Ах, как дисциплинированно голосовали «Регионы Украины»! Как самоотверженно нажимали на кнопки представители фракции «зеленых»! Но ни эти дополнительные — по сравнению с предыдущей неделей — три десятка голосов, ни поддержка спикера Ивана Плюща так и не помогли министру финансов Игорю Митюкову. Законопроект о бюджете-02 отправился на повторное второе чтение. И, как говорят медики, прогноз неясен.
Сколько бы ни обвиняли в популизме председателя парламентского комитета по вопросам бюджета Александра Турчинова, но в данном случае он сто раз прав. Минфин плохо (а можно выбрать словцо и похлеще) использовал неделю, отведенную для дополнительного согласования бюджетного закона. Документ, по сути, так и не изменился — ни в лучшую, ни даже в худшую сторону. И въедливые депутаты не преминули это подчеркнуть.
Вообще-то у Минфина было ровно три возможности. Первая, но, по отечественным меркам, наименее очевидная — серьезно усовершенствовать документ. Чтобы не пришлось переносить на третье чтение свыше тридцати (!) статей. Вторая — не мытьем, так катаньем уломать парламентские фракции, не внося в проект каких-либо серьезных изменений. Третья — совершенствовать и договариваться параллельно. Был избран второй путь, и, думается, наши госфинансисты знали, что делали.
«Зеленых» удалось уломать благодаря некоему «сепаратному» соглашению с Кабмином: в случае положительного решения по бюджету окажется, что благодаря стараниям именно этой фракции украинские медики получат несколько сотен миллионов дополнительного финансирования. Соглашение это пока не обнародуют, но ближе к выборам, если все с бюджетом сложится хорошо, мы о «зеленых» как о радетелях медицины будем слышать с раннего утра до позднего вечера по всем телеканалам и радиостанциям — только держись! Вот что значит удачно конвертировать полтора десятка депутатских голосов в предвыборно-агитационный ресурс.
В случае с «регионалами» Кабмину не пришлось прибегать к публичным договоренностям и обещаниям денег в перспективе — по-видимому, хватило 100 млн. грн., дополнительно выделяемых на угольную отрасль, и неких политических мотивов. Так что для бюджетного закона все могло бы сложиться распрекрасно уже в нынешний четверг, высветись на парламентском табло в результате столь напряженной «согласительной» работы заветная цифра 226.
Высветилось 215. Конфуз… Против Минфина удачно сыграла фракция «Реформы-Конгресс».
Если бы «реформаторы» высказались «за»… Да что проку рассуждать, если такое решение им не представляется возможным? Лидер фракции Виктор Пинзеник еще с сентября пытается доказать Кабмину с Минфином, что предлагаемый вариант бюджетного закона не соответствует траектории экономического роста, который в будущем году в силу внешних факторов и так существенно замедлится. Что недостаточное финансирование социальной сферы неминуемо скажется на снижении прироста внутреннего потребления и что невозможно дальше продолжать политику аморальных льгот, скажем, дотирование мяса и молока за счет бедных в пользу небедных…
Это уже экономическая стратегия, господа, а нашему Кабмину заниматься ею не очень-то хочется. Он более искусен в другом — перекраивании «бюджетного» одеяла в пользу одних нищих за счет других. Некоторые источники с возмущением рассказывают, что на этапе подготовки ко второму чтению бюджетные трансферты в пользу Пенсионного фонда (читай — прежде всего в пользу пенсионеров Минобороны) «оптимизированы» на 300 млн. грн. с тем, чтобы часть этих денег отдать… на финансирование нужд инвалидов. Если это правда, то… Нет слов.
Не сразу находишь, как бы помягче откомментировать и заявление министра финансов о якобы найденных за неделю возможностях увеличить доходы бюджета на 1150 млн. грн. В том числе на 150 млн. — уже сейчас, а на 1 млрд. — после принятия парламентом четырех налоговых законов. Вероятность изыскания миллиарда примерно такова же, как и восьмибалльного землетрясения в эту субботу в Киеве. Да, законопроекты (сначала их было пять) поданы в ВР еще в сентябре этого года; касаются они акцизного сбора, патента, налога на прибыль и НДС. Парламент уже два месяца не включает документы даже в повестку дня текущей сессии и вряд ли включит, коль скоро профильный финансовый комитет выступает категорически против трех из них и только два поддерживает. Да и вообще, какой депутат при здравой памяти и за четыре месяца до новых выборов рискнет увеличивать налоговое бремя для различных субъектов хозяйствования? А то, что речь идет именно об увеличении, как его ни называй — оптимизацией ли, улучшением администрирования отдельных налогов, — так это очевидно: иначе откуда Минфин рассчитывает получить дополнительный миллиард гривен?
Вообще-то этот финт с «дополнительными доходами в случае принятия новых законов» уже не раз использовался в украинской бюджетной практике и изрядно надоел. Не пора ли Минфину придумать что-то новенькое? Иначе к следующему голосованию придется либо до каждой депутатской карточки вычислять ресурс пропрезидентских фракций, либо, еще хуже, договариваться с такими непримиримыми оппонентами, как коммунисты или «фрукты»…
А вообще-то, коль вся надежда на президентское давление да сепаратно-политический ресурс, коль нет особого желания работать над бюджетом «по-взрослому» — так и не надо. Можно немного отвлечься и заняться изысканиями на перспективу. В будущем парламентском созыве нашим госфинансистам кровь из носу необходимо лояльное руководство бюджетного комитета. А что если уже сейчас объявить конкурс, обставив его соответствующими требованиями? Глядишь, и прохождению нынешнего бюджета поможет…