ОНА, ОНА ЗЕЛЕНАЯ БЫЛА…

Поделиться
«Зеленой веточкой» на дровах украинской экономики назвали НБУ Крокодилы ходят лежа. Из дневни...

«Зеленой веточкой» на дровах украинской экономики назвали НБУ

Крокодилы ходят лежа.

Из дневника юнната

Неделя выдалась хлопотная и бестолковая - в основном за счет многословных дебатов в Верховной Раде по поводу двух отчетов. Отчитывался премьер за деяния правительства и Виктор Ющенко за Национальный банк и его действия в 1997 году. Сильно шумел парламент, без особой ярости (и без особых аргументов) отбивалось правительство, публика в кулуарах обсуждала «чемоданы компромата», якобы имеющиеся в распоряжении кадровых и идейных противников главы НБУ. Фракции и группы оттачивали друг на друге и на всех присутствующих смертоубийственные доводы pro и contra, а также цветистые сравнения и смачные эпитеты.

Автора, например, впечатлила картина, нарисованная представителем Руха: Национальный банк, мол, - это зеленая, живая веточка на засохшем дереве украинских властей, и рубить ее не следует. Рубить, безусловно, ни в коем случае нельзя, но сравнение уж больно печальное, поскольку на засохшем дереве зеленые ветки живут недолго.

Каков вопрос,

таков ответ

По ходу своего отчетного доклада Валерий Пустовойтенко сказал буквально следующее: «Приглашаю всех поискать ответы на три наиболее важных, на мой взгляд, вопроса: чем характеризуется нынешняя социально-экономическая ситуация? Что нам удалось сделать, а что нет? Каковы наши перспективы и каким образом мы можем перейти от нынешнего кризисного состояния к экономическому и социальному возрождению Украины?»

Автору кажется, что таких вопросов можно сформулировать не три, а тридцать три, но раз уж премьера интересуют ответы именно на эти вопросы - поищем. Чего не сделаешь, чтобы помочь правительству осознать…

Итак, ответ первый. Нынешняя социально-экономическая ситуация характеризуется в основном непечатными выражениями. Выражения становятся все более изощренными, поскольку участникам рынка и прочим хозяйствующим субъектам, молитвами правительства делать совершенно нечего - на досуге можно заняться и филологическими изысками. Характеризуется нынешняя ситуация и полной стагнацией официальной экономики, минимизацией официальных доходов, уходом от официальных операций. Что соберет налоговая в бюджетные закрома за сентябрь - октябрь, не знает, кажется, и сама налоговая. Но можно предположить, что даже если удастся (что вряд ли) содрать с ЕЭСУ фееричную сумму в 1,4 миллиарда гривен налоговой недоимки и штрафа, с доходами бюджета все равно будет туго.

Чего правительству удалось добиться? Полного впечатления (во всяком случае, возникшего у автора), что экономический рост начнется только тогда, когда бурно развивающаяся теневая экономика поглотит, наконец, хилую официальную. Потому что если все - в тени, то это уже не тень, а «объективная реальность, данная нам в ощущениях», пусть и не совсем приятных. Причем недолго уже осталось, поскольку теневые бюджеты правительство с парламентом давно научились верстать и даже выполнять. Неясно только, как исхитриться и начать выплачивать теневые пенсии. А если серьезно, то говорить о каких-либо достижениях правительства не приходится. В лучшем случае его сил хватало на поддержание плохой ситуации на грани очень плохой.

Отсюда и ответ на третий «важный вопрос» - о перспективах. Они вроде бы есть. Если, к примеру, правительство неожиданно прекратит маяться странной идеей о том, что оно способно управлять львиной долей собственности в стране и оставит экономику в покое - вероятно, кое-что в этой самой экономике выживет и даже начнет работать. Правительство в этом случае тоже без работы не останется, поскольку сможет все освободившееся от хлопот по госрегулированию и прочей коммерческой деятельности время посвятить своей прямой обязанности: обеспечению социальной защиты для тех, кто по болезни, по старости или по другим причинам не может прокормить себя сам.

Если первоочередная миссия правительства - бюджет для бюджетников, то для Национального банка священный долг и почетная обязанность - следить за здоровьем и стабильностью национальной денежной единицы (смотри статью 99 Конституции Украины). В эту пятницу Виктор Ющенко рассказал депутатам кое-что о деньгах. Поняли его не все, но «рубить зеленую веточку» и отставлять главу НБУ пока все-таки не стали. И на том спасибо.

Монетаризм -

это то, чего Украина не видела

Виктор Ющенко должен был отчитаться перед парламентом по поводу «работы Национального банка Украины, баланса его деятельности, сводного баланса банковской системы и распределения прибыли НБУ за 1997 год». Как и следовало ожидать, 97-м годом парламентарии не ограничились и решили «отвязаться» на главе НБУ в полный свой политический рост - у кого какой есть. «Вечно вчерашние» наши левые выглядели довольно забавно, поскольку их вполне очевидно занимала отнюдь не кредитно-денежная политика, а скорее задорная комсомольская страсть к обличительству и жгучее желание ущучить политических оппонентов - даже если те, как например Александр Мороз, имели к Нацбанку весьма касательное отношение. Но - к делу.

Сейчас, пока страна занята переживаниями (по поводу кризиса), самое время удариться в воспоминания. Год 1997-й - первый валютный коридор, увеличение объемов банковских вкладов населения, много нерезидентского ОВГЗ-доллара на бирже, время пополнения валютных резервов, недобора внешних займов и, как следствие - «перебора» в эмиссии ОВГЗ. И еще - кредиты правительству составили 96 процентов от всех эмитированных в 1997 году денег. Эту цифру мы приводим специально для любителей поговорить о кредитах для реальной экономики: под давлением правительства, которое всех нас настойчиво и безуспешно кормит, на благородные цели кредитования живого производства оставалось не более 4 процентов новоиспеченных денег. Так что когда Виктор Ющенко стоически объясняет депутатам, что Украина никогда не видела жесткой монетарной политики, с ним трудно не согласиться.

В четвертом квартале 1997-го нерезидент косяком стал уходить с рынка ОВГЗ, и тут настало другое время - время трат валютных резервов, подсчета сумасшедших долгов правительства и традиционных финансовых ужасов конца года.

Тем не менее к началу 1998 года НБУ пришел с резервом в 2,377 млрд. долл. По словам Виктора Ющенко, на сегодня у Нацбанка в резерве все тот же миллиард, о котором упорно говорили, что не миллиард он вовсе, а в лучшем случае полмиллиарда. Зато чего у Нацбанка много, так это ОВГЗ и других долгов правительства. Общая сумма того, что Минфин должен НБУ, составляет 16 миллиардов, из них 8,642 - по ОВГЗ-обязательствам. Все это добро предстоит рассрочить - что на пять лет, а что и на все двадцать.

Из того, о чем говорил глава НБУ, отметим еще пару моментов. Во-первых, Виктор Ющенко считает, что на сегодня гривня передевальвирована (слегка), а значит, можно ожидать некоторого укрепления официального курса национальной валюты. Во-вторых, у НБУ есть план насчет сохранения стабильности украинских денег и цен. Этим планом Нацбанк поделится с правительством в субботу 17 октября и посмотрит, что получится.

И еще - вопрос стабильности гривни напрямую связан с любимой темой депутатов «денег мало в обороте». Поскольку количество денег в стране занимает всех так, как будто речь идет об их количестве в собственном кармане, предпримем небольшой экскурс в этом направлении. Для простоты предположим, что в 1998 году валовый внутренний продукт в Украине составит 100 млрд. грн. По словам Виктора Ющенко, гривни в обороте нынче 15 миллиардов. Это «официальные» деньги, обслуживающие официальный ВВП. Кроме того, в стране оборачивается от 20 до 25 миллиардов долларов и марок, которые фактически обслуживают «серый» и теневой секторы экономики. И эти миллиарды ну никак не хотят превращаться в соответствующее количество национальной, но нестабильной, валюты - именно в силу ее нестабильности. Ну уходят владельцы денежных средств от почетной роли обладателей гривни. Таким образом, хотя суммарный уровень монетизации и составляет приемлемые 40 - 43%, но все-таки он зеленый. Как веточка. И гривневым он станет нескоро, а именно тогда, когда хозяйствующий народ снова привыкнет к тому, что национальная валюта не теряет своей цены.

Хорошо бы, чтобы это сообразили в правительстве и в парламенте, поскольку НБУ, со своей стороны, сделал все, что мог, но может он не все. Пока что из отчета правительства, озвученного Валерием Пустовойтенко, можно сделать только печальные выводы: опять у них «дефицит финансовых ресурсов», опять «усиление координационных функций государства», «процесс управления объектами государственной собственности» и все такое прочее, знакомое до слез.

И последний на сегодня факт природы. Усилиями Национального банка кризис пока что обошелся Украине не слишком дорого. Но в цене кризиса еще не учтена цена перечисленных выше усилий правительства. Влетят они нам в копеечку…

Светлана РЯБОШАПКА

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме