В начале августа Министерство финансов Украины представило проект закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины". Надеемся, что в нынешнем году парламент едва ли не впервые утвердит предложенные налоговые изменения не под новогоднюю елочку, причем они впервые будут отражать позиции и пожелания прежде всего бизнеса, а не налоговиков. Учитывая это, руководство ГФС сейчас активно лоббирует непринятие проекта закона в нынешней редакции.
Ключевая идея вышеупомянутого законопроекта - реформирование налоговой системы должно начинаться с реформирования ГФС. Поэтому документ содержит ряд новелл, которые позволят это сделать. Среди них:
- предоставление права уполномоченным лицам (а не исключительно руководителю и заместителю) соответствующего контролирующего органа принимать решение в пределах их компетенции. Эта норма является основанием для реорганизации около 200 отдельных ГНИ и создания единой структуры ГФС. Кроме того, указанное изменение позволит оптимизировать перераспределение трудового ресурса внутри ГФС;
- изменение организационной структуры ГФС. Так, законопроектом предлагается передать полномочия по проведению налоговых проверок на областной уровень, тогда как местные налоговые инспекции будут выполнять сервисную функцию. На мой взгляд, указанное изменение будет способствовать повышению качества проведения налоговых проверок;
- ликвидация налоговой милиции и экономических подразделений МВД и СБУ и создание финансовой полиции. По утверждению министра финансов А.Данилюка, эти положения будут включены в проект Налогового кодекса и одновременно будет представлен законопроект "О финансовой полиции". Законопроект предусматривает создание нового аналитического органа финансовых расследований через восемь месяцев после принятия закона. До этого момента будет действовать налоговая милиция.
Учитывая позицию экспертной среды, именно этих изменений больше всего ждет бизнес.
Проект содержит ряд чрезвычайно важных изменений по администрированию налогов. К таким относятся:
- передача информационных баз данных в Минфин, чем ГФС лишается инструмента коррупционной составляющей. Указанная новелла особенно актуальна в свете последних новостей о выявлении случаев манипулирования представителями ГФС показателями в Системе электронного администрирования НДС и злоупотреблений по одностороннему расторжению договоров о признании электронных документов;
- обнародование на сайте ГФС плана-графика плановых налоговых проверок;
- создание единого счета для уплаты всех налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на горючее) с 2018 г. Эта идея была заимствована из опыта Швеции и в случае успешной имплементации у нас сможет оптимизировать уплату налоговых обязательств налогоплательщиками и исключит необходимость подачи налоговой отчетности не по основному месту учета;
- ведение единой базы индивидуальных налоговых консультаций на сайте ГФС. И хотя консультации будут предоставляться как контролирующими органами областного уровня, так и ГФС, правильность таких консультаций в каждом случае будет проверяться в ГФС. Следовательно, устраняется проблема разного толкования норм законодательства областными контролирующими органами.
Самым болезненным вопросом для бизнеса остается вопрос НДС, поэтому проектом предлагается ряд положительных изменений относительно следующего:
1. Бюджетного возмещения. Так, вводится Единый реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения и отменяется заключение ГФС для осуществления Государственным казначейством Украины бюджетного возмещения.
Указанные новеллы смогут устранить злоупотребления со стороны ГФС, поскольку казначейство сможет возмещать НДС на основании данных из единого и публичного реестра возмещения этого налога.
Так, из анализа статистики бюджетного возмещения в этом году были выявлены злоупотребления, когда отдельные субъекты хозяйствования подали заявление на бюджетное возмещение 17 марта 2016 г., а уже 27 апреля получили заключение ГФС о выплате, а другие предприятия, несмотря на подачу заявления раньше - 22 февраля 2016 г., получили заключение о бюджетном возмещении только 24 июня.
2. Невозможности отмены налогового кредита, ведь зарегистрированная налоговая накладная станет безусловным основанием для его получения. Даже в случае выявления контролирующими органами нарушения налогового законодательства у контрагентов налоговый кредит не может быть отменен.
Эта норма позволит не допустить десятков тысяч надуманных проверок налогоплательщиков сотрудниками ГФС.
3. Увеличения срока для регистрации налоговой накладной, что минимизирует отток оборотных средств у предприятий.
4. Мер, связанных с борьбой с конвертационными центрами на этапе регистрации налоговой накладной. С этой целью предлагается возможность блокировать регистрацию налоговой накладной в ЕРНН, подпадающей под критерии рисков, установленных Минфином, на срок до пяти дней. На протяжении этого срока налогоплательщик или его представитель может лично предоставить конкретный перечень документов ГФС для проведения регистрации налоговой накладной.
5. Введения обязательного требования отображения четырех цифр кода УКТ ВЭД/услуг в налоговой накладной для всех операций. Этот инструмент существенно усложнит уклонение от налогообложения путем "скруток", ведь контролирующие органы смогут в автоматическом режиме видеть, какой товар/услуга поставляются.
В контексте изменений относительно НДФЛ следует особо отметить расширение перечня затрат ФЛП от проведения хозяйственной деятельности, чего уже несколько лет ожидали ФЛП, находящиеся на общей системе налогообложения.
Проект закона содержит ряд положений, относительно которых до сих пор идут дискуссии и с которыми я лично согласиться не могу. К таким относятся внедрение осуществления индивидуальной деятельности без регистрации ФЛП и предоставления налоговых каникул новообразованным предприятиям. На мой взгляд, указанные изменения не имеют под собой какой-либо стратегической цели.
В целом проект можно считать хорошей базой законодательства для улучшения условий ведения бизнеса и уменьшения давления фискальной службы на налогоплательщиков.
Отдельно продолжается дискуссия с Министерством финансов о внедрении с 2018 г.:
- налога на выведенный капитал, который должен стать главным инструментом детенизации экономики и преследует цель стимулирования инвестиций в развитие предприятий и увеличение количества рабочих мест. Введение этой нормы с 2018 г. является компромиссной позицией как для бизнеса, который при введении налога будет нуждаться в реструктуризации, так и для Минфина, выражающего беспокойство по поводу уменьшения бюджетных поступлений на начальном этапе введения налога на выведенный капитал;
- дальнейшего уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда путем отмены единого социального взноса и военного сбора и введения единой ставки НДФЛ с фонда оплаты труда, с дальнейшим перераспределением поступлений от этого налога между местными бюджетами и Пенсионным фондом Украины.