Эверест для себя

27 ноября, 2015, 00:00 Распечатать
Выпуск № 46, 27 ноября-4 декабря 2015г.
Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы
Отправить
Отправить

Но все реформы провалятся, если мы не научимся ответственности. Богатство каждого человека действительно является богатством страны. Каждый человек должен прокладывать путь к своему Эвересту - это должно быть благополучие и состоятельность. Только независимый человек может быть настоящим гражданином своего государства, которому не будут интересны пакеты с "социальной" гречкой.

Автор
Статьи авторов Все статьи автора Все авторы

Эверест для себя

Человек может влезть на Эверест для себя.

Но наверху он поставит флаг своей страны.

Маргарет Тэтчер

Власть одного из южных штатов США в 70-е годы прошлого века провела интересную рекламную кампанию. На крупнейших автобанах были размещены билборды с надписью "ПЛАТИТЬ НАЛОГИ ПРОТИВНО...", далее, на других рекламных щитах, были размещены более короткие надписи - "Медицина", "Образование", "Безопасность". Говорят, что со временем количество уплаченных в бюджет налогов резко выросло.

Не анализируя подробно экономическую модель Соединенных Штатов Америки, следует отметить, что из 320 млн чел. налоги платит треть, ведь минимальные доходы и зарплата в стране не облагаются налогами, не облагаются налогами также пенсии и другие социальные льготы. Поэтому и быть налогоплательщиком почетно и ответственно - именно это дает право быть избирателем и право быть избранным во властные институты (избиратель не поймет, если политик не платит налоги). Вспомним, что даже Аль Капоне в свое время арестовали не за мафиозные махинации, а за неуплату налогов с обычной бизнес-деятельности. Участие в общественной пользе, а именно так понимают налоги, дает право человеку с гордостью говорить: "Я плачу налоги".

Если посмотреть на украинские реалии, то неуплата налогов стала едва ли не национальным символом. От налогов уклоняется большинство предпринимателей - от крупных компаний до маленьких фирм, по возможности не отстают от них и обычные граждане. Если на украинских дорогах разместить уже известный нам лозунг "Налоги платить противно...", то вряд ли поступления в бюджет возрастут, скорее, наоборот, общество согласится с этим тезисом...

Почему так произошло? Фундаментальных причин две. Первая - в течение десятков лет люди не относились к налогам именно как к общественным деньгам, собственно, именно как к налогам-деньгам, которые идут на образование, медицину, оборону, безопасность и прочее, а понимали эти уплаченные деньги как налог "на государство". Интересно, что даже сумма заработка продолжительное время рассчитывалась в так называемых чистых деньгах (или деньгах "на руки") и "грязных" (сумма с учетом налогов). Могут ли "грязные" деньги пойти на что-нибудь полезное, по крайней мере, в представлении плательщика? Однозначно "нет"! Отсюда и преувеличение роли государства, и характерный для нашего общества патернализм (правда, сейчас на этой теме спекулируют все - и избиратели, и политики).

Вторая причина - отсутствие общественных традиций по распределению и использованию налогов. Речь идет, прежде всего, о неэффективности государственных институтов. Еще четверть столетия назад государство распределяло все - от количества товаров в магазинах до числа автомобилей под подъездом многоэтажек, к тому же делало это не за счет налогов. Но, возможно, именно поэтому для наших реалий характерными остаются неумение определять приоритеты, нежелание использовать деньги именно на общественные потребности и необъективное определение этих потребностей, большие расходы на содержание самого государственного механизма и его коррупционная составляющая. Аналогичные проблемы существуют и у органов местного самоуправления, но, надеемся, они будут не только лучше собирать, но и лучше тратить общественные деньги.

В комплексе это порождает взаимное недоверие как государства, так и гражданина. Среднестатистический плательщик налогов воспринимает их, как деньги на ветер, ведь не видит социально значимого эффекта - нового оборудования больниц и школ, построенных дорог и мостов. Едва ли не самым ярким примером стала разваленная украинская армия, которую пришлось восстанавливать практически с нуля. Вместе с тем количество чиновников, милиционеров, прокуроров и судей превышает среднеевропейские показатели. Это свидетельствует не о нашей самобытности, а только о неэффективности государственных институтов. Уровень налоговой нагрузки не отвечает возможностям государства обеспечить адекватное распределение налогов и их приоритетность, к тому же она насыщена коррупционной составляющей.

Система работает сама на себя, поэтому и государственная философия налогообложения напоминает принцип: "Чтобы корова меньше ела и давала больше молока, ее надо меньше кормить и больше доить". Условные украинские коровы - налогоплательщики - выживают чаще всего благодаря умению поесть тихонько на стороне и не дать себя подоить.

Можно ли исправить ситуацию? Да, можно! Неотложными являются следующие шаги:

- любая налоговая реформа обречена на провал без системных реформ в экономике, развития инвестиционного климата, начала массового технического перевооружения предприятий и создания условий для частной инициативы. С другой стороны, экономический рост невозможен без немедленной налоговой реформы. Составляющими элементами реформы должны стать административная, судебная и правовая реформы;

- необходим аудит Пенсионного фонда и всей системы социального страхования, аудит государственных компаний и государственной собственности;

- государство должно отказаться от субсидирования государственных предприятий как нерыночного метода конкуренции (исключение возможно только для заведений культуры и образования);

- государство должно сократить государственные расходы и стать более дешевым для граждан. Нельзя экономить на судах и праве - судья с низкой зарплатой несет реальную угрозу общественной безопасности;

- законодательство (трудовое и налоговое право) должно быть логичным, простым и понятным инструментом и не должно кормить армию проверяющих;

- должна произойти демонополизация экономики, действующие монополии должны находиться под контролем общества через создание действенного антимонопольного законодательства;

- нельзя проводить налоговую реформу без превращения налоговой в сервисную службу. Должна быть ликвидирована налоговая милиция, которая является инструментом влияния государства на бизнес, а поступления от нее не покрывают средств на ее содержание;

- администрирование налогов необходимо сделать простым и понятным. Уровень упрощения должен быть максимальным, чтобы обычный предприниматель мог разбираться в этой бухгалтерии без помощи специалистов. Понятные правила налогообложения должны полностью исключать субъективный фактор;

- уменьшение налоговой нагрузки может произойти только в случае ликвидации всех форм налоговых привилегий и льгот. Единственной льготой может стать амнистия капитала с разовым налогом на амнистированный капитал;

- следует помнить, что разновидности налогов - это не догма, а инструмент. Но количество этих инструментов должно быть ограниченным - не более 5–6. Должно быть четкое распределение этих инструментов между государством и местными громадами.

Рассмотрим, какими же должны стать эти налоги-инструменты:

1. Среди налогов, действительно нуждающихся в немедленных изменениях, - НДС как один из самых коррупционных налогов, к тому же возврат НДС является элементом политического давления государства на бизнес. В свое время введение этого налога было одним из элементов становления самой налоговой системы. Поэтому, возможно, не следует отказываться от него и сейчас, но стоит сделать этот налог дифференцированным. Базовый общий уровень должен быть незначительным - 1%, его должны платить только производители и экспортеры. Это нивелирует его коррупционную составляющую и вероятный субъективный фактор. Вместе с тем НДС может выполнять и функцию акциза на табачные и алкогольные изделия (граница теоретически не определяется, но сейчас налоги на алкоголь явно завышены и приводят к появлению некачественного контрафакта). Разными могут быть ставки НДС на бензин или лекарства. НДС не может быть нулевым. Теоретически этим налогом можно заменить и налог на использование недр. Этот налог поступает государству.

2. Базовым налогом должен стать налог на продажу (в торговле его функцию сейчас выполняет НДС), он может быть вариативным и выполнять как социальные, так и сугубо экономические функции. Его уровень должен составлять не более 20–25%. Налог поступает местной общине.

3. Другим базовым налогом должен стать налог на собственность (должен включать в себя и налог на прибыль). Этот налог может стать как своеобразным налогом на богатство - на имущество, авто представительского класса, яхты и самолеты, так и налогом на собственность в целом - это земля и недвижимость. Облагаться этим налогом должны как юридические, так и физические лица. Поступление от юридических лиц получает государственный бюджет, от физических - бюджет общины.

4. Единый социальный взнос должен стать действительно социальным и действительно единым - именно он должен включать выплаты в общий социальный (ранее - Пенсионный) фонд. К сожалению, существующая демографическая ситуация приведет к стабильному увеличению пенсионного возраста и ликвидации каких-либо возрастных пенсионных льгот (общество не может себе позволить 45-летних пенсионеров, так же, как и пенсионеров с "суперпенсионным" обеспечением). На переходный период этот налог должны платить поровну и работник, и работодатель, далее необходимо широкое общественное обсуждение, ведь функционирование этого налога невозможно без широкого социального страхования. Уровень ЕСВ не должен превышать трети заработка и не может быть прогрессивным. ЕСВ должен полностью заменить налог на доходы физических лиц. Налог платится в государственный бюджет.

Конечно, предлагаемая система неидеальна, баланс и количество налогов должны быть предметом обсуждения как широких бизнес-кругов, так и общественности, большое значение в переходный период будет иметь и внешняя помощь.

Но все реформы провалятся, если мы не научимся ответственности. Богатство каждого человека действительно является богатством страны. Каждый человек должен прокладывать путь к своему Эвересту - это должно быть благополучие и состоятельность. Только независимый человек может быть настоящим гражданином своего государства, которому не будут интересны пакеты с "социальной" гречкой. Гражданам как налогоплательщикам надо учиться быть именно гражданами - частичками социума, которые путем самоорганизации должны решать свои неотложные потребности. В свою очередь, социально ответственным должен быть и бизнес, а государство (а не только налоговая) должно превратиться в сервисную службу, которая обеспечивает базовые права и свободы. Это долгий путь, который Европа прошла от буржуазных революций до двух мировых войн. У нас есть уникальная возможность сделать этот путь короче, но только через системные и кардинальные реформы во всех сферах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Энтер или кнопку ниже отправить ошибку
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Текст содержит недопустимые символы
ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Осталось символов: 2000
Отправить комментарий
Последний Первый Популярный Всего комментариев: 0
Показать больше комментариев
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот коментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК