Пустили циника в бюджет . Часть вторая и, увы, не последняя

Поделиться
Слабое, лишившееся поддержки депутатских групп и фракций, правительство не в состоянии вести бюджетный процесс...

Слабое, лишившееся поддержки депутатских групп и фракций, правительство не в состоянии вести бюджетный процесс. За тринадцать лет новейшей украинской истории мы получили массу доказательств на сей счет, и предпоследнее — чуть более двух лет назад, при медленном умирании правительства Кинаха. Очередная затянувшаяся агония происходит на наших глазах сегодня.

Бюджетный процесс-05 стирает последние грани между законом и беззаконием, добром и злом, цивилизованностью и дремучестью. Запутавшись в собственных популистских обещаниях, Кабинет Януковича—Азарова судорожно пытается согласовать финансовые потребности страны с финансовыми ресурсами. Не выходит! Даже всесильному в былые времена Николаю Яновичу не удается пропихнуть через парламент явную некондицию под названием «Государственный бюджет Украины на 2005 год (доработанный проект, для рассмотрения во втором чтении)»...

Спрашиваете? Не отвечаем

Автор этих строк присутствовала на заседании бюджетного комитета во вторник 14 декабря. А также на совещании по бюджетным проблемам, проводившемся в Верховной Раде в среду при участии спикера Владимира Литвина и сидящего сразу на трех стульях (премьерском, вице-премьерском и министра финансов) Николая Азарова. И уже дважды доводилось слышать риторический вопрос социалиста Александра Баранивского: насколько легитимен бюджетный проект, подготовленный нелегитимным правительством? Вправе ли Верховная Рада, выразившая своим декабрьским решением недоверие Кабинету Януковича, принимать из рук того же Кабинета (за минусом премьера) документ, определяющий финансовую жизнь страны на будущий год? Не лучше ли Л.Кучме хотя бы внешне соблюсти формальности, приняв отставку нынешнего Кабинета и назначив министров исполняющими обязанности?

От вопросов можно попытаться отмахнуться, как от назойливой мухи. Можно закрыть на них глаза. Увы, к принятию нормального бюджета все эти действия нас не приближают.

Вспомним бюджетные перипетии нынешней осени. Изначально все очень мало соответствовало норме.

Правительство подает 14 сентября с.г. проект Государственного бюджета на 2005 год, уверяя, что он единственно возможный, сбалансированный и реальный. И уже 18 сентября выпускает печально известное постановление №1215 «О повышении уровня пенсионного обеспечения», образуя тем самым катастрофическую дыру в бюджете Пенсионного фонда. Все «заплатки» — за счет бюджета государственного, что на добрый десяток миллиардов гривен увеличивает его скрытый дефицит. Все понимают, что отказаться в 2005 году от предвыборных пенсионных обещаний никак нельзя, кто бы ни пришел к власти — Ющенко, Янукович или почтальон Печкин.

И после этого кто-то еще удивляется, что бюджетный процесс, едва начавшись, оказался сорванным?

Денежные выплаты пенсионерам уже в сентябре провоцируют мощную волну роста цен. Дополненная инфляционными ожиданиями, она уже дважды — в конце октября и конце ноября — приводила к потрясениям в банковской сфере. Что мы имеем в итоге? Согласно уточненному Кабмином прогнозу, 12,4% роста ВВП в 2004 году и 12,5% роста потребительских цен (декабрь к декабрю). Хотя никто — кроме, конечно же, нынешнего правительства с его прекрасными экономическими мозгами и не менее замечательной социальной политикой — не мешал стране закончить год с инфляцией на уровне семи или, в крайнем случае, восьми процентов. И с гораздо лучшими перспективами роста в 2005-м.

В пояснительной записке к розданному в нынешний вторник варианту бюджетного законопроекта делается очень трогательная попытка свалить с больной головы на здоровую. Там подробно описывается, как Верховная Рада не приняла выводы и предложения бюджетного комитета (читай — не приняла бюджет в первом чтении) ни, как первоначально планировалось, 20 октября, ни 3 ноября. И чтобы как-то выйти из ситуации, вернула документ в правительство на доработку. Тем самым нарушив требования Бюджетного кодекса.

Какой из всего этого делается Кабмином вывод? Можем нарушать и дальше. Например, проводить первое и второе чтение «в пакете». Или в декабре закладывать в законопроект сколько угодно налоговых «новшеств», в том числе таких милых, как новые ставки акциза на сигареты, новые правила администрирования НДС и налога на прибыль, а также делегирование Кабмину права самолично устанавливать «дополнительные таможенные пошлины». (Финансовым директорам и бухгалтерам предприятий полезно будет ознакомиться со статьями 9, 83,
85-1, 85-2, 103-6, 103-7,103-8 в версии бюджетного законопроекта от 13 декабря с.г.). Повторяется, но в более сложных условиях, бюджетная эпопея предыдущего года.

Профинансируем долгами?

Минфин устанавливает дефицит бюджета, явно зашкаливающий за все разумные пределы, — 11 млрд. гривен, или 2,8% от ВВП. Инициирует противозаконную «химию» с налогами (как известно, после 15 августа года, предшествующего очередному бюджетному, никаких изменений в налоговое поле вносить нельзя). Усиленно «надувается» фонд оплаты труда и объемы поступлений от налога на добавленную стоимость. За три месяца — с сентября по декабрь! — почти вдвое, до 7 млрд. грн., возрастают планы поступлений от приватизации-05. Но, несмотря на эти титанические усилия, сбалансировать доходы с расходами все равно не удается. Что делать?

Те, кто знаком с сентябрьским вариантом бюджетного проекта, вероятно, заметили, как много внимания в нем уделяется поступлениям от всевозможных должников — начиная от монстров типа «Нафтогаза Украины» и заканчивая непонятными конторами, урвавшими в середине 90-х кредиты под гарантии правительства. В декабрьской версии бюджета эта идея расцвела еще более пышным цветом.

Оговоримся сразу: мы ни в коем случае не против строгой бюджетной дисциплины и возврата государству когда-то одолженных (недополученных) им средств. Но выдавать недоимку с очень сомнительной, а то и безнадежной ликвидностью за реальный доход бюджета — согласитесь, от лукавого.

Правительство делает вид, что этого не понимает. Даже автомобили для инвалидов Великой Отечественной войны (помните это душещипательное обещание Виктора Федоровича облагодетельствовать стариков к юбилею Победы?) будут выпускать на треть за виртуальные деньги — суммы задолженности перед бюджетом Запорожского автозавода и его смежников по НДС, штрафам, пеням и проч. Не верите? Загляните в статью 103-5 и сравнительную таблицу расходов: в сентябре на эти цели предполагалось 59,6 млн. грн., но живыми деньгами, нынче — 302,9 млн., из которых 110 млн. еще нужно получить от должников...

За счет долгов НАК «Нафтогаз Украины» и коммунальных предприятий предусмотрено компенсировать обесценившиеся вклады в Ощадбанке на общую сумму 6 млрд. грн. И если кто-то надеется получить хоть копеечку живых денег, мы вынуждены его разочаровать: чиновники придумали этакий хитроумный взаимозачет, так что товарищи-граждане просто отдыхают.

Логика такова. Государство должно гражданам по вкладам. Граждане, которым их вклады не вернули, задолжали коммунальным предприятиям квартплату, деньги за воду, электроэнергию и проч. Коммунальные предприятия, которым не заплатили граждане, должны бюджету много всяческих налогов и не в полной мере рассчитались со своими поставщиками, в том числе с тем же «Нафтогазом».

А теперь — внимание: берем задолженность «Нафтогаза» перед бюджетом за транзит природного газа и переадресовываем этот, мягко говоря, сомнительный ресурс местным бюджетам в виде субвенции... на погашение обесценившихся вкладов. Местные бюджеты гасят долг коммунальщикам, те — «Нафтогазу» и бюджету. Бюджет снова направляет деньги на места. Где-то в глубине сцены — Ощадбанк со списками вкладчиков... Народное ликование. Все встают и проникновенно поют оду мудрости Кабинету Януковича—Азарова.

Каюсь, может, я что-то упростила. На самом деле схемы будут непрозрачными и запутанными, а результаты — настолько непредсказуемыми, что десять Счетных палат концов не сыщут. Потому что даже двоечнику понятно, что взаимозачет — это прежде всего способ обогащения лиц, к нему причастных. Надо же как-то подпитывать из бюджета «тень» — не то вовсе захиреет.

Кстати, для сведения граждан. Правы, сто раз правы те, кто, прослышав о предвыборной инициативе Виктора Федоровича гасить долги по комуслугам через механизм компенсации вкладов, быстренько, еще в сентябре перестали платить за квартиру. Несмотря на все увещевания ЖЭКов и ДЭЗов. Согласно проекту бюджета, теперь погашению подлежит все, что накопилось на 1 декабря 2004 года.

Может, в этом и состоял гениальный план кандидата в президенты: к власти не приду — так хоть память о себе оставлю, пару-тройку городов заморожу?

Пенсии: кому прибавляют, а у кого отнимают

И напоследок — о главной болевой точке. По самым грубым прикидкам, для финансирования доплат к пенсиям до 284 грн. требуется свыше миллиарда в месяц, или 12 млрд. гривен в годовом измерении. В новом бюджетном проекте записано 7 млрд. гривен — все, что только можно было наскрести. Для этого пришлось сократить, по сравнению с сентябрьскими, финансирование чернобыльских программ, покупки школьных автобусов, компьютеризацию сельских школ. (Хотя при этом правительство сделало жест невиданной щедрости, выделив деньги на строительство газопровода на Форос и Севастополь, а также на сооружение жилья для украинских дипломатов в Москве.)

Итак, пенсионные программы по-прежнему остаются в зоне риска. Но при этом Кабмин берет и… собственноручно уменьшает базу поступлений в Пенсионный фонд. Да еще и ущемляет в правах будущих пенсионеров. Будто затмение какое-то нашло…

Я имею в виду статью 54, абзацы 2 и 12, — самую подлую изо всех увиденных мной в бюджете.

Согласно указу Президента «Об упрощенной системе налогообложения...», уплаченный предпринимателями единый налог с 1999 года и по сей день расщепляется в пропорции: бюджету — 43%, Пенсионному фонду — 42 и 15% — на обязательное социальное страхование. Безусловно, столь незначительные суммы не обеспечивают высоких пенсий, но до тех пор, пока не принят новый закон об упрощенцах, позволяли им хотя бы не терять трудовой стаж. Безусловно, такие суммы не были сколько-нибудь определяющими для ПФ, но надо ли брезговать малым на нынешнем безрыбье?

Похоже, правительство Азарова решило объявить единоналожникам очередную войну.

С 1 января (если бюджет, не дай Бог, примут в нынешнем виде) суммы единого налога будут полностью идти в общий фонд местных бюджетов. В Пенсионный и прочие социальные фонды — ни копейки. Об этом, собственно, и гласит второй абзац ст.54.

А чуть дальше, в той же статье, читаем, что в 2005 году плательщикам единого налога надлежит «платить страховые взносы на общеобязательное государственное социальное и пенсионное страхование в порядке и на условиях, определенных специальным законодательством по вопросам взимания таких взносов».

Одно из двух: либо вершина непрофессионализма, либо верх цинизма. Ибо законодательных решений на сей счет не существует в природе.

Законопроект, о котором, вероятно, идет речь, был подан Кабмином в Верховную Раду еще в декабре 2003 года, однако из парламентского комитета по финансам и банковской деятельности до сессионного зала так и не дошел. В итоге установить размеры отчислений в ПФ для единоналожников до сих пор так никто и не удосужился. За целый год! Сердечное спасибо за это председателю комитета Сергею Буряку и его непосредственному начальнику, спикеру Владимиру Литвину, а также правительственной стороне в лице министра труда и социальной политики Михаила Папиева и его руководителей — Виктора Януковича и Николая Азарова!

В случае, если суть статьи 54 не изменится, предприниматели уже с 1 января 2005 году полностью окажутся за бортом пенсионного страхования. Уже c 1 января они начнут терять страховой стаж — не в единичных случаях, а эдаким небольшим коллективом под миллион человек...

Стоят ли изысканные для местных бюджетов сотни миллионов гривен новой волны социальной напряженности? Нравственно ли, устраивая «вырванные годы» пенсионерам будущим, оплачивать блага для пенсионеров нынешних? Похоже, Николаю Яновичу чужды эти сомнения. Несмотря на отсутствие даже промежуточных (!) решений парламента по бюджету-05, он в конце недели дает на места отмашку утверждать 12 тыс. бюджетов, исходя из предложенных Кабмином цифр. Тем самым провоцируя экономическое противостояние местных властей и предпринимателей, которых неумными действиями центра вынуждают подниматься на защиту своих прав.

Точку в этом споре, как и в других вопросах, поставит лишь команда спикера «Голосуем!». На 21 декабря в Верховной Раде намечено второе бюджетное чтение...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме