I. Обложение по-черному
Как в наши дни вошел водопровод,
Сработанный еще рабами Рима (с НДС).
В.Маяковский (с дополнением)
Платить за воду в Украине не принято. Даже в благополучных (с точки зрения достатка воды) регионах денежными средствами оплачивается не более половины от положенного. Так что полученных за питьевое водоснабжение денег водопроводам не хватает и на оплату электроэнергии, не говоря уж обо всем остальном.
Однако поскольку мудрый законодатель базовые налоги велел водопроводчикам считать по первому событию из предоставления услуги и получения оплаты, то для налоговых целей «доходы» (состоящие — в основном — из неполученных денег!) выглядят вполне внушительно. Так что к проблемам «естественным», возникшим из-за неплатежей (и решаемым столь же «естественно» — неплатежами энергетикам), добавляются проблемы «искусственные», вызванные кровожадностью налогового законодательства, облагающего у всех, в том числе и у «воды», «воздух».
А «компенсируется» столь явная несправедливость тем, что даже незаплаченными кому-то деньгами (то есть «затратами», фактически не понесенными) налоги, наоборот, уменьшаются. Государство как бы говорит: да, я на лишнее увеличиваю, но зато и уменьшаю на лишнее тоже. Но дело все в том, что у нормально работающих предприятий, то есть больше производящих, чем потребляющих, лишнее увеличение налогов превышает величину их лишнего уменьшения. Поэтому предприятия, и без того регулярно умерщвляемые неплательщиками, окончательно добиваются налоговиками, естественно — вместе со всеми своими контрагентами-партнерами.
В результате такого дикого обложения «водопроводная» экономика перевернута: при стабильно высоком проценте неплатежей каждая новая услуга лишь порождает новые долги: и поставщикам — за электроэнергию, и налоговикам — за первое событие. Чем больше сделали, тем больше задолжали — вот и все последствия производства! Да, еще увеличился долг неплательщиков самому предприятию, но только кого это интересует?
Кстати, жилищно-коммунальные долги потребителей, в том числе водопоставляющим предприятиям, добрая Родина даже освободила от пени. Но зато когда у тех же водопроводов на ложку воды, которую им оплатили, приходится бочка начисленного налога, заполнить каковую при всем желании невозможно, государство подобной добротой не отличается и ни пени, ни санкций не прощает. Итак, предписав водопроводам прощать тех, кто им должен, за долги бюджету самих водопроводчиков держава бьет по полной программе!
Обратите внимание: речь идет не о частном предприятии или «поганом» хозобществе, а о жизнеобеспечивающих губернско-муниципальных структурах, в известном смысле еще более государственных, чем любое «истинно» государственное предприятие, всегда смешанное с какой-то «инородной» формой собственности. (И чего ждать тогда всяким частным «неграм» с получастными «метисами», если плохо даже «белым»...)
Выход один — возврат «специфических водопроводчиков» на кассовый метод. Пусть платят налоги с тех денег, которые реально поступают на их счета. Что, собственно, и было сделано по НДС для многих служб, очень похожих, но не для водоснабжения-водоотведения.
Итак, то, что еще хуже будет в стране с водой, с водозаборными и очистными сооружениями, то, что меньше из-за этого будет продолжительность жизни людей и больше их уязвимость от возможного терроризма, то, что серьезнее будет риск остановки промышленных предприятий («потому что без воды…»),— никому не интересно.
II. Обложение «ваще»
Припугнуть еще желая:
— Как фамилия? — кричит.
А.Твардовский
Вот мы и подобрались к настоящей проблеме. Слишком много получается нелепостей, связанных именно с самым стратегическим сырьем — водой, чтобы их можно было объяснить обычной законодателевой недалекостью. (И это при том, что главная «продукция» из питьевой воды — наше здоровье.)
Судите сами. Работая в основном на население по соответствующим тарифам (то есть низким), «водопроводчики» платят за электроэнергию по тарифам как для промышленных предприятий (то есть высоким). А ведь удельный вес электроэнергии в себестоимости воды превышает половину! Для сравнения: средства на восстановление водопроводно-руиноподобных основных фондов не занимают в структуре себестоимости воды и 2%.
Идем дальше. Льготы, установленные государством для различных категорий водопотребителей, не имеют бюджетного обеспечения. То есть великодушное наше государство опять оказывается добреньким за счет «водопроводчиков», на плечи которых и ложатся — вдобавок к неплатежам и налогам — еще чьи-то льготы!
Коммунальщикам, выходит, уже не просто «так же плохо, как остальным», а гораздо хуже! Но как быть в таком случае с равноправием форм собственности?! Попробовала бы Родина приказать частнику обслуживать кого-то бесплатно…
И речь идет не о «занюханных» тысячах гривен, а о десятках миллионов! Да за что ж воду, дающую жизнь людям, так ненавидят, что обложили ее во всех смыслах и со всех сторон?!
Кроме того, другие могут просто прекратить невыгодное производство! А что могут «водопроводчики»? Как доходит до прекращения работы — что вы, это же «жизненно важно», а как все остальное — то, извините, у нас равноправие: хуже — можно, лучше — нельзя.
А теперь — соедините все это (часть I и II) вместе. Каково?
«Водопроводчиков» почему-то очень интересует, кто всю эту мудроту придумал. Нет, они понимают, что Верховная Рада, но хотят знать фамилии — дескать, кто в родном Отечестве вражина? Надеются, стало быть, что виновато не Отечество...