В любом деле труднее всего сделать первый шаг. Особенно если это — путь к светлому будущему, а речь идет о регрессивной стране с бестолковым управлением и еще многими известными неизлечимыми болезнями.
Очевидно, сейчас некоторые граждане связывают свои надежды с выборами президента, другие воспринимают это с иронией, а еще другие — с раздражением. Но становится очевидным: серьезных изменений уже не избежать. Система государственного управления не подлежит модернизации, а только замене.
С разваленными и обесцененными политической, законодательной, военной, транспортной, образовательной и другими инфраструктурами, но с несомненным высоким потенциалом Украина первой в Европе достигла черты, когда латать проблемы уже нет смысла. Но, как говорят в Украине, нет лиха без добра. Именно сейчас появился настоящий шанс создать самую современную модель государства в Европе. Ведь все, что не убивает нас, делает нас сильнее!
Мы еще не знаем сегодня, кто будет проводить будущие реформы, через какие катаклизмы нам еще предстоит пройти и какие еще испытания ждут общество в борьбе за консолидацию власти, без которой изменения невозможны. В истерзанной кризисом и политическим противостоянием стране даже должность президента превратилась из привилегии в вызов. Но для успеха новой Украины уже недостаточно идеологических деклараций — нужны четкий план, стратегия и власть. И пока мы выясняем, кто получит последнюю, необходимо всерьез задуматься над первым. Это — единственный путь избежать ошибок и разочарования образца 2004 года.
С чего начать?
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — ключевой ресурс для ускоренного развития всех переходных экономик, независимо от их географии, общественного строя и потенциала внутреннего рынка. Во всем мире — от Китая, Бразилии и Южной Кореи до стран Центральной и Восточной Европы — радикальные реформы требовали уникальной модернизации управления, но ни одна из них не обходилась без критически важной предпосылки — резкого увеличения объема привлеченных ПИИ. Исследования Международного валютного фонда доказали, что увеличение прямых иностранных инвестиций на 1% ведет к увеличению ВВП на 0,4%!
Задача создать самую либеральную в Европе экономику — а только при таких обстоятельствах Украина имеет шанс на «прорыв» — очень сложная даже без учета политических рисков. Мировой опыт доказывает: самый смелый план структурных реформ на либеральной основе может быть реализован только в течение трех-пяти годовых бюджетных циклов. Административно-территориальная, налоговая, пенсионная и судебная реформы, децентрализация управления, монетизация социальной сферы, отказ от дотирования убыточных отраслей и государственных программ, создание рынка земли, повышение цен на энергоносители и прочее неразрывно связаны между собой и могут носить только системный характер, то есть осуществляться по четко спланированным, синхронизированным и неразрывно связанным между собой графикам.
Особенно важно понимание того, что реализация четкого плана реформ носит непрерывный характер, так что для этого необходимо аккумулировать значительный объем ресурсов — не менее 5% ВВП ежегодно. Осуществление структурной составляющей реформ можно сравнить с бизнес-планом, у которого есть свой период окупаемости, но ему требуется и дисциплинированный график инвестиций.
Для дополнительного накопления таких ресурсов необходимо применить нестандартные решения. Объективным источником ресурса могут быть заимствованные средства, преимущественно от международных финансовых организаций (МФО), и резкий рост объема прямых иностранных инвестиций. Очевидно, что для реализации амбициозного плана реформ в сжатые сроки ресурса МФО будет недостаточно, а тонкий механизм увеличения ВВП за счет ПИИ требует особой стратегии. Возникает замкнутый круг: без реформ не будет иностранных инвестиций, без иностранных инвестиций не будет реформ.
Чрезвычайный «План действий-2010»
Поскольку каждому «правительству реформ» требуются план и деньги, основой интенсивной терапии экономики Украины должна стать реанимация — быстрый и смелый комплекс мер, направленный на аккумуляцию ресурсов для осуществления «рывка». Возникает необходимость в специальном плане действий. В основу его разработки заложены такие базовые предпосылки:
1. Радикальное увеличение ПИИ является предпосылкой любых системных изменений, поскольку решает вопрос социальной стабильности и аккумулирования ресурса для дальнейших реформ.
2. В Украине сложился неблагоприятный инвестиционный климат, но есть высокий потенциал и достаточно большой рынок, что является едва ли не единственным аргументом для инвесторов, чтобы сохранить свое присутствие на рынке.
3. В следующем календарном году в Украине не произойдет системное улучшение инвестиционного климата на уровне законодательства.
4. Реализация какого-либо плана действий имеет смысл и перспективу, если одновременно будет проводиться концентрация политической воли для будущих системных реформ.
5. Государственная поддержка инвестиционных проектов при ограниченных ресурсах должна происходить только там, где она больше всего нужна, — в заранее определенных секторах экономики.
Острый дефицит бюджетных ресурсов кризисного 2009 года стимулировал усилия правительства Украины на поиск новых идей и подходов для наполнения бюджета за счет самого продуктивного ресурса — привлечения ПИИ. Для этого в январе 2009-го на основе специально разработанной стратегии по инициативе премьер-министра был создан специальный центральный орган исполнительной власти с прямым подчинением КМУ — Национальное агентство Украины по иностранным инвестициям и развитию (Укрвнешинвест).
Укрвнешинвест применило принципиально новые подходы к работе центрального органа исполнительной власти. Был внедрен принцип проектного менеджмента и создана система InvestUkraine, осуществляющая мероприятия по разработке конкретных инвестиционных проектов и их целевое продвижение на рынке, обобщение и систематизацию открытой информации о существующих инвестиционных возможностях, комплексную поддержку инвестора по принципу «единого окна» и продвижение инвестиционного имиджа Украины за границей.
Идея создания такого органа власти принципиально не нова. Она была реализована в ряде государств, переживавших активную трансформацию (Польша, Румыния, Турция, Чехия и пр.), и обеспечила резкий рост ПИИ (см. рис.).
Ключевая функция Укрвнешинвеста состоит в выполнении конкретного плана экстренных мер, предусматривающего достижение четко декларированных результатов в течение 2010 года:
1. Утверждение правительством десяти стратегических проектов и привлечение средств на их финансирование в размере не менее 7 млрд. долл. США в 2010 году.
2. Подготовка не менее 40 крупных инвестиционных проектов и привлечение средств на их финансирование в объеме как минимум 5 млрд. долл. США в 2010 году.
3. Создание фонда финансирования проектной документации в объеме не менее 15 млн. долл. США, с помощью которого будет финансироваться разработка проектной документации для крупных инвестиционных проектов.
4. Создание «Биржи проектов» — базы данных инвестиционных проектов и недвижимости по стандарту UNIDO (не менее 5 тыс. проектов), открытой для иностранных инвесторов.
5. Создание «единого окна» — системы полного целевого сопровождения иностранных инвесторов на рынке за счет координации работы ключевых правительственных структур.
6. Проведение презентаций в 42 мировых финансовых центрах для целевого привлечения инвестиций под приблизительно десять стратегических проектов правительства и 40 крупных инвестиционных проектов, а также продвижение инвестиционных возможностей Украины.
7. Проведение ежегодного Национального инвестиционного форума высокого уровня начиная с июня 2010 года с участием высоких должностных лиц и бизнесменов многих стран для обсуждения стратегии развития и привлечения инвестиций под стратегические проекты правительства.
8. Создание базового интернет-ресурса для систематизации всей информации об инвестиционных возможностях и проектах в Украине, который будет интегрирован с базой данных проектов и инвестиционной недвижимости.
9. Продвижение инвестиционных возможностей Украины в ключевых регионах мира и ведущих СМИ (промо-ролики в крупнейших мировых спутниковых сетях ВВС и CNN, привлечение авторитетных печатных СМИ: Financial Times, The Economist, FDI Magazine и пр.).
10. Утверждение правительством единого стандарта подготовки инвестиционных проектов на основе стандартов UNIDO.
Важно отметить, что реализация предложенного комплекса мер не предполагает дополнительных бюджетных расходов, формируя новый поток доходов. Ключевая же задача стратегии состоит в том, чтобы уже в 2010 году обеспечить возврат к объему привлеченных ПИИ докризисного 2008 года на уровне 11 млрд. долл. США. Таким образом, Укрвнешинвест стало координатором новой стратегии, представленной на заседании Кабинета министров Украины 16 сентября 2009 года.
Уже 7 октября 2009 года правительство Украины приняло распоряжения «Об инвестиционных проектах, имеющих стратегическое значение для экономического развития государства» (№1432-р от 07.10.2009 г.), которое и стало основанием для выполнения стратегии.
Система InvestUkraine: идеи и механизмы реализации
В идеологическую основу «переходного» плана действий заложено понимание того, что даже немедленно начатые системные реформы не смогут обеспечить условия для значительного увеличения притока ПИИ раньше 2011 года. Поэтому предложенные им технологические решения не требуют улучшения законодательства, реформы управления или увеличения финансирования со стороны государства, а базируются на оптимизации внутренних ресурсов, на уже принятых решениях и политической воле правительства.
Соответствующим образом построена и организационная структура системы InvestUkraine, и механизмы осуществления плана.
Внедрение института «стратегических проектов» на основе решения правительства. Это беспрецедентное нововведение означает, что Украина ежегодно, до 20 декабря, должна формировать четкие секторальные приоритеты своего развития, выраженные в подготовке 10—15 конкретных стратегических инвестиционных проектов с четко определенным объемом необходимых инвестиций, предусматривая для этого необходимое содействие всей системы исполнительной власти. Такое решение предполагает целевое продвижение определенных правительством инвестиционных инициатив, для которых, в отличие от имеющейся практики, будет подготовлена необходимая проектная документация, бизнес-планы и решения, которые не только обеспечивают правительственную поддержку и многократно сокращают «время до рынка», но и гарантируют избежание рисков, связанных с правами собственности.
Важно, что стратегические проекты отбираются по исключительно прозрачной процедуре с участием всех заинтересованных структур и самых авторитетных международных партнеров Украины, в частности Всемирного банка, Американской торговой палаты в Украине, Европейской бизнес-ассоциации, Агентства США по международному развитию, Украинско-Японского центра и пр. Такие предложения для КМУ, объемом не менее 7 млрд. долл. США, принятые Укрвнешинвестом на этой неделе, касаются в основном проектов развития инфраструктуры, а также национальных комплексных программ переработки твердых отходов, строительства индустриальных парков и т.п. Отбор проектов осуществляется на основе заранее определенных критериев: стратегичность, реалистичность, экономическая целесообразность, срок реализации и объем инвестиции.
Унификация процедуры подготовки инвестиционных проектов. В соответствии с распоряжением правительства, процедура подготовки инвестиционных проектов впервые стала унифицированной для всех органов исполнительной власти в Украине. До сих пор эта проблема была одной из ключевых, поскольку предыдущая практика свидетельствовала о чрезвычайно низком качестве украинских инвестпроектов и их несоответствии международным стандартам, что, в свою очередь, не позволяло большинству международных инвесторов принимать положительные решения относительно работы в Украине.
Новая процедура будет внедрена еще до конца 2009 года, а качество подготовки предложений будет контролироваться Укрвнешинвестом. В близкой перспективе это поможет сократить инвестиционные подразделения во всей системе исполнительной власти, что приведет к экономии почти 60 млн. грн. бюджетных средств.
«Единое окно» является средством решения проблемы, с которой сталкивается иностранный инвестор при выходе на украинский рынок. Механизм предполагает деятельность единого правительственного центра, обеспечивающего комплексное и персональное обслуживание — от первого контакта и в течение всего периода инвестиционной деятельности. Кроме того, предусмотрена бесплатная разработка «дорожной карты» действий и решений, необходимых инвестору для реализации идеи в Украине.
Интерактивная «биржа проектов». Предложенный механизм призван стать систематизированным источником информации (на уровне адаптированных к мировым стандартам готовых бизнес-планов и инвестиционных предложений, в том числе относительно инвестиционной недвижимости независимо от формы собственности), а также уникальной площадкой, где собран весь массив информации, необходимой для ведения бизнеса в Украине.
Фактически реализация этой идеи предполагает возможность наладить эффективную коммуникацию между инвестором и украинским собственником идеи или актива, которым нужны инвестиции, а также капитализировать и заставить работать имеющиеся активы независимо от их форм собственности и способа приобретения. Функционирование «биржи проектов» также предполагает проверку достоверности информации о правах собственности и определяет добросовестность партнеров.
Агрессивная информационная кампания для продвижения инвестиционных проектов и возможностей Украины. Здесь особый интерес может вызывать идея целевого продвижения проектов за границей, которая включает презентации портфеля подготовленных проектов в 42 ведущих финансовых центрах мира, проведение ежегодного Инвестиционного форума и адресную работу с ведущими мировыми средствами массовой информации.
Для выполнения определенных задач на базе Укрвнешинвеста создана система учреждений, действующая под единым брендом InvestUkraine, объединяя эффективную команду высококвалифицированных инвестиционных банкиров и специалистов, у которых есть реальный опыт работы в коммерческом секторе.
Применение новых принципов и подходов поначалу не встретило достаточного понимания во всей системе исполнительной власти, но получило немедленную поддержку среди многих прогрессивных членов правительства. Успешная реализация бренда является вызовом для системы советского управления, поскольку демонстрирует преимущества проектного менеджмента и неизбежно провоцирует его мультипликацию в системе исполнительной власти.
Реалистичность «Плана действий-2010» обеспечивается тем, что он учитывает и все существующие риски и проблемы: недостаточно четко определенные гарантии прав собственности, политическую и правовую нестабильность, неэффективную налоговую систему, неразвитый фондовый рынок, плохое управление и нынешнюю регуляторную политику, неквалифицированный государственный менеджмент при его широких полномочиях и тому подобное. Несмотря на это, предложенный план является практическим и реалистичным механизмом выхода из кризисной ситуации экономики Украины, которому на сегодняшний день нет альтернативы. Его подготовка учитывала и анализ публикации в «ЗН» от 21 февраля 2009 года «Кому жмут лавры Рузвельта. Инвестиционные проекты-2009: мало денег, много слов».
Большой по объему внутренний рынок, географическая принадлежность к Европе, расположение на пересечении основных транспортных коридоров, наличие перспективных секторов экономики — от сельского хозяйства до сферы высоких технологий — до сих пор удерживают значительный интерес инвесторов к Украине, несмотря на все вышеупомянутые риски и проблемы. На сегодняшний день для большинства иностранных компаний это — работа на перспективу. Но можно не сомневаться: уже первые сигналы политической воли и понятный план действий, реализованный властными структурами, сразу трансформируют эту политику в стратегию и идеологию развития.
Именно поэтому в сотрудничестве с иностранными инвесторами сегодня нужны персональная опека и целевая поддержка. Формирование благоприятного инвестиционного климата и эффективного законодательства — это составляющая дальнейших системных реформ. Но уже первые меры, поддержанные жесткой политической волей и скоординированными действиями исполнительной власти, могут принести очень быстрый результат.
В завершение следует отметить, что изложенная здесь концепция не имеет отношения к какой-либо политической конъюнктуре. Это — попытка в водовороте политического противостояния и иррациональных решений внести практическое предложение в поддержку неизбежных преобразований.