Негативное влияние института НДС на украинскую экономику признается сегодня практически всеми. И сложный он, и коррумпированный, и несправедливый, и жестокий, и вообще отрицательный. А уж то, сколь пагубно влияет этот налог на цены, не обсуждал только ленивый. Особенно с учетом сложившейся практики, когда благодаря такой чудной закупорке налогоуменьшений, как налоговые накладные, НДС зачастую облагает не добавленную стоимость (что соответствовало бы его названию), а практически весь оборот. Ясно, что цены при этом подскакивают адекватно, а у тех, кто платит именно так, как требуют от него налоговики, и вовсе катастрофически.
Но почему же в таком случае, едва заходит речь о замене собирания государством НДС просто допечаткой этим же государством денег, нас пугают сопровождающим эмиссию ростом цен? А что, рост цен, имеющий место вследствие самого существования НДС, меньше? Но тогда — меньше чего? Общей допечатываемой денежной массы, равной массе НДС? Но как масса НДС может быть меньше себя самой?
А ведь принцип «эмиссия вместо налога» обеспечит и весьма серьезные преимущества. Благодаря неизбежному отложенному спросу (когда «лишние» деньги находятся не в обороте, а в чулке или в долларах либо в долларах и в чулке одновременно) общий индекс роста цен будет отставать от индекса денежной массы.
Кроме того, индекс цен будет отставать и от индекса доходов предприятий (а также работающих на них людей — если хозяева им что-то, конечно, оставят), так как предприятия не просто увеличат цены, но еще и получат всю налоговую экономию.
Стало быть, и деньги, и доходы будут расти быстрее, чем цены. А вот что из денег и доходов будет расти быстрее? Ясно, что допечатка больше отложенного спроса, поскольку в основном эмиссия все-таки вовлекается в оборот. Значит, равная допечатке налоговая экономия тоже больше отложенного спроса. Прибавив и к тому, и к другому фактор цен, получим, что «налоговая экономия плюс фактор цен» больше, чем «отложенный спрос плюс фактор цен». Но «налоговая экономия плюс фактор цен» это и есть рост доходов (см. выше), а «отложенный спрос плюс фактор цен» — это рост денег. Следовательно, рост доходов получается больше роста денег.
Итак, масса денег растет быстрее, чем цены, а доходы — еще быстрее, чем деньги. Значит, растет уровень жизни (начиная, естественно, с предпринимателей); развивается и реально стимулируется производство, ускоряемое ростом спроса, что опять-таки позитивно влияет на уровень жизни; растет привлекательность инвестиционных вложений; наконец, государство перестает зависеть от сбора НДС. Ну и что же здесь плохого? Ну хоть в чем-то?
Не все будут успевать скупиться? Так ведь совершенно очевидно, что замена налога на производителя «инфляционным налогом» на недопотребителя нужна сегодня как воздух! Лишь бы Родина не профукала весь эффект от массового наплыва в обменные пункты и успела до первой эмиссии монополизировать обмен валют, установив при этом весьма серьезную маржу, через которую, собственно, и материализуется налог на недопотребление. Тогда, кстати, допечатывать можно будет меньше...
Не будет возможности льготировать? Но чем хуже адресная поддержка, которую государство за счет тех же допечаток сможет оказывать? Тем более что о замене налоговых льгот чем-то другим тоже говорят уже давно.
Отмена НДС, заменяемого эмиссией, будет противоречить нашим устоявшимся традициям? Но тогда нужно сказать честно, что речь идет в основном о «здоровых» традициях налогоизбегания, благодаря которым вся налоговая тяжесть перекладывается на безропотных и законопослушных. Но так ли уж ценны в самом деле эти традиции?
И не нужно кивать на Запад: там и плательщики другие, и необходимость стимулировать (пере-) производство тоже совсем иная.
На самом деле причина нежелания заменять НДС легкой инфляцией — не в этом.
Просто государство не хочет лишаться тех рычагов, которые при сегодняшнем налоговом законодательстве позволяют прищучить любого (кого надо). А заодно — есть повод содержать гигантскую налогособирательную гвардию, хоть и не очень эффективную, но зато родную. То есть сам процесс собирания налогов Родине сегодня важнее его результатов, а именно — собранной налоговой массы. Массу-то можно и дорисовать, но только чем без НДС будут заниматься налоговики?
Тем более (и умные читатели это уже наверняка смекнули) что, двигаясь той же дорогой, мы неизбежно придем к замене эмиссией не только НДС, но и всех остальных налогов-сборов.
Шутка, конечно. Хотя почему «конечно»? И почему «шутка»? А что если идею замены налогов инфляцией человечество обошло незаслуженно? И особенно остро ощущается это у нас. Какой народ еще налоги так достали, что он уже вполне созрел для замены их инфляцией?! Да, когда всё плохо (на дне ямы), любое движение будет к лучшему (в любую сторону — все равно вверх). В общем, если кто и порушит незыблемое, то, видимо, мы. Заодно — вложения в Украину станут весьма привлекательны: появится спрос (пусть «эмиссионный»), не будет налогов, да и рабсила наша — не избалованная. Так что же мешает? Или — кто?