В «Зеркале недели» от 7 апреля 2001 года Вадим Эпштейн в статье «Наполовину больше бюджет — наполовину меньше налоги» выступил в поддержку законопроекта народного депутата Н.Песоцкого «О внесении изменений в закон Украины «О налоге на добавленную стоимость», разрисовав необходимость принятия такого документа и его практическое применение в радужных тонах. Мы бы хотели предостеречь депутатов от столь необдуманных шагов по реформированию налоговой системы страны и рассказать о наших сомнениях в целесообразности столь радикального инструментария.
В принципе, в закон об НДС депутаты внесли уже не один десяток изменений, и предприниматели успели привыкнуть ко всякого рода законодательным инновациям в области налогового права. Но данный проект законодательного акта коренным образом отличается от предыдущих «изменений», т. к. существенно меняет порядок оплаты налога на добавленную стоимость.
Автор статьи поддерживает проект закона, которым предлагается ввести в действующее законодательство новое понятие — специальный налоговый счет. Кратко напомним предысторию очередного варианта налоговой «эврики». Специальный налоговый счет, согласно трактовке разработчика проекта закона, — это счет, который открывается каждым плательщиком налога в банковском учреждении, где открыт его основной счет, с целью расчетов по налогу на добавленную стоимость. По собственному решению плательщика налога за счет средств, которые находятся на специальном налоговом счете, могут проводиться расчеты и по другим налогам и сборам.
Согласно законопроекту, на специальный налоговый счет зачисляются средства:
– с других счетов плательщика налога;
– со специального налогового счета другого плательщика налога;
– с соответствующего счета территориального органа Госказначейства, в порядке бюджетного возмещения НДС.
А с этого счета проводятся операции по перечислению средств на специальный налоговый счет другого плательщика налога и оплата налогов, сборов, других обязательных платежей в государственный и местные бюджеты. Если же по специальным счетам будут проведены другие операции, к учреждениям банков, по предложению автора законопроекта, должны применяться финансовые санкции в размере 100% от общей суммы таких незаконно проведенных операций.
Как отмечает автор статьи, целью разработки данного проекта закона является борьба с конвертационными центрами: все налоговые платежи будут крутиться только на специальных счетах, и других назначений, кроме как налоговых, иметь не могут. Контролерами будут выступать банки, которые в случае проведения неположенных платежей будут подвергаться существенным штрафам. А в случае принятия законопроекта, по мнению автора, бюджет будет просто завален миллиардными суммами поступлений.
Анализ законопроекта позволяет сделать ряд выводов, которые свидетельствуют, что принятие данного документа в конечном итоге приведет к крайне нежелательным последствиям для экономики страны в целом и отдельно взятого предприятия в частности.
Во-первых, это неоправданное и существенное увеличение документооборота субъекта предпринимательской деятельности и увеличение общего объема работы бухгалтеров предприятий. Что бы автор статьи ни говорил, а практически каждый платеж необходимо будет разделять, что будет сопровождаться и соответствующим документированием и учетом.
Во-вторых, возрастут расходы предприятий, связанные с банковским обслуживанием. Принятие законопроекта приведет к увеличению транзакций предприятий почти в два раза (вследствие того, что каждая транзакция будет иметь два платежных поручения: на основной (расчетный) счет и специальный налоговый счет, что приведет к практически двойному росту затрат на банковское обслуживание. Следствием этого, в свою очередь, станут рост валовых затрат предприятия и снижение прибыли, а значит, и налоговых платежей.
В-третьих, произойдет фактическое уменьшение оборотных средств предприятий. Они лишатся возможности использовать денежные ресурсы на специальном налоговом счете на другие, кроме налоговых, цели, что приведет к снижению управляемости, ликвидности и оперативности использования свободных средств предприятий.
В-четвертых, возрастут несвойственные банкам контролирующие функции с неадекватной ответственностью за их невыполнение. Следует вероятно, напомнить, что, в соответствии с действующим законодательством Украины, ответственность за уплату налогов несет плательщик налога, но данным проектом эта норма игнорируется. Кроме того, существенно увеличатся расходы банковской системы (на переналаживание операционных систем банков), последствием чего, в конечном итоге, станет снижение ликвидности банков и, естественно, платежей в бюджет.
Мы уж не говорим о том, что введение закона в действие требует изменения норм действующего законодательства, тем или иным образом касающегося проблем реформирования уплаты НДС. В частности, законопроект противоречит закону Украины «О системе налогообложения» (в разделе ответственности за неуплату налогов), «О банках и банковской деятельности» (банки не являются учреждениями, контролирующими налоговые платежи). В конце концов законопроект противоречит Конституции и закону Украины «О собственности» в части использования собственных средств предприятий.
Кроме того, в проекте закона не прописана процедура изъятия средств со специального налогового счета в случае ликвидации предприятия.
А в случае его принятия полностью замороженными станут расчеты с помощью вексельных схем (в оплату товара с помощью векселя включается НДС), что приведет к росту взаимной задолженности в стране, ухудшению условий проведения хозяйственной деятельности и, как следствие, снижению поступлений в бюджеты всех уровней и государственные целевые фонды.
Данный законопроект просто вреден предприятиям, ожидающим возмещения НДС из бюджета: эти средства (которые поступят, естественно, на «налоговый счет») могут использоваться не на пополнение оборотных средств предприятий, а опять-таки на налоговые платежи, рост которых возможен (ну сколько надо объяснять?) только в случае эффективной хозяйственной деятельности.
Таким образом, нетрудно спрогнозировать, что последствием принятия этого закона станет рост убыточных предприятий и снижение поступлений в бюджет от субъектов предпринимательской деятельности, которые работают без использования «теневых» схем.
А с конвертационными центрами и фиктивными фирмами («знамя», под которым автор законопроекта и статьи призывает принять данный проект закона) бороться действительно необходимо. Но экономическими, а не административными методами. «Конверты» не исчезнут до тех пор, пока субъектам предпринимательской деятельности будет экономически выгодно обналичивать средства через фиктивные фирмы. Снижение налоговой нагрузки — самый действенный механизм в борьбе с конвертцентрами, и никакие НБУ, налоговые милиции и администрации вместе взятые не смогут одолеть пытающихся выжить предпринимателей.