Впервые за последние годы, Харьковщина с первых дней января работает, имея четко очерченные цели и ресурсы для их достижения, а говоря проще —бюджет.
Но прежде чем акцентировать внимание на показателях бюджета нынешнего года не мешает проанализировать исполнение предыдущего.
Сводный бюджет 2000 года в области выполнен на 116,8 процента, дополнительно к плану мобилизовано порядка 131 млн. грн. Из общего объема поступивших в бюджет средств, 340 млн. грн. направлено на заработную плату, 111 млн. — на хозяйственные расходы и содержание социальной сферы, 36 млн. — на поддержку сельскохозяйственного производителя, 43 млн. — на капитальный ремонт жилищного фонда и благоустройство, 60 млн. — на строительство и ремонт дорог. Если на 1 января 2000 года задолженность по заработной плате работникам бюджетной сферы составляла порядка 40 млн. гривен (при месячном фонде оплаты 27 млн.), то на конец декабря она была полностью погашена. С 2 до 100 процентов выросла проплата «живыми» деньгами за энергоносители. Город Харьков выполнил свои обязательства по всем доходным показателям, кроме поступления средств от продажи земельных участков.
Вместе с тем в 2000 году в регионе не были полностью задействованы возможности по своевременному сбору налогов, наполнению доходной части бюджета за счет других нетрадиционных методов. Почти на 80 млн. грн. из 130 млн. недовыполнен объем сводного бюджета области по доходам, утвержденным местными советами. 11 бюджетов из 34 на 99 млн. гривен недовыполнили задание по мобилизации собственных доходных источников. С 19 до 38 млн. грн. увеличилась недоимка по платежам в местные бюджеты, а в государственный — с 892 до 974 млн. грн. Задолженность местных бюджетов областному, по взаимным расчетам, составляет 17 млн. гривен. Почти у всех районов на конец прошлого года были значительные долги по ссудам под региональный контракт на общую сумму порядка 27 млн. грн.
Разработка бюджета 2001 года в регионе велась на основе Закона «О Государственном бюджете Украины на 2001 год», а также новой методологии формирования основных его показателей и межбюджетных отношений. Рассказывает начальник главного финансового управления облгосадминистрации Евгений Кузькин:
— Объемы доходов рассчитаны на формульной основе, с применением коэффициентов налоговой способности территории. Для расчета объема расходов использовались нормативы распределения имеющихся бюджетных средств на одного жителя, ученика, получателя социальных выплат. Льготы и субсидии на энергоносители и жилищно-коммунальные услуги будут покрываться за счет целевой субвенции из государственного бюджета, они соответственно обеспечены на 50 и 100 процентов. Расходы на капитальные вложения области будут осуществляться за счет средств, поступающих от продажи земли.
Какие же основные показатели бюджета-01? Доходы и расходы областного бюджета определены в объеме 532,1 млн. гривен. В общей сумме предусматривается 48,3 млн. — специальные фонды, 187,2 млн. — целевая субвенция из государственного бюджета, 117 млн. гривен — дотация. Объем сводного бюджета области по расчетам Министерства финансов составляет 1003,9 млн. гривен.
Главный доходный источник — подоходный налог с граждан. Его удельный вес в доходной части сводного бюджета составляет 39 процентов. Учитывая, что значительная часть фонда оплаты труда находится еще в теневом секторе экономики, есть широкое поле деятельности для мобилизации средств в местные бюджеты.
В бюджет области на 2001 год впервые включены поступления средств от продажи земли сельскохозяйственного назначения и фиксированный сельскохозяйственный налог. Доходы и расходы бюджетов всех уровней за счет этого увеличатся на 22,7 млн. гривен.
Расходы бюджета крайне ограничены. В первую очередь ресурсы будут направляться на выплату заработной платы, приобретение медикаментов, питание, финансирование социальных выплат, субсидии и льготы населению, оплату энергоносителей и дотации районам. На мероприятия по социальной защите населения выделяется 285 млн. гривен. Предусматриваются выплаты на детей, содержание домов-интернатов для инвалидов и престарелых, расходы на выплату льгот и субсидий, создание фонда защиты населения, адресная помощь малообеспеченным семьям. Учреждения социально-культурной сферы: образования, здравоохранения и культуры — будут содержаться преимущественно за счет средств местных бюджетов. Ассигнования определены в размере 540 млн., что на четверть выше уровня прошлого года. На финансирование социально-культурной сферы областного подчинения из бюджета региона предполагается выделить 125 млн. гривен.
Существенно увеличиваются расходы на предоставление льгот и субсидий населению, их объем составляет 46 млн. и 154 млн. гривен, против 18 млн. и 80 млн. в прошлом году.
В сводном бюджете области предусмотрено финансирование энергоносителей — 280 млн. гривен. Эти ассигнования обеспечат полную в них потребность бюджетных организаций. Запланирована дотация — 117 млн. гривен — 30 районам и городам областного подчинения, в которых структура экономики такова, что собственные доходные источники, а также стопроцентное отчисление от подоходного налога с граждан не покрывают даже минимальные затраты. На сессии областного Совета неоднократно подчеркивалось, что экономические условия, в которых происходит формирование бюджета, не дают возможности полностью обеспечить потребности бюджетных учреждений. На 2000 год они составляли 1,7 млрд. гривен, а объем сводного бюджета области определен в сумме 1 млрд. гривен или 60 процентов от потребности. Бюджет сформирован от возможности мобилизации ресурсов. Вот что думает по этому поводу Марина Вишневская, председатель постоянной комиссии облсовета по вопросам бюджета:
— Несмотря на увеличение расходной части бюджета, по сравнению с прошлым годом на 33,4 процента, его формирование проходило как никогда сложно. Этот рост связан только с повышением заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением льгот и субсидий, которые финансируются из государственного бюджета. Все усложнилось и тем, что сегодня применен нормативный метод исходя из численности населения области, районов и т.д. Регионы, где численность населения больше, оказались в лучшем положении. Защищены только две статьи расходов — заработная плата и энергоносители. Мы нашли возможность на 10 млн. гривен увеличить расходы на культуру, спорт, содержание территориальных центров, домов престарелых и интернатов, а просьб было на 466 млн., то есть, чтобы удовлетворить все нужды районов, нам потребовался бы еще один бюджет.
В прошлом году при утверждении бюджета была увеличена доходная часть бюджета на 150 млн. гривен, но «перевыполнение» плана на бумаге не стало реальностью, поэтому на 2001 год депутаты определи главной задачей — собрать налоги, решив, что разделить всегда успеют. При этом на сессии постановили ежеквартально рассматривать итоги выполнения бюджета и при необходимости корректировать. Вот что говорит Татьяна Таукешева, начальник главного управления бюджета и финансов Харьковского горисполкома:
— Бюджет Харькова занимает 37,2 процента в объеме фонда консолидированного бюджета области, то есть в этом году наблюдается незначительное увеличение по сравнению с предыдущим. Но вместе с тем нынешний бюджет нас не устраивает, ведь он составляет 47 процентов от минимальной потребности. Особую тревогу вызывают прогнозные показатели по жилищно-коммунальному хозяйству, которые значительно снижены. Если в бюджете 2000 года расходы на благоустройство составляли 19 млн. гривен, то в показателях 2001 года — 2,6 млн. гривен. В восемь раз уменьшаются средства на содержание и ремонт дорог города, вообще не предусматриваются на освещение, на озеленение города, содержание кладбищ. По методике Кабинета министров Украины город недополучил на капремонт жилфонда 14,5 млн. гривен. Недостаточно средств для функционирования в Харькове электротранспорта, учреждений культуры, физкультуры, правоохранительных органов. От финансирования прошлого года в бюджете нынешнего предусмотрено на эти нужды лишь 23 процента.
Бюджет 2001 года депутаты приняли без глубокого анализа бюджета предыдущего. Основная работа еще впереди — области, например, придется решать вопрос уменьшения объемов задолженностей по заработной плате в промышленности — это свыше 350 млн. гривен. А будут увеличиваться доходы людей, значит будут возрастать и поступления в бюджет. Среди направлений, использование которых даст возможность значительно оживить экономическую жизнь региона, также — привлечение инвестиций, кредитных ресурсов банков, свободных средств населения.