На прошлой неделе Верховная Рада Украины приняла Кодекс Украины по процедурам банкротства.
Законодатели определили, что Кодекс вступает в силу и вводится в действие через полгода после опубликования, но дискуссия о его влиянии и возможных негативных последствиях для граждан начала набирать обороты задолго до принятия.
Парламентарии и чиновники не упускали случая сообщить о революционности и актуальности этого Кодекса, который поможет значительно улучшить инвестиционную привлекательность Украины в мире. Вместе с тем простые украинцы, имея непогашенные валютные ипотечные кредиты, начали обратный отсчет времени до того момента, как банки смогут забрать их жилье. Что же в действительности подготовил нам Кодекс Украины по процедурам банкротства, какие неожиданности в нем скрыты, и на кого они ориентированы?
Самым резонансным нововведением принятого Кодекса стало внедрение в Украине института банкротства физических лиц. Следует отметить, что такой институт уже давно и успешно функционирует в США и странах Западной Европы. Благодаря принятому Кодексу физические лица-должники, не являющиеся предпринимателями, смогут не находиться всю жизнь в долговой яме, а получат возможность урегулировать свои вопросы с кредиторами с помощью государства.
Для того чтобы начать процесс урегулирования долговых проблем, лицо должно обратиться в хозяйственный суд с заявлением и документами, подтверждающими существование задолженности, наличие имущества, счетов и т.п. Лицо имеет право обратиться в суд в случае, если: задолженность перед кредиторами превышает 30 минимальных размеров заработной платы; должник прекратил осуществлять платежи по обязательствам на протяжении определенного периода времени; вынесено постановление в исполнительном производстве об отсутствии у физического лица имущества, на которое можно обратить взыскание; существует угроза неплатежеспособности лица.
Наиболее оптимальным (для должника) вариантом урегулирования вопросов с кредиторами является реструктуризация всех долгов. В процессе реструктуризации должник будет иметь возможность договориться с кредиторами об отсрочке или списании части долгов; определить, какое именно имущество он хочет продать для погашения долгов; изменить сроки оплаты задолженности; выбрать других лиц, которые выполнят за него обязательства, и т.п. Кроме того, с должника может быть списана налоговая задолженность за предыдущие три года.
Чтобы реструктуризация не продолжалась бесконечно и была направлена не только на защиту интересов должника, но и на защиту интересов кредиторов, в Кодексе закреплено ограничение сроков ее проведения - не более пяти лет, а если погашаются долги по кредитам, полученным на приобретение жилья, - не более десяти лет.
В случае, если должник не смог договориться с кредиторами о плане реструктуризации долгов, суд признает лицо банкротом и начинает процедуру погашения требований должника. В рамках этой процедуры все имущество должника включается в ликвидационную массу и подлежит продаже через электронные площадки, а полученные от реализации имущества средства идут на погашение задолженности перед кредиторами.
Чтобы предотвратить ситуацию, при которой должник обратится в суд для урегулирования вопросов со своими кредиторами, а в результате продажи всего имущества останется без крыши над головой, в Кодексе предусмотрено, что жилье, являющееся единственным местом проживания должника (с определенным ограничением по площади), не включается в состав ликвидационной массы. При этом имущество, являющееся предметом обеспечения, не подпадает под это исключение. Эта якобы гарантия вызвала немало дискуссий в обществе из-за того, что согласно ст. 47 Конституции Украины никто не может быть принудительно лишен жилья иначе, как на основании закона по решению суда.
Не менее интересные нововведения законодатель оставил на десерт, разместив их в Заключительных и Переходных положениях Кодекса. Так, с момента вступления в действие Кодекса теряет силу Закон Украины "О моратории на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте", который запрещает принудительно обращать взыскание на жилье, выступающее предметом обеспечения по валютным ипотечным кредитам.
Также Кодексом установлены определенные особенности реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам физических лиц в иностранной валюте, которые будут действовать на протяжении пяти лет со дня вступления Кодекса в силу. В частности, определены специфические требования к планам реструктуризации таких долгов, конвертированию задолженности, размеру процентных ставок, прощению (списанию) остатка задолженности, срокам реструктуризации (10 или 15 лет, если стороны не договорились о другом) и т.п.
Кроме урегулирования вопросов, касающихся погашения задолженности физическими лицами, в Кодекс включены важные нововведения по деятельности юридических лиц, и не только тех, которые являются кредиторами или должниками, но и могут иметь долги в будущем.
Так, законодатель четко урегулировал вопрос ответственности руководства предприятия и предусмотрел, что если в случае угрозы неплатежеспособности руководитель не обратился в месячный срок в хозяйственный суд с заявлением об открытии производства в деле о банкротстве, последний будет нести солидарную ответственность за неудовлетворение требований кредиторов.
Возложение ответственности за материальное положение должника именно на руководителя призвано усилить персональную ответственность за деятельность предприятия. Но каким образом указанная норма будет работать на практике, и не приведет ли это к тому, что руководители предприятий вынуждены будут скрывать свои достатки от возможного незаконного взыскания и наложения арестов, покажет время.
Также изменения затронули порядок признания недействительными правовых документов должника, если они нанесли убытки должнику или кредиторам, а именно: в действующем законе предусмотрено, что недействительными могут быть правовые документы, заключенные должником на протяжении года, предшествовавшего возбуждению дела о банкротстве, а в Кодексе этот срок увеличен до трех лет.
Несмотря на то, что принятый Кодекс содержит некоторые противоречивые и дискуссионные положения, в целом он является тем нормативным актом, который соответствует существующим потребностям нашего общества.
Введение абсолютно нового института банкротства физических лиц, существенное усовершенствование процедуры восстановления платежеспособности должников и введение новых гарантий как для должников, так и для кредиторов - это инструменты, которые должны содействовать быстрому урегулированию долговых вопросов лиц, оказавшихся в затруднительной финансовой ситуации, и гарантировать кредиторам возврат их средств.