Национальный банк Украины повторно обнародует проект постановления о регуляции инкассирования ценностей клиентов банков, включая национальную и иностранную валюту, которая возникает в точках продаж или иной активности бизнеса.
В новом проекте, как отмечает НБУ, учтены предложения, предоставленные в ходе обсуждения и предлагаются некоторые изменения по сравнению с первичным текстом.
Что меняется в правилах инкассации средств?
В новом тексте в проект постановления вводится новое время для фиксации и систематического хранения данных о работе инкассаторов. "В предложенном документе дополнительно введена норма о необходимости хранения информации о местонахождении автотранспорта на маршрутах инкассации или перевозке ценностей не менее двух лет", - отмечает НБУ.
Кроме того, подчеркивается множественность бизнеса в инкассировании, когда есть отделение предпринимателей, осуществляющих обработку ценностей и осуществляющих перевозку. Уточняются формальные требования к этим компаниям. В частности, компания по обработке наличных – это компания, которая имеет лицензию Национального банка на осуществление операций с наличными и отвечает определенным критериям и требованиям лицензионной структуры. В свою очередь компания-перевозчик – это тоже лицензированная НБУ организация, получившая право осуществлять инкассацию и перевозку ценностей.
Что изменится для бизнеса?
Предприниматели должны проверять наличие у компаний, выполняющих услуги по инкассированию, наличие у них лицензии НБУ. Такой вывод можно сделать из новой редакции положения, где указано, что услуги по инкассации юридическое лицо имеет право предоставлять только на основании договора и после получения соответствующей лицензии регулятора. таким образом, наличие и лицензии и договора является обязательным условием.
Кроме того, теперь есть новые требования к оснащению оперативного транспорта инкассаторов, который может быть для "обычной" перевозки и транспортировки "значительных объемов ценностей (групповых партий наличных, размещенных на паллетах)". Эти требования достаточно жесткие и предусматривают серьезное переоборудование техники с применением требований к бронированию, движению после прокола шин и оснащению дополнительными люками, бойницами для ведения огня.
Бизнес может перейти активнее онлайн или искать дополнительные ресурсы.
Такие требования могут повлиять на стоимость услуг инкассирования и их удорожание. Также это может побудить бизнес более активно продвигать онлайн-оплату и отказ от наличных расчетов для оптимизации расходов. В то же время, как отмечалось в обосновании проекта постановления, соответствующий документ предлагается одобрить учитывая объективные потребности и вызовы.
Напомним, что согласно проекту постановления НБУ, инкассацией средств является получение инкассаторами ценностей согласно заключенным договорам от клиентов, программно-техническим комплексам самообслуживания и доставка их в кассу банка или инкассаторскую компанию. При инкассации на маршруте осуществляется постепенное накопление ценностей в оперативном автотранспорте.
Число счетов пользователей платежных услуг выросло на 15,5% и составило по подсчетам национального регулятора 185,1 млн. В прошлом году этот показатель составлял 160,2 млн. Счета пользователями в финансовом секторе были открыты в 63 банках и небанковском секторе платежных услуг. Число пользователей достигло показателя 82 млн. Это почти на 3% больше, чем на начало прошлого года, когда было зарегистрировано в этом секторе 79 млн пользователей.
Уже сегодня более двух третей пользователей пользуются платежными услугами дистанционно. 89,2% – предпринимателей и 79,5% физлиц. Соответственно, это составляет 2,9 млн пользователей и 62,3 млн пользователей.