В четверг Верховная Рада приняла закон о Национальном банке. Скрепя сердце Виктор Ющенко отметил, что плохой закон - все же лучше, чем никакого, и пообещал, что в ближайшее время особых неприятностей на финансовом рынке не предвидится - система имеет значительную ликвидность, НБУ в апреле-мае выкупил на валютном рынке около $300 млн.
В то же время самый главный вопрос - контроль над Национальным банком - продолжает вызывать споры. Так, по мнению наблюдателей, может длиться достаточно долго - до тех пор, пока будет действовать упомянутый документ. Ибо возможность, а то и неизбежность конфликта заложена в норме, предусматривающей коллегиальность решений совета банка при персональной ответственности председателя правления.
Теперь работоспособность совета банка всецело зависит от конкретных лиц, которые будут избраны парламентом в этот совет. Имена возможных претендентов от Верховной Рады известны давно: Богдан Губский, Сергей Буряк, Виктор Суслов, Игорь Юшко, Федор Шпиг, Сергей Кривошея, Анатолий Станков, Олег Ищенко. От Президента контролировать работу, очевидно, будут направлены вице-премьер Сергей Тигипко, министр финансов Игорь Митюков, министр экономики Василий Роговой, советник по макроэкономике Анатолий Гальчинский и заместитель главы администрации Павел Гайдуцкий.
Впрочем, все бывшие банкиры, а ныне трудящиеся депутаты, очень надеются, что тех, кто не будет назначен Верховной Радой, для той же цели призовет под свои знамена Президент - ну где ему еще взять столько желающих?
Феномен сей объясняется очень просто - законом фактически не предусмотрена ответственность самого совета НБУ за принятые решения - все его члены работают на общественных началах (но тем не менее, им должны компенсироваться фактические расходы, понесенные в связи с выполнением полномочий). Председатель совета избирается простым большинством среди семи парламентских и семи президентских миссионеров. И в финансовых вопросах возносится главою непокорной выше Президента страны, Верховной Рады и ее спикера, а также главы НБУ, который назначается и избирается в соответствии с конституционными нормами.
Членам совета будет, видимо, очень непросто перестроиться: недавно были крупными предпринимателями или владельцами коммерческих банков и только-только привыкли к депутатским реалиям, как придется опять менять «специализацию». Правда, душу согревать будет депутатский иммунитет.
Впрочем, даже если «кто-то кое-где у нас порой» попытается протежировать «своим» банкам, обвинить его в коррупционных действиях или иных неблаговидных поступках, которые нанесли вред стабильности денег, невозможно: нести ответственность за деятельность Национального банка должен, как уже сказано, председатель правления - единолично (ст. 19).
Любопытно, что члены совета НБУ избираются на семь лет в то время, когда Президент страны - на пять, Верховная Рада - на пять, председатель правления НБУ - тоже на пять. Отозвать кого-нибудь «из своих» проще Президенту, а парламентских - практически невозможно.
Зато процедура увольнения «рабочей лошадки» - председателя правления - значительно упростилась: не выполнил Национальный банк главной функции, то есть не обеспечил стабильных денег, нарушил «маяки» разработанных советом НБУ основ денежно-кредитной политики - уйди с дороги.
А после того, как Нацбанку законом запрещено списывать в бесспорном порядке со счетов коммерческих банков штрафы за нарушение нормативов (отныне - только в судебном порядке!), потерять влияние на стабильность денежной и банковской системы проще простого. И опасность не справиться с ситуацией на рынке возрастает с каждым нарушенным комбанком нормативом.
Естественно, закон предписывает миссионерам не останавливаться на глобальных проблемах, а на общественных же началах вникать в реальную жизнь - например, «устанавливать формы оплаты работников банка, утверждать бухгалтерский баланс НБУ».
По мнению представлявшего в сессионном зале закон депутата Игоря Юшко, благодаря проголосованному документу Национальный банк станет «более прозрачным и контролируемым». Вопрос только - «кем?»
По словам Виктора Ющенко, принятый закон противоречит ст.107 Маастрихтского соглашения Европейского содружества, подписанного в 1992 году, а также уставу Европейского центрального банка, где подчеркивается необходимость законодательной независимости центробанков европейских стран.
Но похоже, за независимость Национального банка Украины бороться особо никто не будет. Время упущено на этапе подготовки законопроекта. Теперь Виктору Ющенко осталось либо пускать в ход «тяжелую артиллерию», добиваясь президентского вето если не на весь закон, то хотя бы на несколько статей, либо попытаться найти общий язык со вчерашними противниками и надеяться, что через год в действующий закон будут внесены поправки, которые устроят НБУ.
Судя по достаточно «мирным» комментариям главы НБУ, можно сделать вывод: Виктор Ющенко решил идти вторым путем.