Несколько более реалистичные макроэкономические показатели, среднегодовой курс национальной валюты в 5,78 грн./долл., серьезные, по сравнению с январем, уступки регионам, подчеркнутое внимание к нуждам чернобыльцев, статья, предусматривающая хоть и скудное, но финансирование выплат ветеранам к 9 Мая, — все эти несомненные плюсы очередного проекта бюджета да еще факт наличия в парламенте послушного Президенту большинства позволяли членам Кабмина идти на постатейное чтение бюджета с гордо поднятой головой. И хотя в конечном итоге бюджетный проект от 4 февраля оказался не так хорош, как ожидалось, а большинство — не так послушно (все самые серьезные статьи перекочевали на рассмотрение в будущий четверг), рубикон второго чтения позади. Ко всеобщему, если не считать коммунистов и прогрессивных социалистов, удовольствию: Верховная Рада еще на шажок отступила от пропасти роспуска и досрочных выборов, Кабмин получил подобие еще одного кредита доверия, Президент убедился, что ситуация у него под контролем, МВФ — что украинские обещания могут иногда даже исполняться. Рядовые граждане к дележке положительных эмоций по традиции допущены не были. А чего, собственно, хотели? Принятие бюджета — действо политическое...
Если же говорить о неприятном — экономике и конкретике, то, несмотря на титанические усилия разработчиков, несмотря даже на хороший слог предпосланного к бюджету экономического меморандума, проект главного финансового документа страны внушал доверие не во всем. Не знаю, почему, но уже с первых страниц пояснительной записки возникало ощущение, что с цифрами доходов минфиновцы обращаются чересчур вольно. Нет-нет, мы ни в коей мере не беремся оспаривать качество прогнозных расчетов о том, что в 2000 году поступления от налога на прибыль уменьшатся (на 24,4 млн. грн.), а от подоходного налога и платы за землю увеличатся — соответственно на 560 млн. и 60 млн. Однако, по странному стечению обстоятельств, «убывающий» налог на прибыль в нынешнем году наполняет Государственный бюджет, ну а «прибывающие» — подоходный и плата за землю... Читатель, вероятно, уже догадался: конечно же, бюджеты местные.
Но и это еще цветочки по сравнению с тем, как то появлялись, то исчезали из графы «доходы» почти полмиллиарда гривен. В проекте бюджета от 15 сентября 1999 года предусматривалось, что Национальный банк перечислит в бюджет сумму превышения своих валовых доходов над расходами — 450 млн. грн. «Не планируется на следующий год получение в бюджет поступлений от превышения валовых доходов над расходами Национального банка Украины в сумме 450 млн. гривен и соответственно сокращены расходы на обслуживание государственного внутреннего долга» — читаем в пояснительной записке к бюджетному проекту от 6 января с.г. В проекте от 4 февраля — снова планируется, но уже... 500 млн. Не нам грешным, с трудом отличающим денежную массу от денежной базы, судить, что за глобальные перемены произошли в главном банке страны за истекший месяц, — этот вопрос по силам разве что аудиторам из PricewaterhouseCooper. И все же любопытно: когда разработчики бюджета говорили заведомую неправду — в сентябре, январе или феврале? А главное, правда ли, что Нацбанк может подсобить бюджету только половиной миллиарда из своей «заначки»?
Но что это мы о цифрах да о цифрах? По большому счету, у бюджета должно быть и моральное измерение. Хотя... что нравственно, что безнравственно, каждый индивид понимает, конечно, по-своему. На мой взгляд, даже в таком нищем государстве, как наше, стыдно выбрасывать миллионы бюджетных гривен на печатание бюллетеней для мертворожденного референдума и в то же время заставлять школьников всей страны оплачивать — вероятно, из денег на пирожок и мороженое — печатание корочек для аттестатов (а звучит-то как: купим аттестат!). Невыразимо стыдно в год очередного юбилея Победы отбирать льготу на оплату телефона у участников боевых действий — тех, кто 55 лет назад Берлин и Прагу брал, а теперь имеет минимум 73 года и максимум 99 гривен пенсии. Спасут ли эти три-пять стариковских гривен правительство Виктора Ющенко, который целый месяц после своего назначения клялся в любви к «пересічному українцю»?
Пока честь Кабмина спасли парламентские «большевики». Больно пришибленные необходимостью постоянно демонстрировать не менее чем 226-голосовое единодушие, они все-таки не до конца утратили способность к самостоятельным поступкам и не пошли на принятие бюджета во втором чтении «за десять минут». «Аморально отменять льготы населению, пока не отменены льготы по налогообложению предпринимательским структурам», — заявил Виктор Пинзеник из фракции «Реформы-Конгресс», и по тому гулу одобрения, который возник в зале, стало ясно: ликвидация льгот, надбавок к зарплате, а также ограничение доходов работающим пенсионерам 600 гривнями сегодня не пройдет (хотя может пройти при третьем чтении).
Не прошли и многие вопросы межбюджетных отношений. Да, по сравнению с январем правительство пошло на значительные уступки губернаторам: почти на 600 млн. гривен увеличен объем фонда дотаций; практически в ночь перед постатейным чтением бюджета решено было вернуться к прошлогодней схеме, обеспечивавшей их автоматическое поступление — за счет расщепления общегосударственных налогов уже на уровне территориальных казначейств. Введена также норма, согласно которой половина суммы сверхплановых поступлений от таких налогов остается территориям, что не может не стимулировать их к более решительным мерам по налоговому администрированию. Однако стоило сессионному залу согласиться с Сергеем Терехиным и изъять абзац, позволяющий Центру отбирать у столицы 50 процентов подоходного налога, — и межбюджетные согласования впору начинать сначала...
Впрочем, жизнь правительства осложнило не только это. Желая того или нет, депутаты немало похозяйничали и на ниве взаимоотношений Кабмина с международными финансовыми институтами. Несогласие профинансировать за счет бюджета взнос в уставный и резервный фонды «Ощадбанка» — это, считай, минус 100 млн. долл. от Всемирного банка (последний транш кредита на реформирование финансовой системы). Возможно, пропрезидентскому большинству что-то плохо объяснили, но отказ направлять 35% внебюджетного фонда приватизации (максимум 70 млн. грн.) на финансирование деятельности советников, готовящих приватизационные конкурсы, еще более чреват. Под угрозой возобновление программы EFF, так как именно в советниках наш главный кредитор — Международный валютный фонд — видит залог прозрачности приватизации в Украине.
Впрочем, знающие люди утверждают, что МВФ, простите за каламбур, не до нашего EFF. Г-н Камдессю, с понедельника оставляющий свой пост, уже пакует личные вещи, «большая семерка» никак не договорится относительно кандидатуры нового исполнительного директора, функционеры рангом пониже пребывают в неизвестности относительно своей будущей судьбы. До Украины ли тут и ее проблем! Так что наше правительство вместе с «сознательной» частью депутатского корпуса может даже перевести дух в преддверии третьего чтения бюджета. За задержку с окончательным принятием документа если и пожурят, то почти наверняка не накажут. Доживем до весны, а там, авось, полегчает.