Универмаг хорошо, а киоск лучше
В условиях, когда украинская экономика пребывает в предынфарктном состоянии, а Запад отделывается советами вместо того, чтобы помочь материально, налоги остаются главным источником поддержания штанов отощавшего бюджета. Но и тут у нас больше проблем, чем собранных налогов. Сегодня в Украине насчитывается 517 тысяч зарегистрированных налогоплательщиков из числа юридических лиц. Деньги в бюджет поступают лишь от 390 тысяч.
Особенно неблагополучно обстоит дело в сфере наличных денег. По оценкам специалистов, около 40% наличных средств в Украине обращаются на черном рынке, что исключает их из сферы налогообложения. Большей частью этот оборот проходит через коммерческие киоски. Их по оценкам налоговой службы в Украине несколько миллионов. Кстати, рентабельность уличных киосков в несколько раз выше, чем больших универмагов. Секрет прост: в крупных торговых организациях трудно провести значительные суммы, минуя кассу. В киосках это происходит повсеместно.
Рога и копыта, спирт и табак
На селе своя специфика. По словам начальника отдела налоговой милиции по Киевской области подполковника Алексея Терещенко, многие фирмы здорово наживаются на дефиците горюче смазочных материалов. Механизм ухода от уплаты налогов прост: коммерческие структуры-посредники берут кредиты и переводят деньги напрямую продавцу, минуя собственный счет. Бензин же, который коммерсанты поставляют хозяйствам, крестьяне из-за полного безденежья оплачивают натурой - шкурами, скотом. Все это за бесценок уходит за рубеж.
Кстати, вывоз скота из Украины приобрел массовый характер. По бартеру буренок вывозят в Турцию и Ливию в обмен на бензин. Цены традиционно демпинговые (по крайней мере - по документам). Практически ежедневно фиксируются кражи шкур со скотобоен: большей частью они без соответствующих документов будут вывезены за границу.
Отдельной строкой в досье налоговой милиции проходят спирт и табак, то есть высокоакцизные товары. Во время тотальной проверки украинских спиртзаводов нарушения были выявлены практически на всех из них. Отсюда - обилие очень дешевой кустарно изготовленной водки, что делает неконкурентоспособной заводскую продукцию. Один лишь пример: налоговой милицией не так давно был выведен на чистую воду киевский коммерсант (его имя в интересах следствия не называется), который выработал из пшеницы в общей сложности около 100 цистерн спирта. За все это государству не было уплачено ни копейки акциза.
Наметилась тенденция по переходу количества налоговых преступлений в качество. Появляются весьма громкие дела, которые не вызывают сомнений в их судебной перспективе: слишком много и слишком нагло воровалось у державы. Такие дела уже возбуждены в Одессе и Днепропетровске. Арестованы руководители крупных предприятий «Полимерсервис», «Планета-2». Появились дела, в которых прослеживаются связи с 5 - 10 областями Украины.
Одной милицией стало больше
Увы, налоговая инспекция в сегодняшнем ее виде не в силах контролировать ситуацию. В 1992 году в Киеве начался эксперимент по организации службы налоговой милиции как одной из структур МВД. В октябре 1994 года министр внутренних дел дал добро на формирование подобной структуры по всей Украине. Руководителем управления по борьбе с криминальным сокрытием доходов от налогообложения назначен генерал-майор Виктор Белоус. Он утверждает, что из 4800 человек доведенной численности сегодня в штате 3200 человек, однако реально в состоянии справиться с обязанностями около 800 человек. Остальные - вчерашние курсанты, люди пришедшие с гражданки, - без опыта и необходимых знаний.
При сопоставлении с 67 тысячами налоговых инспекторов налоговая милиция выглядит пигмеем. Однако у нее есть и козыри: во-первых, как любое милицейское подразделение, она подпадает под закон «Об оперативно-розыскной деятельности». А это значит, что служба вправе вести слежку, с санкции прокурора прослушивать телефоны злостных неплательщиков налогов, проводить аресты и задержания... Кроме того, налоговая милиция имеет право пользоваться всей существующей базой МВД.
И все же пока налоговую милицию можно отнести лишь в разряд потенциальной угрозы для нарушителей налогового законодательства. Начнем со структуры. Достаточно сравнить украинскую службу с российской налоговой полицией. Если россияне создали совершенно независимую службу, способную вести автономные расследования, имеющую выход напрямую к Президенту, то украинский аналог обширными полномочиями и связями похвастаться не может. Наша налоговая милиция не в состоянии полноценно действовать без налоговой инспекции, поэтому, как правило, налоговый инспектор и его коллега из милиции ходят парой. В последнее время в Донецкой и Луганской областях были предотвращены покушения на налоговых инспекторов. Генерал Белоус утверждает, что при совместных проверках милиция страхует безоружных инспекторов. Гм...Слабый аргумент для создания целого управления в структуре МВД.
Главное оружие - закон, но он не работает
Мало того, что для формирования боеспособной налоговой милиции недостаточно кадров, а специализированные курсы только начали работать во Львове и Одессе. Все старания нового милицейского подразделения перечеркиваются нынешним законодательством. Главное оружие налоговой милиции - статья 1482 УК «Уклонение от уплаты налогов» - не работает. За три месяца 1995 года по ней были приняты 33 решения суда, но лишь в двух случаях дело завершилось реальным лишением свободы. Верховный суд рассмотрел практику применения статьи 148 и выработал рекомендации. Однако действующее законодательство все еще остается несовершенным.
В Минюст внесено предложение об усилении ответственности за открытие счетов за границей. Предлагается также значительно расширить права налоговой милиции, а именно: предоставить ей право на блокирование счета фирмы-неплательщика, задержание ее руководства, наложение ареста на имущество и пр. - до возбуждения уголовного дела. Ведь сегодня, пока в фирме, укрывающей доходы, проведут все финансовые проверки, необходимые для возбуждения уголовного дела, ее руководство успевает упаковать чемоданы и отбыть в края неведомые. Коротко суть предлагаемых изменений генерал Белоус изложил так: «Мы пытаемся втянуть в украинское законодательство права американской налоговой службы».
Вот тебе, бабушка, и судный день
Увы, для того чтобы сравняться в эффективности с американскими налоговиками, недостаточно одного лишь законодательства. Американская налоговая служба проверяет лишь 2% коммерческих структур и, как правило, работает без осечек - такие проверки завершаются наложением грандиозных штрафов. У нас в соответствии с существующим порядком налоговые службы ежегодно проверяют 30% действующих организаций. Разница состоит в том, что, прежде чем отправиться на фирму для проверки документов, американский инспектор немало времени сидит за компьютером, «вычисляя» нарушения налогового законодательства. У нас же сбор и накопление информации о налогоплательщиках пребывают на царегороховском уровне.
Впрочем, как заверил Виктор Белоус, сейчас в Киеве создается мощный компьютерный центр, который будет занимать целый этаж здания и в памяти которого будет храниться информация на всех налогоплательщиков страны. В течение двух лет каждому гражданину будет присвоен кодификационный номер, на который в компьютере будет заноситься вся информация, касающаяся уплаты (или неуплаты) налогов. По идее, это должно стать еще одним шагом Украины к цивилизованной налоговой системе. Одно беспокоит: не слишком ли подзатянулся этот путь?