Нечеткость некоторых положений законодательства, их субъективное толкование представителями исполнительной власти и обилие недостаточно оправданных дополнительных процедур серьезно усложняют, негосударственных организаций (НГО). Острее всего стоит вопрос отсутствия у НГО собственной финансовой базы.
«Экономическая деятельность общественных и благотворительных организаций» — такова была тема пресс-конференции, организованной Международным фондом «Відродження» в пресс-центре «Интерньюз-Украина».
С начала 2001 года в нашей стране осуществляется проект Международного фонда «Відродження» «Инициатива изменения законодательства третьего сектора». В его рамках создана рабочая группа, занимающаяся мониторингом изменений в действующем законодательстве, предоставлением квалифицированных комментариев к существующим законам и подготовкой проектов новых законодательных и нормативных актов. Естественно, группа не обходит стороной и вопросы налогообложения благотворительной деятельности физических и юридических лиц, а также неприбыльных организаций.
Сотрудники Центра инноваций и развития, входящие в состав рабочей группы, провели опрос представителей трех тысяч украинских НГО, чтобы выяснить, какие, по их мнению, виды деятельности общественных и благотворительных организаций должны быть освобождены от налогообложения. Шестьдесят четыре процента респондентов на первое место поставили филантропию, 58 — образование, 56 — охрану и защиту окружающей среды. Больше половины опрошенных считают, что свободной от налогообложения должна быть и деятельность, направленная на всестороннее развитие молодежи, а также такие сферы, как искусство, культура, здравоохранение.
Вместе с анкетами представители непредпринимательских организаций прислали письма, в которых указывали на многие болевые точки функционирования НГО в Украине. В «горячую» четверку вошли: отсутствие четкого определения самого понятия и перечня основной (экономической) деятельности непредпринимательских организаций; низкий уровень стимулов для развития филантропии в Украине; отсутствие новых форм сотрудничества между государством и НГО, а также недостаточность у представителей последних правовых и экономических знаний.
— Несмотря на то, что законодательство Украины предусматривает право получать доходы от основной деятельности, указанной в уставе НГО, на практике все происходит с точностью до наоборот, — считает советник по правовым вопросам проекта международной технической помощи Агентства международного развития США в Украине «Українська освітня програма ринкових реформ» Юрий Димитров. — Налоговые службы попросту игнорируют букву закона. Следовательно, необходимо конкретизировать его положения, касающиеся основной и экономической деятельности НГО. Не содействуют развитию благотворительности в Украине и существующие в налоговом законодательстве нормы. Дело в том, что для большинства НГО получение пожертвований со стороны граждан и юридических лиц, по идее, должно быть главнейшим финансовым ресурсом. Однако действующие законы совершенно не стимулируют оказание помощи подобного рода. Пожертвователи, физические и юридические лица, могут уменьшить свой облагаемый налогом доход всего лишь на четыре процента, и то с большими сложностями. В развитых же странах граждане и компании могут поддерживать НГО куда более внушительными суммами, в результате чего налогооблагаемая прибыль сокращается весьма существенно — от 30 до 50 процентов.
Предложенные рабочей группой изменения к Налоговому кодексу и закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» предусматривают создание более благоприятных условий для непредпринимательских организаций. В частности, это касается самостоятельного финансирования части их уставной деятельности. Предлагается внести изменение в одно из положений закона «О налогообложении…»: «Под термином «основная деятельность» следует понимать деятельность неприбыльных организаций по оказанию благотворительной помощи, просветительских, культурных, научных, образовательных и других подобных услуг для общественного потребления, по созданию системы социального обеспечения граждан и для других целей, предусмотренных уставными документами, составленными на основе законов о неприбыльных организациях, и которая освобождена от обложения налогом на добавленную стоимость на основании статьи 5 закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (531/97—ВР) …» и далее по тексту.
— Проблема еще и в том, что негосударственный сектор до сих пор остается для законодателей тем, чем когда-то для Черчилля, по его же выражению, был СССР, — тайной, окутанной загадкой, которая содержит в себе множество секретов, — сказала руководитель проекта «Инициатива изменения законодательства третьего сектора» Дзвенислава Новакивская. — Поэтому мы видим выход в налаживании партнерских связей между НГО, предпринимателями и правительственными структурами. Наша общая цель — способствовать принятию в Украине такого законодательства, которое создаст благоприятные условия для стабильного развития неприбыльных организаций на базе национальных ресурсов.