В Послании Президента Украины к Верховной Раде заложены высокие темпы будущего экономического роста — 6—7% среднегодового увеличения ВВП. Лишь предложенные темпы приемлемы, во-первых, для реализации неотложных задач в социальной сфере, во-вторых, для утверждения качественно нового — инновационного пути развития нашей экономики, в т.ч. ее структурной перестройки. Для практического разрешения этой очень сложной проблемы необходим соответствующий экономический механизм, призванный активизировать инновационное поведение субъектов хозяйственной, предпринимательской деятельности с целью повышения качества товаров и услуг, их конкурентоспособности, а следовательно — экономической эффективности для повышения благосостояния народа, особенно работающих, а также защиты находящихся за чертой бедности.
Что касается наших отечественных политиков и ученых, то они пока не преуспели на этом пути. Поэтому, несмотря на то, что Украина имела лучшие стартовые условия по сравнению с другими странами бывшего СССР и даже некоторыми восточноевропейскими государствами, эффективно реализовать эти преимущества она не смогла. Потери огромны, перемен к лучшему не видно. В чем причина? В несовершенстве украинского законодательства, и в первую очередь — системы налогообложения.
Под термином «экономическое развитие» обычно понимают существенное повышение жизненного стандарта, что включает в себя материальное благосостояние, образование, здравоохранение и защиту окружающей среды. Для его обеспечения необходимо привести в соответствие систему экономических отношений и правовых норм, адекватных требованиям Основного Закона — Конституции Украины. Именно здесь возникают противоречия, особенно в странах с переходной экономикой, где новая система экономических отношений между государством и субъектами предпринимательской деятельности только зарождается и требуется ее правовое оформление.
Это означает, что в отличие от «экономического развития» (повышения жизненного стандарта) «правовое развитие» имеет собственную логику. Ее суть состоит в том, что сначала пытаются ликвидировать противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и создать гармоническую правовую систему, а затем сила дальнейшего экономического развития снова ломает эту систему и втягивает ее в новые противоречия.
Поскольку этот процесс непрерывный и бесконечный, существуют определенные требования к праву. Во-первых, право должно адекватно отражать реальное экономическое состояние (для этого необходим глубокий анализ ситуации и тенденций экономического развития); во-вторых, быть внутренне согласованной формулировкой, которая не отрицала бы себя саму в силу внутренних противоречий, быть целостным и последовательным. Таким образом, анализируя состояние и тенденции социально-экономического развития, требуется найти правильный ответ на основной вопрос: что именно приводит к определенным негативным последствиям — неадекватность правовой системы общему социально-экономическому состоянию и перспективам развития страны или внутренняя разбалансированность, несогласованность правовой системы? Опыт Украины, как и всех других стран, доказывает, что трансформация социалистической экономики в рыночную требует синхронного движения в обоих направлениях: и более адекватного отражения системы денежно- стоимостных отношений в правовых нормах, и снятия внутренних противоречий правовой системы в целом, приведение ее к внутренне согласованной формулировке, а следовательно, оптимизации интересов государства с другими субъектами предпринимательской деятельности. В глобальной конкурентной среде это означало бы не только максимально эффективное использование материально- технических средств производства, людей, капитала, но и действующей законодательной базы.
Выбранный Украиной инновационный путь экономического развития невозможен без значительного расширения внутреннего рынка, увеличения внутренних накоплений за счет приоритетного развития отраслей, имеющих самый короткий период оборота капиталов. Именно такой оборот обеспечивает, прежде всего, пищевая, перерабатывающая, легкая промышленность. При соответствующих темпах развития сельского хозяйства можно отработать оптимальную народнохозяйственную структуру не только на переходный период, но и применительно к условиям самого экономического развития.
Ключевым же звеном инновационной стратегии Украины является правильный выбор национальных научно-технических приоритетов, их правовое и экономическое обеспечение. Даже США, которые вместе с бывшим СССР не позволяли обойти вниманием и непривлекательные отрасли научных исследований, проводили их практически по всему «фронту» научно-технического знания, сегодня не в состоянии сохранить первенство и вынуждены концентрировать силы и ресурсы на тех ключевых отраслях, от которых они надеются получить самые существенные, в том числе и конкурентные преимущества.
Определившись с национальными научно-техническими приоритетами, нужно разработать и ввести в хозяйственную практику систему стимулирования и санкций, которая позволила бы целенаправленно и эффективно влиять на процессы их реализации и связанную с ними систему принятия решений. По сравнению с краткосрочным или среднесрочным влиянием рынка государственная инновационная стратегия должна стимулировать реализацию долговременной цели, в том числе: структурную перестройку производства на основе высоких технологий, сокращение энерго-, материало-, трудоемкости производства, а в конечном итоге — повышение конкурентоспособности экономики.
Таким образом при разработке системы необходимо с помощью правовых и экономических рычагов устранить противоречия между краткосрочной заинтересованностью и долгосрочной целесообразностью. Таким инструментом должен стать новый механизм налогообложения, согласованный и вытекающий из общей концепции реформирования налоговой системы в Украине.
По моему убеждению, предложенная народными депутатами Украины Б.Губским, В.Алешиным, И.Белоусовой, В.Макеенко, В.Рыбаком, В.Сокерчаком, А.Станковым, В.Хмельницким, И.Шаровым Концепция реформирования налоговой системы страны в наибольшей степени соответствует именно инновационной модели экономического развития.
Во-первых, ликвидация «института привилегий» в сфере налогообложения с одновременным расширением базы налогообложения и увеличением поступлений в бюджет означает расширение возможностей государства обеспечивать, с одной стороны, развитие приоритетных отраслей, национальных научно-технических приоритетов, а следовательно, стабильного экономического развития государства, а с другой — защиту и поддержку малообеспеченных слоев населения через систему бюджетных адресных дотаций. Таким образом, дальнейшее экономическое развитие будет происходить одновременно с улучшением социального положения наших граждан, расширением социальной базы реформ.
Во-вторых, принципиально важное значение имеет предложенное общее уменьшение налогового пресса, упрощение нормативной базы, приближение ставок налогообложения к оптимальным размерам и европейским стандартам. Это первый шаг к интенсификации легального сектора экономики страны и сокращению масштабов ее тенезации. С реформированием налоговой системы «отомрут», утратят силу 107 действующих законов, отпадет необходимость в дополнительных нормативно-правовых актах, сама налоговая система станет более стабильной, адекватной нынешнему социально-экономическому развитию Украины и перспективам ее дальнейшего развития и, что очень важно, превратится во внутренне согласованную формулировку, которая не отрицает сама себя в силу внутренних противоречий. Кстати, Немецкая консультативная группа при правительстве Украины сформулировала десять «обязательных принципов», которые должны быть реализованы на пути выхода из экономического кризиса. На пятой позиции значится: «Сделать правопорядок целостным и последовательным, лучше внедрять и использовать законы» («ЗН», №50, 18 декабря 1999 года). Этому будет способствовать и предложенный авторами Концепции пятилетний мораторий на внесение изменений в налоговое законодательство. Последнее приближает нас к европейским странам, в частности Франции.
В-третьих, заслуживает поддержки предложенное в Концепции признание верховенства судебного порядка разрешения споров о взыскании с налогоплательщиков сумм задолженностей по налогам и сборам. Упразднение права налоговых органов на бесспорное взыскание средств — это начало формирования цивилизованного института защиты прав собственника, инвестиционной привлекательности украинской экономики. А определение основных налогов и сборов, имеющих одинаковый налоговый и отчетный период — один квартал, позволит уменьшить расходы на администрирование налогов, упростит учет.
В-четвертых, Концепция содержит реальный механизм поддержки малого предпринимательства в Украине. Он освобождает от НДС предпринимателей, у которых годовой объем реализации был меньше 555 необлагаемых налогом минимумов доходов физических лиц. Предприниматели, объем выручки которых не превышает 3300 необлагаемых налогом минимумов, освобождаются от налога на прибыль, НДС и от сбора в Государственный социальный фонд: они переходят к упрощенной системе налогообложения и платят налог по единой ставке в размере 6% от объема выручки — для юридических лиц. Для физических лиц ставка составляет от 1 до 15 необлагаемых налогом минимумов ежемесячно.
Ставка налога на добавленную стоимость установлена на уровне 15%, что является шагом к гармонизации налогового законодательства со стандартами ЕС и повышению конкурентоспособности украинских импортеров и экспортеров.
В-пятых, Концепция реализует принцип равенства налогоплательщиков, переносит нагрузку по уплате этого налога на зажиточные слои населения. В частности, предлагается ввести не облагаемый налогом минимум доходов физических лиц на уровне официальной черты малообеспеченности, ежегодно устанавливаемой Верховной Радой Украины. Это позволит прекратить налогообложение суммы доходов граждан, составляющей жизненно необходимый уровень. Устанавливается две ставки налога на доход физических лиц: 10% — на доход, превышающий 12 необлагаемых налогом минимумов в год, и 20% — на доход, превышающий 600 минимумов в год.
В-шестых, Концепция создает предпосылки к развитию реального рынка недвижимости, позволяет сформировать начальную базу для системы налогообложения доходов физических лиц. Для этого предлагается при налогообложении их доходов, полученных от реализации имущества, считать, что объектом налогообложения является не вся сумма, а только разница между полученной суммой и расходами, которые понес налогоплательщик, приобретая это имущество. Предполагается проведение одноразового декларирования имущества физических лиц. Особенность такого декларирования в том, что не предусмотрено документальное подтверждение стоимости имущества: оценка производится самим налогоплательщиком.
В-седьмых, для создания наиболее благоприятного режима для предприятий АПК предлагается введение фиксированного сельскохозяйственного налога для юридических и физических лиц, занимающихся производством и переработкой сельхозпродукции, освобождение их от уплаты налога на прибыль, НДС, налога на недвижимость и от сбора в Государственный социальный фонд.
В-восьмых, как видно, авторы Концепции понимают, что модель инновационного развития Украины будет ущербной без создания условий для развития самой инновационной и инвестиционной сферы. Поэтому разумным считаю положение о том, что сумма облагаемой налогом прибыли предприятий уменьшается на сумму, направляемую предприятием на реинвестирование, научную и научно-исследовательскую работу.
На мой взгляд, предложенная группой народных депутатов Украины Концепция реформирования налоговой системы является взвешенным, внутренне сбалансированным документом, соответствующим особенностям нынешней социально-экономической ситуации и перспективам развития страны в направлении рыночных трансформаций, устойчивого развития общества, общими целями которого является соблюдение экономических, политических и гражданских прав независимо ни от чего.