«У занимающих посты больших господ
нет в жизни радостей от множества забот…»
Омар Хайям
Отчаявшись в срок принять хоть какой-нибудь Налоговый кодекс (что, вероятно, к лучшему), власти наши экономические вовремя приступили к пожеланиям и прогнозам по поводу будущего бюджета-00. Верховная Рада рассмотрела в общих чертах проект Бюджетной резолюции, отправила его куда следует, т.е. на доработку. Кроме того, парламент наш успел, однако, упредить вступление в силу нескольких президентских указов. Кабмин, в свою очередь, прикинул на глазок леденящие душу макропоказатели следующего года. Так что речь сегодня пойдет в основном о благих намерениях, но тут уж мы не виноваты - они (те, которые наша власть) сами первые начали.
Все по нулям
Разглядывая в упор «Основные направления бюджетной политики на 2000 год» (они же - Бюджетная резолюция), нельзя не восхититься объемом совершенного авторами труда. Они действительно много чего подсчитали, свели в таблички и наглядно продемонстрировали, что дела наши бюджетные не шибко хороши. Если бы авторы проекта резолюции на этом и остановились, труду их просто цены бы не было. Но, увы, - продолжать смеяться легче, чем окончить смех, так что остановиться вовремя бюджетному комитету, ясное дело, не удалось, и процесс вылился в написание Бюджетной резолюции. В предварительном итоге за интереснейшим клиническим анализом статус-кво, данном в «Сопроводительных таблицах и приложениях к проекту бюджетной резолюции», следует собственно резолюция, которая осмыслению и анализу поддается слабо. Несчастным образом как раз расчеты «Таблиц и приложений» под корень косят проект Бюджетной резолюции с его фантастическими положениями и предположениями.
Прежде всего, авторы «Таблиц и приложений» прикинули, сколько же стоят - все, скопом - законы, имеющие отношение к расходам бюджета. Так вот, на полное финансирование этих депутатских благоглупостей в 2000 году надо бы потратить чуть меньше 81 миллиарда гривен. Из этих скромных расходов, по словам представлявшей проект резолюции Юлии Тимошенко, только «социальные» законы весят 42 миллиарда. То есть всего-то на десять миллиардов больше, чем запланированные правительством доходы-00 (32 млрд. грн.). Ну это - ладно, никто и не сомневался, что законы, и особенно - социальные, спасут мир с помощью своей исключительной красоты, а исполнение тут ни при чем. Да и не для исполнения они и принимались - нельзя же требовать с депутатов, чтобы они и к народу благоволили, и за свои решения отвечали.
Бюджетный комитет подумал-подумал и решил привести еще один расчет: на сей раз стоимости собственных предложений по расходам. Получилось расходов на 21% от ВВП. Правительство, в свою очередь, предполагает собрать очень похожий процент доходов. И вроде бы все идет к прямо-таки нулевому дефициту будущего бюджета: и рост ВВП-00 нас настигнет в размере 2%, и инфляция будет 10% годовых, и курс гривня-доллар 4,60… Напившись, устами правительства, такого меду, приведем для оздоровления мозгов, еще одну прогнозную цифру: по мнению экспертов Всемирного банка, которых трудно заподозрить в злокозненности, не рост нас ждет в 2%, а всего лишь спад в 3%.
Но это мало кого волнует в парламенте - по крайней мере, если судить по проекту резолюции, который отстаивает Юлия Тимошенко. Там уж расписано, так расписано: и макропоказатели, и проценты от них, и местные налоги, и областные полномочия. При нашей суперстабильной политической и прочей ситуации совершенно не понятно, каким топором вырубать записанное в Резолюции пером - к примеру, если бюджетные показатели потребуют (а они, точные наши, таки потребуют) существенных корректировок. Вообще же остается глубоко неясным: зачем при такой Бюджетной резолюции, которая все революционно расписывает и все новаторски предвидит, нужен еще какой-то бюджет?
Попытавшись, после провала Налогового кодекса, «загнать» все свои идеи в Бюджетную резолюцию, авторы проекта только загнали сами себя в достаточно тупой угол, поскольку (в силу разносторонних интересов депутатов) чем детальнее документ, тем меньше вероятность его принятия. Кроме того, разработчики, как представляется, сами слегка потерялись в деталях неработающего механизма под кодовым названием Резолюция.
Всесильный
бог деталей
Самая главная деталь - неуемное стремление авторов проекта к увеличению доли национального продукта, который подлежит перераспределению через бюджет: хочется бюджетному комитету, чтобы эта доля была никак не меньше 28-30% ВВП (в этом году планировалось 26%). По-человечески такое стремление хорошо понятно: если комитет претендует на первенство в этом перераспределении, то хочется распределять как можно больше. Но оборотная сторона этого желания состоит в том простом правиле бюджетной механики, что чем больше из экономики изымать, тем меньше она, голубушка, ресурсу живого имеет. Мало ресурса для живой экономики - мало официальных прибылей и прочей добавленной стоимости, еще меньше будет налоговых поступлений. И не спасет от снижения доходной части бюджета даже очень хорошая идея о ликвидации всех внебюджетных фондов всех министерств и ведомств вкупе с не менее хорошей идеей о сокращении расходов на содержание чиновного люда, то бишь администрации Президента, Кабмина, Верховной Рады.
Видимо, авторы проекта подозревают, что хорошо перераспределять можно только хорошо собрав доходы или… или осуществив на деле пункт 1.25 проекта Резолюции. По сути этот маленький пунктик вполне в духе извечной мечты парламента и правительства, вдохновленных недавно подписанным Законом о Национальном банке. Пунктик состоит в том, чтобы «подчинить денежно-кредитную политику НБУ неотложным нуждам возрождения экономики и исполнения Государственного бюджета». Что тут можно добавить, кроме как замечательный крик души Николая Фоменко: «Не ту страну назвали Гондурасом!»
Если кто-то сочтет последнее утверждение слишком категоричным - можем дополнить картину еще парой деталей. Например, в «Таблицах и приложениях» бюджетный комитет констатирует, что в 1998 году власти наши невыразимые раздали близким и любимым 199555 налоговых льгот на общую сумму 29 млрд. 783 млн. грн. (сличайте с доходной частью бюджета, сличайте). Причем наибольшему «льготированию» подвергся НДС. И после этой душераздирающей констатации авторы Бюджетной резолюции предлагают ровно две вещи: во-первых, обеспечить возврат сумм переплаченного НДС (без указания, каким, собственно, образом) и, во-вторых, сохранить в 2000 году нулевую ставку обложения газа, электроэнергии и угля.
Но, судя по тексту Резолюции, разработчики не возлагают особых надежд на налоговые поступления: прирост доходов государства должен, мол, состояться за счет увеличения неналоговых поступлений (таковыми являются, например, доходы от приватизации госсобственности). Видимо, исходя из этой свежей идеи возрождают депутаты идею совсем уж несвежую: приостановить приватизацию. Разумеется, временно. Что ж, склонность парламентариев к этакому дикому госкапитализму, по крайней мере, дает ответ на сакраментальный вопрос Леонида Кучмы: что мы строим? Госкапитализм в отечественном исполнении - это когда госслужащий и есть самый главный капиталист. Всем остальным - построиться…