На прошлой неделе народный депутат Леонид Черновецкий внес на рассмотрение Верховной Рады законопроект об изменениях в отдельные статьи закона о налоге на добавленную стоимость. Смысл — снизить ставку НДС с 20 до 0,01 процента и не изменять ее в течение пяти лет.
Может ли подобное решение быть проголосовано? Может. Депутаты прошлого созыва уже голосовали за отмену НДС вообще, что стоило тогда «жизни» Малому налоговому кодексу. Поскольку принять в целом документ, предусматривающий «убийство» НДС, парламентарии не рискнули. Правда, в то время, летом 2001-го, ситуация с администрированием налога еще не завела страну в никуда…
История в каком-то смысле повторилась в нынешний четверг. Экономические резоны в очередной раз оказались слабее по-человечески понятного желания сделать доброе дело, и 268 депутатов поддержали предложение своей коллеги Л.Кириченко снизить ставку налога на прибыль предприятий с нынешних 30 до 20 процентов (по логике вещей, с 1 января 2004 года). Тогда как явно не популярные в депутатской среде поправки Кабинета министров, направленные, в частности, на то, чтобы существенно сократить возможность переноса предприятиями прошлых убытков на последующие налоговые периоды, собирали 20—60 голосов.
Но уже два часа спустя бодрого голосования многих начали мучить сомнения. Что дальше? Можно ли без должных расчетов так вольно обращаться с налогами и что в этих условиях будет с государственным бюджетом? В итоге решили не искушать судьбу и вернуться к более компромиссной ставке в 25 процентов. Она уже несколько лет кочует из одного законопроекта по налоговой реформе в другой, да и Кабмин не возражает.
К величайшему сожалению, так и не было принято решение по налогообложению доходов физических лиц. Хотя, положа руку на сердце, любой проект — то ли финансового комитета ВР (в миру именуемый «терехинским»), то ли кабминовский — гораздо гуманнее ныне действующего декрета с 40-процентным обложением доходов свыше 1700 гривен. В нынешний четверг в сессионном зале голосовали за проект комитета, предусматривающий значительное, до 120 гривен, повышение не облагаемого налогом минимума и четыре ставки — 10,15,20 и 13%. Не исключается, правда, что может и вовсе быть принята единая ставка 13% на манер российской. Но пока это все в «чернильнице» — документ недобрал семи голосов для принятия в первом чтении.
Еще хуже будет при втором: у депутатов и Минфина есть очень существенные противоречия по многим вопросам, включая принципы обложения пассивных доходов (процентов по депозитным вкладам, дивидендов и проч.) Чем это обернется, спрогнозировать в общем-то несложно. Скорее всего, пассивные доходы облагаться не будут или почти не будут. Может быть, потому что это не просто технологичнее, но и выгоднее. Ведь удельный вес собственно зарплаты в доходах легальных украинских миллионеров и «полумиллионеров» составляет, по данным ГНАУ, всего порядка 2—3%…
Единственная приятная (с точки зрения бюджета) новость этой недели — это проголосованные ВР изменения к закону об акцизном сборе. Почти не приходится сомневаться, что Президент их подпишет, и уже в будущем году за счет повышения некоторых акцизов, в том числе на спирт, пиво и бензины, а также улучшения администрирования сбора казна получит не менее 200—250 млн. грн. дополнительно. Похоже, это максимальный налоговый компромисс, который достижим между парламентом в его нынешнем состоянии и правительством.