В нынешний год украинская экономика вступила обремененной накопленными и большей частью обострившимися проблемами. Симптоматичным стал апрельский проблеск, когда была осуществлена либерализация валютного рынка и стабилизирован курс гривни. Однако эти положительные сдвиги, к сожалению, в настоящее время нельзя рассматривать в качестве предвестника стабильности, не говоря уже об экономическом росте. Стабилизацию курса, пожалуй, можно сравнить с временным жаропонижающим действием аспирина на тяжелобольного, для улучшения состояния которого требуется долговременное и комплексное лечение более сильными препаратами…
В первом квартале 1999 года в результате существенного сокращения внешнего и внутреннего спроса на отечественную продукцию валовой внутренний продукт уменьшился на 4,8%. В крайне плачевном состоянии оказались финансовые ресурсы всех без исключения секторов экономики при возрастании внутренних и внешних долгов. Прежде всего уменьшились доходы предприятий. В январе-феврале по сравнению с аналогичным периодом 1998 года абсолютный объем прибыли в экономике даже номинально уменьшился на 40%, при этом в строительстве и торговле получен вообще отрицательный финансовый результат, что свидетельствует о плохом старте года и формировании негативных воспроизводственных условий для решения проблем роста. Ситуация такова, что уже невозможно все списывать на внешние негативные факторы. Глубинная причина кроется в низком качестве экономической политики, проводимой в течение всех последних лет, отсутствии политической воли в оптимизации налоговой системы, снижении бюджетных расходов и др.
Одним из последствий неэффективного государственного регулирования экономики стало то, что макроэкономическая несбалансированность воспроизводственных пропорций не только не устраняется, но и усиливается в текущем году.
Две негативные тенденции - снижения занятости населения и превышения темпов падения номинальной средней заработной платы над темпами снижения ВВП - привели к сокращению уровня фонда оплаты труда в ВВП с 49,4% в первом квартале 1998 года до 43% в 1999 году. При этом реальная (т.е. с учетом инфляции) заработная плата снизилась на 10,1%. Если же учесть все возрастающую задолженность по заработной плате, в том числе бюджетникам, то уровень оплаты труда в ВВП окажется еще ниже. Отсюда и перманентно суживающийся потребительский спрос на украинские товары и услуги, и падение розничного товарооборота на 10,1%.
Жесткие налоговые требования и вытекающие из них финансовые ограничения при высоких ценах на кредитные ресурсы парализуют производственно-потребительский оборот, и в первом квартале проблемы, увы, только обострились. Как сообщает агентство «Українські новини», если за весь 1998 год налоговая недоимка выросла на 8 млрд.грн., то лишь за первый квартал нынешнего - на 4 млрд. Что дальше? В бюджет уплачено только 61,2% всех начисленных налогов. Предприятия не имеют средств на внесение начисленных сумм, поэтому 40% недоимки составляют штрафы. Симптомы дефицита оборотных средств налицо, но вместо того, чтобы остановиться и кардинально, до разумных пределов, уменьшить налоговый пресс, налоговые изобретатели ищут новые источники и базы для налогообложения.
Отсутствие оборотных средств у предприятий не следует путать с демонетизацией экономики. Если первое связано с перераспределительными процессами между секторами экономики в рамках оборота ВВП, то второе - всего лишь с обслуживанием деньгами товарно-денежного оборота. Так, снижение уровня налогообложения обеспечило бы рост столь необходимых денежных средств на счетах предприятий; за этим последовало бы сокращение расходов на покупку энергоресурсов и других компонентов промежуточного потребления (при денежной оплате и цена другая), что в свою очередь повысило бы конкурентоспособность товаров и услуг и расширило масштабы их производства. И наконец, оживление деловой активности потребовало бы роста количества денег для обслуживания возросшего ВВП, а не наоборот.
Нынче, когда экономика во многом напоминает спрессованную глину, эмиссионные вливания не станут животворящей влагой, а приведут лишь к инфляции и девальвации гривни. Именно восстановление нормальных пропорций в распределении доходов позволило бы производителям начать дышать и восстановить способность реагировать на сигналы рынка. Тогда и умеренные денежные вливания стали бы стимулятором роста.
К сожалению, государству очень трудно пойти на такой шаг, и мы по-прежнему вязнем в болоте нищеты. Между тем очевидно, что снижение налоговой нагрузки не привело бы к уменьшению фактических поступлений в бюджет, а напротив, обеспечило бы их лучшее поступление и снижение недоимки. Сам факт наличия недоимки, грозящей предприятиям штрафными санкциями, угнетает украинского производителя и деловую активность в стране в целом, а бюджет все равно получает столько, сколько реально может дать экономика.
Удручающие результаты деструктивной политики государства наглядно представлены на графике, где сопоставляются динамика начисленных доходов в сектор общегосударственного управления (ОГУ) и фактических перечислений в этот сектор, а также динамика снижения ВВП за период 1992-1998 годов.
Верхняя линия показывает начисленные суммы доходов (за минусом субсидий) сектора общегосударственного управления 1 , которые должны были быть внесены в бюджет и внебюджетные фонды всеми субъектами хозяйствования. Средняя линия - это фактические поступления. Характерно, что перечисления в бюджет неравномерно распределяются между субъектами хозяйствования. По-прежнему срабатывает закон: налоговый груз больше подминает собой тех, кто мог бы обеспечить экономический рост, кто еще пытается что-то производить даже при отсутствии благоприятной экономической среды. Нижняя линия характеризует динамику ВВП по отношению к 1992 году.
Огромные ножницы расхождений между намерениями государства много получить от субъектов хозяйствования и реальными налоговыми поступлениями свидетельствуют, в лучшем случае, об отсутствии у налоговых регулировщиков понимания сути экономических процессов. При взгляде на приведенный график любому становится понятно, что завышение планки налогообложения автоматически снижает динамику ВВП.
Потеря производителями оборотных средств, как одно из наиболее тяжелых последствий завышенного налогообложения, привела к снижению конкурентоспособности продукции: предприятиям приходится идти на более дорогую закупку сырья, материалов, энергоносителей путем невыгодного для них бартерного обмена, что сужает внешний и внутренний спрос на отечественные товары. При наличии же спроса производители не имеют возможности на него реагировать из-за отсутствия денежных средств. Кредитование производства в свою очередь сдерживается из-за большого риска невозврата взятых кредитов. Таким образом, порочная налоговая система является главным блокирующим механизмом экономической активности в какой-либо форме.
Как известно, один из итогов первого квартала - ухудшение наполнения бюджета. К тому же, все меньшая часть бюджетных расходов по своему целевому назначению увязывается с экономическим ростом. Если такое положение сохранится, можно ожидать, что в ближайшей перспективе именно сокращение затрат останется наиболее действенным способом удержания бюджетного дефицита в границах, установленных законом.
Секвестирование бюджета также не принесло нам ничего нового: если расходы на просвещение и здравоохранение сократились более чем на одну пятую (соответственно на 22,4% и 23,5% в реальном исчислении), на промышленность, энергетику, сельское хозяйство - на 43,4%, то на государственное управление и правоохранительные органы - лишь на 16,9%. Таким образом, бюджетная политика, как и налоговая, по-прежнему остается одним из наименее эффективных направлений государственного регулирования экономики.
Возросшая несбалансированность в использовании ВВП имеет глубинный по последствиям характер, поскольку усилились факторы, которые окажут негативное влияние на экономику страны как в текущем, так и в 2000 году.
По предварительным оценкам, в январе-феврале с.г. в структуре ВВП резко уменьшился уровень капиталообразования. Его индикаторами являются значительное сокращение объемов строительства, производства машиностроительной продукции, а также импорта инвестиционных ресурсов. Падение инвестиционной активности обусловлено сокращением финансовых ресурсов предприятий в результате обесценивания остатков их средств на счетах в банках, увеличения налоговой нагрузки, сокращения бюджетных инвестиций, а также незначительными прямыми иностранными инвестициями и оттоком краткосрочного иностранного капитала.
Для первого квартала нынешнего года характерно также усиление напряженности в финансовых отношениях Украины с остальным миром. Так, экспорт товаров в январе по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года сократился на 11%. При этом импорт уменьшился лишь на 6%. Увеличивается отрицательное сальдо торговли товарами и услугами, возрастают потребности страны во внешнем финансировании и затраты на обслуживание внешнего долга, нет притока даже краткосрочного капитала, уменьшаются традиционные возможности финансирования дефицита платежного баланса (ибо валютные резервы НБУ снизились). Ухудшение финансового состояния предприятий происходит на фоне незначительных прямых инвестиций и частных трансфертов (в 1998 году портфельные инвестиции сократились более чем в 30 раз).
Общую картину дополняет еще и то, что в первом квартале 1999 года сальдо покупки-продажи населением наличной иностранной валюты оставалось положительным. С нашей точки зрения, это отражает не столько увеличение «доходов» населения от продажи СКВ, сколько расширение долларовых оборотов в теневой экономике.
Очевидно, что население по-прежнему не имеет основания не доверять государству и банковской системе, что отсекает значительные денежные сбережения от кредитования экономики. На банковских счетах граждан находится чуть более 300 млн. долл. в инвалютах (причем сумма не уменьшается лишь благодаря начислению процентов и росту курсов твердых валют), в то время как лишь в прошлом году чистая покупка инвалют достигла 843 млн. долларов. Вне банков по-прежнему пребывает большая часть денежной массы, что негативно сказывается на стоимости кредитных ресурсов.
Увы, все отрицательные явления и проблемы, накопившиеся в экономике и усилившиеся в начале текущего года, непосредственно связаны с ошибками в государственном экономическом регулировании, которые допускались начиная еще с 1992 года. Несмотря на длительный системный кризис, экономическая политика государства и по сей день не имеет стратегической основы, осуществляется фрагментарно, преимущественно усилиями Национального банка Украины, что совершенно недостаточно для формирования условий экономического роста.
Решение наиболее острой для Украины проблемы погашения внешних и внутренних долгов также возложено на НБУ. Однако проведя в первом квартале адресную эмиссию для правительства в размере 1027 млн. грн. (90% которой составили выплаты из резервов НБУ в валюте), он уже исчерпал свои возможности по спасению ситуации путем приобретения ОВГЗ.
Оценивая в целом результаты вмешательства государства в экономические процессы, можно сделать вывод о том, что в нашем случае средствами государственного регулирования не удастся устранить главные препятствия, тормозящие экономический рост. И все попытки внедрения новых видов налогов заранее обречены на провал, ведь уже сейчас совокупно начисленные налоги вместе с начислениями в Пенсионный фонд вдвое превышают ту величину, которую можно реально получить от субъектов хозяйствования.
В целом в Украине имеет место ряд негативных явлений, которые были характерны для российской экономики накануне августовского кризиса, а именно: хронический дефицит бюджета и, соответственно, рост задолженности государства, ухудшение финансового состояния реального сектора, дальнейший рост неплатежей и продолжение спада производства. Мы не ушли далеко от кризиса. А близость президентских выборов лишь усиливает неустойчивость экономической ситуации.
В позитиве у нас разве что стабилизация цен и валютного курса, что является условием, но отнюдь не фактором экономического роста.
Отсюда - дилемма 99-го. Перед нами два сценария развития событий.
Первый - подчинение будущего страны кратковременной цели, т. е. проведению выборной президентской кампании. Популизм предполагает наличие соответствующей экономической основы (возврат электорату накопившихся долгов за счет эмиссии) и, по сути, ставит крест на самой идее скорейшего экономического роста.
Второй - движение к будущему экономическому и социальному росту Украины. Этот путь пролегает через:
??кардинальное сокращение налогового бремени с тем, чтобы начисляемые и фактически распределяемые через сектор общегосударственного управления суммы не превышали 30% ВВП;
??установление порядка, при котором приоритетные статьи бюджетных расходов были бы действительно таковыми;
??действенный контроль за расходованием бюджетных средств. Налогоплательщики должны знать, куда направляются их деньги.
Преодоление тупиковой для Украины экономической ситуации будет происходить по мере того, как граждане станут овладевать навыками отстаивания своих экономических прав, а государство - неукоснительно выполнять свои функции.
Лимит времени исчерпан: рукой подать до 2000-го.
1 Сектор общегосударственного управления включает не только центральные, региональные и местные органы власти, но и оборону, здравоохранение, образование, а также некоторые фонды, в частности Пенсионный.