ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-03: И ВСЕ ЭТО БЫЛО, И ВСЕ ЭТО БУДЕТ

Поделиться
Чуда не произошло. Бюджет-03 не стал документом, способным поразить ум и воображение своими качественными характеристиками...

Чуда не произошло. Бюджет-03 не стал документом, способным поразить ум и воображение своими качественными характеристиками. Возможно, немногие помнят о том, что бюджет страны должен отражать отношение власти к народу, а процесс его принятия — это проверка демократических институтов на политическую зрелость.

Представленный правительством в Верховную Раду Украины 14 сентября 2002 года проект закона «О Государственном бюджете Украины на 2003 год» отражает все имеющиеся в нашем государстве проблемы не только экономического, но и политико-правового характера. На фоне официальных данных о высоких темпах экономического роста особенно недопустимым представляется нежелание правительства повышать в следующем году размер минимальной заработной платы, а также другие диспропорции, которые специалисты связывают с неадекватными механизмами управления экономикой.

Поскольку за последние несколько лет при официально возрастающем из года в год ВВП фактически не происходил пропорциональный рост объемов бюджета, напрашивается вывод: то ли на самом деле экономический рост не наблюдался и статистика вводила общественность в заблуждение, то ли росла теневая экономика и ежегодно в обход бюджета убегали как минимум 4 млрд. грн.

Такая ситуация, по моему мнению, вызвана и определенными политическими диспропорциями, отсутствием политической ответственности правительства за ход социально-экономических реформ. Логическое тому подтверждение— сначала невыполнение госбюджета-02, а теперь проволочки Кабмина с предоставлением в парламент предложений по поводу его секвестра. Деформация курса проявляется прежде всего в приоритетах, которым должна была бы соответствовать экономическая политика государства.

Единственный позитив этого бюджетного проекта в том, что закладывается реальная цифра поступлений от приватизации. Фонд государственного имущества перестал продавать предприятия за бесценок и начал учитывать мировую рыночную конъюнктуру.

Что же касается увеличения поступлений в бюджет, о которых нынче не говорит только ленивый, то она возможна лишь при принятии ряда экономических законов, призванных обеспечить эти поступления. Прежде всего нужно вносить изменения в некоторые законы об акцизном сборе, что обеспечит дополнительные 300—400 млн. для бюджета; ликвидировать свободные экономические зоны, через которые в обход бюджета вытекает около трех миллиардов гривен. Поскольку уже все убедились: эти свободные зоны не обеспечивают социального развития регионов, а являются источником личного обогащения региональных элит.

Подобные попытки были предприняты правительством. Но странное дело — оппозиция голосует за эти законы, а пропрезидентские фракции блокируют их принятие. Хотя принимать законы следует параллельно с рассмотрением бюджета на следующий год.

Статья 1 Конституции провозглашает Украину суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Следовательно, ценности определены, остается наилучшим образом с учетом имеющихся возможностей наполнить их экономическим содержанием — обеспечить их материальную составляющую.

К сожалению, поданный правительством проект Государственного бюджета Украины на 2003 год отражает явно противоположный подход — недемократический, неправовой, антисоциальный, неинновационный. То есть такой, в котором за потребностями самой власти не видны интересы народа.

Недемократический — так как в сравнении с 2002 годом предлагается значительно увеличить финансирование силовых структур. И это при существующей «традиции» значительной финансовой поддержки силовых министерств за счет благотворительных взносов и пожертвований от юридических и физических лиц. В случае принятия Государственного бюджета на 2003 год в предлагаемой Кабмином редакции их финансирование увеличится: Министерства внутренних дел — на 13% (составит 2 млрд. 513 млн. 932 тыс. грн.), Киевского главного управления внутренних дел — на 27% (достигнет 338 млн. 879 тыс. грн.), Генеральной прокуратуры — на 24% (до 212 млн. 229 тыс.), Управления государственной охраны — на 19% (до 56 млн. 697 тыс.), Государственной налоговой администрации — на 12% (1 млрд. 176 млн. 706 тыс.).

Вместе с тем сокращается финансирование образования, медицины, культуры, правозащитных институтов. Например, секретариату Уполномоченного Верховной Рады по правам человека предлагается уменьшить финансирование на 19%, а Счетной палате (кстати, единственному органу, который контролирует целевое использование бюджетных средств согласно закону) — на 21%.

Неправовой — поскольку проектом госбюджета предлагается сократить расходы на судебную власть, что не будет способствовать реализации положений статей 126, 130 Конституции Украины, в соответствии с которыми независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины, а государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования судов и деятельности судей. Так, финансирование Верховного суда Украины сокращается на 9%, а Конституционного — на 28,2%.

Антисоциальный — поскольку расходы на здравоохранение сокращаются на 13%, или на 248 млн. 628 тыс. грн. (при этом расходы на программы и централизованные мероприятия по борьбе с туберкулезом — на 46%, или 45 млн. 998 тыс. грн., по профилактике и лечению СПИДа — на 9%, или 1 млн. 344 тыс., не предусматриваются отдельной строкой расходы на мероприятия по лечению онкологических больных).

На образование общие затраты увеличиваются на 7%, а вот затраты на учебники при этом сокращаются на 19%. Расходы на культуру уменьшены на 4% (будут равны 275 млн. 80 тыс. грн., что меньше 6 грн. в год на одного гражданина Украины). Расходы на библиотечное дело сокращены на 12%.

Неинновационный — поскольку практически не предусмотрены централизованные капиталовложения на развитие приоритетных отраслей экономики.

Но однозначно можно сказать: это проект бюджета государства, в котором зарождается диктатура, которое готовится к гражданской войне против собственного народа. Бюджет перераспределяется в направлении всевозрастающего финансирования аппарата принуждения: милиции, Службы безопасности, прокуратуры, а не на удовлетворение социальных потребностей граждан — налогоплательщиков.

Убежден, такой бюджет никогда не пройдет в Верховной Раде даже при наличии пропрезидентского большинства до тех пор, пока не приобретет хотя бы некоторых признаков социальности. И, на мой взгляд, бюджетный комитет выдал большой аванс правительству, приняв проект бюджета-03 к рассмотрению в первом чтении.

Обобщающий вывод неутешителен: власть оторвана от народа и расходует по праву принадлежащие ему средства не на социально-экономическое развитие, а для обеспечения своего существования и защиты от гражданского общества. Возможно, правительству следовало бы пересмотреть свое отношение к налогоплательщикам и начать о них заботиться? Чтобы реально добиться увеличения поступлений в бюджет, следует поработать на тех, за чей счет эти доходы в бюджете и появляются.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме