Некоторые нормы проекта Налогового кодекса отбрасывают налоговое законодательство Украины к середине 90-х годов и даже ужесточают его. Об этом заявляют партнеры юридической фирмы «КМ Партнеры» Александр Минин и Александр Шемяткин в статье для «Зеркала недели».
В частности, эксперты указывают, что в проекте Налогового кодекса заложено значительное расширение прав налоговых органов при проведении проверок и полномочий по ограничению деятельности налогоплательщика.
Кроме того, документ предусматривает увеличение в два раза — до шести — количества видов проверок, а также их общую продолжительность.
Эксперты также отмечают, что проект Налогового кодекса предусматривает расширение количества оснований для проведения внеплановой проверки до 15 против 9 на сегодняшний день.
Немаловажным новшеством является и то, что налогоплательщик лишен возможности не допустить проверяющих, если у них нет оснований для проверки, добавляют Минин и Шемяткин.
«Проект предусматривает возможность недопуска лишь в том случае, если нет направления на проверку. А если есть, то неважно, что там написано, — должен пустить. Если же налогоплательщик не допускает должностных лиц налоговой на проверку, то в течение двух суток через суд налоговый орган может остановить любые операции на банковских счетах такого плательщика», — разъясняют эксперты.
Они также отмечают спешку, с который власти пытаются принять проект Налогового кодекса.
«Правительства постоянно заявляют, что Налоговый кодекс — это благо, это снижение налоговой нагрузки и упрощение администрирования. Однако это и есть лапша. В некоторых случаях проект действительно содержит ряд позитивных изменений, но это ничто по сравнению с тем негативом, который в нем заложен», — констатируют эксперты.
По их мнению, новый Налоговый кодекс, который может быть принят, преследует совсем не цель наполнения государственного бюджета.
«Эта цель прослеживается довольно ясно. Это — наполнение бюджета, только не государственного, а личного (наверняка начальникам налоговых органов будет доведен план по сбору «мзды» и заносу ее наверх). Это — возможность иметь механизм передела собственности (мы еще не раз услышим о делах, подобных делу Ходорковского в России). Это — механизм, с помощью которого можно закрыть рот любому неугодному, а также убить зарождающийся средний класс», — полагают эксперты.
Подробнее читайте в статье Александра Минина и Александра Шемяткина «Баланс интересов как признак демократии, или Лапша под названием «проект Налогового кодекса» в свежем номере «ЗН».