«МОЛЧАНИЕ «БИЗНЕСЯТ», ИЛИ «УПРОЩЕННЫЕ» СТРАСТИ В МЕЩАНСКОМ БОЛОТЕ

Поделиться
Термин «общественное сознание», бытующий в интеллигентско-мещанской тусовке, удивляет и раздражает...

Термин «общественное сознание», бытующий в интеллигентско-мещанской тусовке, удивляет и раздражает. Да не сознанием живет общество, а иллюзиями, чему, кстати, есть научное объяснение! Поскольку в идею о светлом капиталистическо-демократическом будущем теперь уже верят разве что слабоумные, массового обывателя тешат очередной байкой о среднем классе как авангарде социального прогресса. Экономической основой этого передового отряда назван малый бизнес, а социальной — широкие массы кустарей, таксистов, торгашей, клерков&секретарш (так называемые «менеджеры») и прочей базарно-офисной публики. Это не смешно. В условиях олигархо-бюрократического строя подавляющая часть обывателей, в т.ч. и малый бизнес, выброшены на обочину экономики, поэтому разговоры об их радужных перспективах есть злонамеренная ложь. Да и ментальные особенности большей части малого бизнеса вряд ли позволяют считать их надеждой нации. Недавняя паника вокруг упрощенной системы налогообложения все это подтверждает, а потому от социальной лирики перейдем к практике.

Напомним диспозицию. Движимая маниакальной страстью похоронить «упрощенку», бюрократия решила пойти по простому, как автомат Калашникова, пути: поднять ставку единого налога с 20—200 грн. до 200—600 грн. и протащить сие мудрое решение вместе с бюджетом-04. Мол, бюджет примут, как всегда, в суетливо-новогоднем режиме, когда высшая знать страны уже бредит отдыхом от трудов тяжких в Лапландии, Альпах, Акапулько etc. Короче, никто из-за этих «мелких бизнесят» ломать копья не будет, тем более что большая часть парламента представляет олигархо-бюрократию, а никак не широкие базарно-обывательские массы.

Чем-то рациональным объяснить рвение чиновничества невозможно. Суммы, которые планировалось получить в сводный бюджет, смехотворны, а поскольку значительная часть малого бизнеса уйдет в подполье, казна вообще мало что получит. Разговоры о наглом попрании «упрощенкой» социальной справедливости вызывают здоровый сарказм: если бы не «прихватизация» за копейки, огромные потери от налоговых льгот для избранных, вывоз капиталов, тотальное казнокрадство etc, бюджетные закрома наполнились до краев, а социальная справедливость возликовала бы… Только все это — в сослагательном наклонении, с частицей «бы»!

После гастролей под Верховной Радой очередной шоу-труппы пикетчиков подозрительно быстро была создана рабочая группа из мелкобуржуазного бомонда и представителей правительства во главе с самим Н.Азаровым. Работа этого мощного творческого коллектива пошла в самых кондовых традициях нашей политкулинарии: кто-то что-то где-то варит, а расхлебывать будет пассивная масса, которая глубоко озабочена лишь личными проблемами, а посему делает вид, что верит в мудрость и чистоту помыслов вождей.

Об итогах работы можно судить по противоречивой информации в СМИ. По одной версии, все останется по-старому: вилка ставок налога от 20 до 200 грн. По другой — верхнюю планку поднимут до 300 грн., а нижняя останется на уровне 20 грн., на чем якобы с особой яростью настаивают активисты малого бизнеса и что вызывает еще большую и справедливую ярость у правительства. И здесь чиновники абсолютно правы: ну что это за налог такой — 20 грн. в месяц, из которого в Пенсионный фонд попадает лишь 8 грн. 40 коп.?! В столице такой ставки де-факто нет, большинство платит 200 грн. Но какая возможность для коррупции: за определенную мзду можно ведь и такую ставку получить!

Предприниматели лукаво, но обоснованно настаивают: в некоторых регионах нашей некогда благословенной страны деградация зашла так далеко, что и 20 грн. кажутся непосильным бременем. Но ведь можно же решать вопросы цивилизованно! «Упрощенка» действует уже четыре-пять лет, ежеквартально каждый предприниматель сдает отчет с указанием своего валового дохода. Уже давно можно было выработать предложения по дифференциации ставки налога в зависимости от региона, категории, дохода etc, тем более, у нас уже давно все компьютеризировано, кстати, за счет налогоплательщиков. Этим нужно было заниматься, прежде чем правительство примется вводить взятые с потолка гениальные новации, а лидеры боевого «Совета частных предпринимателей» устроят под окнами парламента визгливые истерики. И постоянно действующую правительственно-предпринимательскую рабочую группу создать следовало уже давно, а не за пять минут до того, как жареный петух клюнет. И освещать работу такой группы тоже следует постоянно, учредив специальный массовый орган малого бизнеса, скажем, «Правофланговый базарного лотка» или «Передовик мелкой спекуляции». Думается, такой орган СМИ будет востребован предпринимателями, если он будет честно, по-боевому и с хорошим уровнем публицистики информировать и отстаивать интересы своих же подписчиков.

Многие предприниматели по ряду причин платят еще и НДС, а это серьезно, если, конечно, платить честно. Таких ударников малого бизнеса нужно поощрять уменьшением единого налога. «Упрощенцу» разрешено нанять до 10 наемных работников, платя за каждого половину ставки единого налога; при ставке 200 грн. при 10 работниках вместе с «хозяином» налог составит 1200 грн. в месяц, или 14400 грн. в год, и это очень существенно! Нужно уменьшить налог за наемных работников, сделав его тем меньшим, чем больше работников нанял «упрощенец», тем самым стимулируя легальную занятость. Нужно уничтожить заморочки по согласованию найма работника «упрощенцем» в разных «инстанциях», сделав процедуру такой же, как и у юридических лиц: найм на работу — на основании трудового договора или заявления, а в случае споров есть Трудовой кодекс и суд, а не клерк, который что-то там разрешает или запрещает в зависимости от величины взятки.

И самое главное: верхнюю планку единого налога нужно оставить на старом, 200-гривневом, уровне, а вот нижнюю — поднимать. Почему?

Потому что в психо-экономической мелодраме «Страсти по упрощенке» есть еще один, но о-очень серьезный персонаж. Имя ему — Пенсионный фонд Украины, далее — ПФ. ПФ формируется корпоративными (32%) и личными (2%) отчислениями от зарплаты, всего — 34%. Если минимальную зарплату в 205 грн. все же введут, то в ПФ от каждого работника будет попадать минимум 69,70х0,34=69,70 грн. От единого налога в 200 грн. попадает 42%, т.е. 84 грн. И если «бизнесята» в лице своего актива и дальше будут твердолобо настаивать на нижней границе налога в 20 грн. и, соответственно, на отчислении в ПФ аж 8,40 грн., то у бюрократии возникает прекрасный повод прикрыть всю эту лавочку с «упрощенкой» — под лозунгом священной борьбы за социальную справедливость.

Малый бизнес — это электорат численностью около 4 млн., и Президент заявил, что в обиду его не даст. Но ведь ПФ стоит на страже пенсионеров, а это электорат численностью порядка 13 млн., которому нечего терять, кроме нищеты, загубленной жизни и лживых обещаний «счастливого социально-рыночного завтра». Если «бизнесята» и далее будут упорствовать в нежелании идти на разумный компромисс, то верховная власть вполне может попробовать компенсировать грядущий рост пенсий за счет малого бизнеса, чему олигархия будет только рада.

В «Еженедельнике ПФ Украины» № 19 от 13 сентября 2003 года говорилось, что «упрощенцы» и их работники с 1 января 2004-го подлежат общему пенсионному страхованию, т.е. обязаны платить в ПФ не менее 80,58 грн., исходя из минимума зарплаты 237 грн., а сам платеж в ПФ выводится из состава суммы единого налога и платится отдельно. Но ввести с нового года сие мудрое решение практически невозможно, и не только по причине последних изменений на ниве минимальной зарплаты. Уже до 20 декабря 2003 года малый бизнес обязан авансировать единый налог на январь 2004-го, а до сих пор не утверждены новые ставки налога за вычетом платежа в ПФ для «упрощенцев» и их работников. Похоже, до сих пор вообще нет механизма раздельной оплаты, по крайней мере, инспектора районных налоговых инспекций и отделов ПФ уже устали от вопросов любознательных налогоплательщиков и, пребывая в растерянности, в приватных беседах с юмором советуют консультироваться в Кабмине, ПФ и Верховной Раде. Словом, все как всегда!

ПФ давно обвиняет «упрощенцев», что, мол, доходы у них огромные, а пенсионных взносов платят мизер, в лучшем случае — соответствующий минимальной зарплате. Что тут можно сказать? Во-первых, в условиях государственно-монополистического капитализма олигархо-бюрократия захватила все и без того скудные ресурсы страны, и «гигантских» доходов у мелкого буржуа не может быть по определению; средства на социальные программы следует искать уж никак не у мелких торгашей. Во-вторых, наш народ уже неоднократно ограблен ваучерами, инфляцией, «прихватизацией», трастами etc; наши деды гибли в войнах и голодоморах, за гроши строили ту экономику, которую теперь лихо распихали по карманам нувориши под болтовню об «эффективном собственнике», а старикам достались нищенские пенсии. Да кто ж теперь доверит последние деньги государству — надежнее будет прикопать где-нибудь под грушей, чтобы в старости ноги не протянуть!

Сомневаться в чистоте социально-пенсионных помыслов нашей бюрократии заставляет следующий факт, напрямую относящийся к «упрощенке». По Указу Президента об упрощенной системе налогообложения № 746/99, который, согласно Переходным положениям Конституции, имеет силу закона, пенсионную долю единого налога территориальный орган Госказначейства перечисляет в ПФ. «Упрощенец» ежегодно проводит так называемую «персонификацию», чтобы заплаченные суммы попали на его персональный счет в ПФ и на счета его работников. Но они туда не попадают!!! Против фамилий «упрощенцев» в компьютерах райотделов ПФ просто значится «единый налог», хотя должна стоять ежемесячная сумма, например 84 грн.

Оказывается, из Казначейства приходит по нескольку сотен тысяч от единого налога одной суммой без разбивки на конкретных плательщиков. Но ведь при оплате налога указываются фамилия, идентификационный код, период оплаты и пр. Почему такое хамское отношение к платежам граждан в ПФ — компьютеров не хватает или совести?

Говорят об отсутствии неких указаний, которые дадут клеркам основания совершить некие телодвижения, дабы заплаченные «упрощенцами» суммы таки попали на персональные счета в ПФ. Указ есть (он же — Закон), который бюрократия нагло нарушает без всяких для себя последствий! Короче, не спешите много платить в ПФ — это еще не гарантирует нормальную пенсию. Складывать на старость в чулок — надежнее!

Автор уже дописывал свой опус, когда в СМИ сообщили следующее. Кабмин не отказывается от планов поднять верхнюю планку единого налога до 300 грн., оставив окончательное решение за местными советами. Многие органы власти на местах инициативу, конечно, воспримут. Получается, что в Киеве «упрощенец» будет платить ежегодно 3600 грн., а при наличии 10 работников — 21600 грн., или более 4000 долл. США, что приведет к уменьшению легальной занятости. Полный абзац!

Но это — в Киеве, где платят по полной программе. Минимальная ставка якобы остается прежней; периферия и дальше будет платить 20—70 грн., т.е. 8,40—29,40 грн. в ПФ. Пенсия будет одинаковая?!

А правительство уже сказало, что минимальная зарплата будет не 237, а 205 грн. и минимальный пенсионный взнос составит 69,70 грн. Киевские же «упрощенцы» будут отдавать в ПФ 126 грн., что более чем здорово, а Фонд лицемерно заявит, что, мол, мало платите, забывая разносить оплаченное по персональным счетам! Ну и чего добились активисты «маленьких бизнесят»?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме