Откликаясь на волну слияний банковских гигантов Америки в еще большие конгломераты, «The Business Week» задается вопросом: а так ли уж это хорошо для простого вкладчика?
Возьмем третий по величине в стране после Chase Manhattan и Citicorp банковский гигант NationsBank. Его владелец Хью Макколл приобрел уже более 50 банков-конкурентов. Акции его финансового детища от каждого приобретения-слияния только росли, однако счастливы ли клиенты так же, как и вкладчики-акционеры?
Анализ показал, что в итоге слияний оплата за услуги в империи Макколла повысилась, количество местных отделений уменьшилось, а сервис у банковского окошка все чаще заменяет телефонный автомат. Например, в Калифорнии из империи мистера Макколла клиенты бегут толпами, раздраженные повышением оплаты за услуги, компьютерными сбоями и долгими ожиданиями на телефонных линиях. Сравнивая банковские гиганты с небольшими местными банками и кредитными ассоциациями, исследователи пришли к выводу, что разница в ценах на услуги между ними постоянно увеличивается, составляя на сегодня уже 15 процентов, или 28 долларов в год. По сравнению же с кредитными ассоциациями (credit unions) разница увеличивается до 100 процентов, или 110 долларов. Неудивительно, что количество небольших и недорогих банков в стране растет. Если в 1994 году их появилось лишь 49, то в прошлом - свыше двухсот. Однако и банковские гиганты не устают расти и сливаться. Если так дело пойдет и дальше, к началу следующего века количество общенациональных банков в Америке сократится с 40 до шести-восьми.
Однако броская реклама и громкие, престижные названия на чековых книжках не должны заслонять от клиентов очевидного факта, что чем крупнее и известнее банк, тем дороже обходятся его услуги.