Судя по всему, состоявшаяся во вторник пресс-конференция председателя комиссии Верховного Совета по бюджету Николая Азарова задумывалась в качестве некоего ответа на усиливающуюся со всех сторон критику парламента за проволочки с главным экономическим законом года. Действительно, февраль уж на дворе, а первое чтение законопроекта о Государственном бюджете на 1996 год по-прежнему только планируется. По последним данным - на 14-15 февраля, если... Если наша повседневность, столь щедрая на различные неприятности, не подкинет еще пару-тройку «сюрпризов».
Свидетелями одного мы уже являемся вторую неделю - продолжается шахтерская забастовка. Формально, по утверждению Н.Азарова, бюджет перед шахтерами не виноват, ведь задолженность по зарплате - суть многотриллионные неплатежи потребителей угля. Однако необходимость срочного изыскания средств для горняцких коллективов значительно осложнила общую финансовую ситуацию в стране и потребовала открытия финансирования из фонда поддержки ТЭКа, спроектированного на нынешний год в сумме 108 трлн. карбованцев.
В госбюджете-96 неминуемо должна появиться и новая статья расходов - на покрытие задолженности перед преподавателями и прочими бюджетниками по прошлогодней зарплате. В какую копеечку это окончательно выльется - не берется пока сказать даже председатель бюджетной комиссии Верховного Совета: где чьи долги, предстоит еще тщательно проанализировать. Предстоит также искать источники финансирования весенней посевной и прочих мер поддержки АПК, которые «тянут» на 350 трлн. Для нормальной экономики - так, мелочевка, для нашей - абсолютно нереальная цифра. Тут хоть бы часть предполагаемых затрат профинансировать...
Пока, судя по сообщению Н.Азарова, в проекте бюджета сокращены порядка 30 расходных позиций, в том числе и затраты на содержание исполнительной власти (вместо планировавшихся 50 трлн. карбованцев теперь фигурирует 40 трлн.). Добавлены 68 трлн. на дотирование газа для населения (вследствие изменений в схеме газоснабжения на 1996 год) и 20,8 трлн. - в графу субсидии (для компенсации гражданам расходов на приобретение твердого топлива по недавно утвержденным Кабмином нормам). Однако...
Главные дебаты еще впереди: как известно, парламентарии не желают принимать бюджет-96 без официальных правительственных расчетов по черте малообеспеченности. И намерены ждать до тех пор, пока Кабмин свое обоснование по этому вопросу не представит. Чья точка зрения возьмет верх - правительственная или депутатская - и возможен ли разумный компромисс, сказать чрезвычайно трудно. Это как раз тот вопрос, по которому под натиском неопровержимого аргумента - «Нет денег» - традиционно уступал Верховный Совет. Но уступит ли, подогреваемый возмущением шахтеров и преподавателей, на сей раз?
Вопрос далеко не праздный, тем более, что появились тревожные симптомы. По крайней мере, рассматривая многочисленные замечания депутатов к проекту госбюджета-96, профильная комиссия уже просчитывает, чем обернется для нашей экономики возможное увеличение дефицита бюджета против установленных 6 процентов. Фигурируют цифры 6,2; 6,4; 6,8; 7; 8; 9 и 10 процентов. Последний вариант Н.Азаров отвергает как явно утопический - даже если весь размер эмиссии направить на инвестиции в производственную сферу. А вот уровень 6,2-6,3 процента расценивает - со ссылкой на мнение комиссии - как допустимый, хотя и максимально. Ни для кого не секрет, что речь в таком случае пойдет о нарушении принятой прошлым летом бюджетной резолюции, что может создать нежелательный прецедент. И, увы, - о дополнительном печатании денег: альтернативного пути для покрытия увеличивающегося размера дефицита, по-видимому, не существует.
Впрочем, пока это все теория. На практике шахтеры бастуют, а депутаты обсуждают и принимают новые законы, так или иначе связанные с корректировкой бюджетных расходов и доходов. Что еще произойдет до конца очередного месяца, который Украине уже точно суждено прожить без Закона о государственном бюджете?