, рискну предложить механизм, при котором они не только безвредны, но еще и полезны. Тем более полгода на осмысление у нас есть.
На отдельном счете должно быть все вычитаемое из базы НДСного обложения. А именно - проплаты за покупаемые в Украине необходимые для деятельности товары, работы и услуги (возможно, работы/услуги - с неким ограничением: не более стольких-то процентов). Все остальное - а это прибыль, фонд зарплаты и импорт (плюс сверхлимитные работы/услуги) - и есть облагаемая добавленная стоимость.
И ни налоговых обязательств, ни налогового кредита, ни налоговых накладных, ни их реестра, ни уплаты при ввозе, ни возмещения при экспортной или иных льготах (сами льготы - сохраняются).
Облагается - "по кассе" - все, кроме добровольно перечисленного на спецсчет, с которого назад дороги нет, а только на приобретения в Украине для хозцелей.
Электронное администрирование без труда отследит, попало ли перечисленное по назначению.
Можно перечислять на спецсчет прямо перед покупкой, а можно и заранее: если НДС надо платить уже сейчас, а товар предстоит покупать через пару дней, то лучше омертвить на эти пару дней всю сумму стоимости, чем на весь налоговый период - сумму НДС.
И контроль, и добровольность, и никакой налоговой бюрократии. Есть над чем подумать?