Компромисс на полтора месяца. Эпопея по принятию Государственного бюджета Украины на 2005 год завершилась. 339 депутатов проголосовали «за», чтобы… уже в феврале начать вносить в документ изменения

24 декабря, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск № 52, 24 декабря-30 декабря 2004г.
Отправить
Отправить

Все смешалось в законодательном процессе. Обычно бюджет ко второму чтению готовит правительство, а депутаты либо принимают, либо отклоняют предложенные Кабмином цифры...

Все смешалось в законодательном процессе. Обычно бюджет ко второму чтению готовит правительство, а депутаты либо принимают, либо отклоняют предложенные Кабмином цифры. Нынче правительственный проект, зарегистрированный в Верховной Раде 13 декабря, абсолютно не устроил депутатский корпус. И хотя и.о. премьера настаивал на рассмотрении в зале уже 16 декабря, сроки постоянно переносились: сперва на 21-е, затем — на 22-е… В итоге второе чтение госбюджета началось пополудни 23-го.

Все дни, предшествовавшие этому событию, бюджетный комитет исправлял и переиначивал предложенный текст, хотя, по правде говоря, многим народным избранникам близка точка зрения Виктора Пинзеника о том, что документ такого качества, основанный на ложных макроэкономических посылках, исправлению не подлежит. Наконец обсуждение состоялось и был получен долгожданный результат — бюджет-05 принят.

В нарушение Бюджетного кодекса, в нем содержатся новые налоговые нормы, вступающие в действие уже с 1 января. По-прежнему недостаточен ресурс на финансирование доплат к пенсиям до 284 грн. (не хватает примерно половины средств в расчете на год, то есть порядка 6 млрд. грн.). Сокращены по сравнению с сентябрем (хотя и увеличены к уровню 2004-го) многие аграрные и социальные программы. Одобрен гигантский взаимозачет по погашению обесценившихся вкладов, против которого в нынешний четверг выступали представители как минимум четырех депутатских групп и фракций, и не только из оппозиции…

Единственным действительно серьезным аргументом в пользу такого компромисснейшего из компромиссов было то, что, не приняв бюджет до Нового года, невозможно с 1 января начать финансировать новый зарплатный минимум, установленный на уровне в 262 грн., а также дотировать из госказны доплаты к пенсиям. Потому что, как оказалось, Бюджетный кодекс в стране все-таки не отменен, и отдельные его статьи правительство нарушать категорически не намерено.

Согласно прописанной в Кодексе процедуре, в случае непринятия госбюджета в срок расходы в новом году положено финансировать на уровне прошлого года, т.е. ежемесячно — в размере 1/12 расходов прошлогоднего бюджета. Н.Азаров привел цифры: если в 2004-м среднемесячные расходы общего фонда госбюджета составляли 4,6 млрд., то в 2005-м они должны повыситься до 6,2 млрд. Не будет принят закон — январское финансирование не превысит 4,6 млрд., что не позволит в полном объеме профинансировать новые зарплаты и доплаты к пенсиям.

«Вся ответственность за это ляжет на Верховную Раду», — не уставал напоминать депутатам и спикер. Боязнь каких-то новых социальных катаклизмов в итоге перевесила все другие страхи, а также лоббистские сомнения и отраслевые недовольства.

Надо сказать, что голосовался документ все-таки в несколько улучшенном виде. Предложения правительства из числа самых экзотических (этим словом я заменяю более сильные эпитеты) бюджетный комитет постарался убрать. Или смягчить.

С безответственных и крайне рискованных 7 млрд. грн. до более умеренных 4,9 млрд. сокращена сумма поступлений от приватизации. И это — маленькая победа здравого смысла. Потому что трудно себе представить, что в первый послевыборный год правительство решится на продажу сразу двух крайне политически острых объектов — «Укртелекома» и Одесского припортового завода. Плюс некоторых угольных холдингов, того же «Ровенькиантрацит», на защиту от разгосударствления которого депутаты готовы идти прямо с бюджетного совещания при участии спикера.

Нельзя сказать, что задача по «добыче» в бюджет 7 млрд. технически нерешаема — остановка за тем, дадут ли (и когда) новые руководители страны соответствующую отмашку. Увы, на сегодняшний день мы не знаем ни имен самих руководителей, ни реальных — не предвыборных! — планов в приватизационной сфере, ни новой конфигурации политических сил. Куда более реальным выглядел приватизационный показатель в сентябрьской версии бюджетного проекта на 2005 год — «не менее 3,9 млрд. гривен»…

Тогда же, в сентябре, гораздо меньшим был и показатель бюджетного дефицита — 4,9 млрд. грн. Но и он на фоне экономического роста, измеряемого двухзначным числом, выглядел нелогично. Если в лучшие времена мы будем жить не по средствам, накапливая долги для своих потомков, то что делать в период рецессии или спада — класть зубы на полку? В сентябре мы не знали, что в декабре будет уже не Кабинет Януковича, а Кабинет Азарова, и он ничтоже сумняшеся предложит вдвое ухудшенный вариант — дефицит на уровне 11 млрд. грн., или 2,8% от ВВП. А также слабое утешение, что формально мы вписываемся в маастрихтский «потолок»…

Даже теперь, после приватизационных урезаний, дефицит госбюджета очень велик — 8,9 млрд. грн. И целый ряд экспертов утверждают, что это больше, чем ошибка.

«Я в принципе противник любого дефицита при нынешних супервысоких темпах экономического развития, — говорит экс-вице-министр финансов Борис Соболев. — Но если уж возникли столь серьезные пенсионные обязательства, было бы правильнее решением Верховной Рады восстановить баланс Пенсионного фонда, нежели переносить его проблемы на госбюджет и потом объясняться с зарубежными инвесторами по поводу дефицита, превышающего 2% ВВП».

Дискуссия на эту тему, вероятнее всего, затянется на весь год — вплоть до принятия бюджета-06.

Зато в некоторых не столь глобальных вопросах уже сейчас поставлена точка. Еще во вторник депутаты отсрочили до 1 января 2010 года введение нормы закона о налоге на доходы физлиц, предполагающей обложение доходов по банковским депозитам на уровне 5%. Так что корректировать эту норму госбюджетным законом уже не пришлось.

«Крупногабаритный» (две статьи, девять строк текста!) законопроект о нормативе отчислений в Пенсионный фонд для работающих на едином налоге предпринимателей также был внесен в зал во вторник. После годичных проволочек и напоминания в предыдущем номере «Зеркала недели». Однако документ собрал всего 192 голоса, чего, как известно, недостаточно. И коллизия с участием единоналожников в обязательной пенсионной системе решилась лишь благодаря бюджетному закону. В ходе последней доработки в него включили пункт о том, что взносы в ПФ единоналожники платят из расчета минимальной зарплаты. Так что с января почти полумиллиону единоналожников по стране в придачу к положенной сумме налога (в Киеве, например, 200 грн.) придется раскошелиться еще на 89 грн. на финансирование своей будущей пенсии (34% от нового зарплатного минимума в 262 грн.).

Но это еще что! Многие бюджетные новшества принимались прямо-таки с голоса. В заключительном слове и.о. премьера назвал аж семь позиций, которые будут изменены при «окончательном редактировании закона». Так, изменится норматив распределения между бюджетами средств от продажи земель несельхозназначения, увеличится финансирование нужд депортированных народов, оздоровления детей. Дополнительные миллионы пойдут на достройку здания Хозсуда и на поддержку Криворожского горно-обогатительного комбината окисленных руд…

Словом, в последний момент депутаты со своими просьбами успели вскочить на подножку уходящего бюджетного поезда. Просьбы явно нарушали баланс записанных в проекте доходов и расходов и, по идее, не должны были вот так, между делом, учитываться в главной финансовой смете страны. Впрочем, был ли он хоть когда-нибудь, этот баланс?..

Радоваться стране от принятия нового бюджета или же печалиться, мы узнаем, как говорится, в процессе. Но уже сейчас очевидно: в документ №6000 потребуется внести огромное количество изменений и дополнений. И ближайшие, как неоднократно подчеркивал председатель бюджетного комитета Петр Порошенко, — уже в феврале.

Значит ли это, что бюджет в Украине принимается для того, чтобы корректироваться?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК