Что лучше — организовывать новый бизнес самому или совместно с партнерами? Этим вопросом задается каждый, кто решает ступить на стезю предпринимательства. Если пообщаться с опытными бизнесменами и послушать их мнение, то ответы вы получите полностью противоположные. Кто-то скажет, что благодаря партнерам их общий бизнес достигает нереальных высот. Кто-то же будет любым способом отговаривать вас от совместных дел с кем угодно, даже если это ваши друзья или родственники.
Но статистика дает нам непредвзятые цифры: 70% партнерств терпят неудачу, но в то же время у 2/3 крупнейших мировых компаний два и более учредителей. Поэтому давайте рассмотрим институт бизнес-партнерства подробнее.
Преимущества бизнес-партнерств
Несколько партнеров могут дать бизнесу больше, чем один человек. Знания, умения, навыки, активы, деньги, недвижимость, торговые марки, технологии — все это компания получает не от одного, а от двух и больше компаньонов. Вот основные преимущества бизнес-партнерства.
Финансовые. В большинстве случаев именно финансовая сторона и становится причиной, которая побуждает людей объединяться для совместного бизнеса. Тут все просто, не хватает денег начать дело в одиночку — зовем кого-то, кто недостающие деньги добавит. Больше компаньонов — больше капитал компании. Недостаток оборотных средств — это причина появления новых партнеров в уже существующих бизнесах. Привлечение дополнительных инвестиций помогает решить так называемую проблему роста компании.
Организационные. Партнерство позволяет вам заняться тем, на что вы не решились бы в одиночку. Если вы действуете не в одиночку, то это ваша дополнительная поддержка, уверенность и совместное творчество. Привлекая партнера, можно решить проблемы с недостатком собственных знаний или опыта.
Управленческие. Ведение бизнеса с партнерами повышает его эффективность не только за счет объединения финансовых ресурсов. Интеллектуальный потенциал также возрастает. За счет распределения между партнерами различных функций удается быстрее использовать появляющиеся возможности. Кроме того, партнерами делают ценных и перспективных сотрудников, чтобы не потерять их, дать им стимул помогать компании зарабатывать еще больше.
Недостатки бизнес-партнерств
Объединяются разные люди с разными характерами, разными темпераментами, видением развития бизнеса. Размолвки между партнерами о том, как вести бизнес и делить прибыль; что каждый из партнеров вкладывает в совместный бизнес; кто из партнеров за что отвечает; какой продукт развиваем и прочие, зачастую приводят к «междоусобным войнам». Как правило, такие войны заканчиваются крахом для партнерства и бизнеса в целом. Показательно, что негативные черты совместного бизнеса можно сгруппировать в те же категории, что и позитивные:
- финансовые: уменьшение доли в прибыли пропорционально росту доли партнера или партнеров;
- организационные: сюда мы отнесем частичную потерю независимости, необходимость согласования стратегических решений;
- управленческие: если один из партнеров принимает неправильные решения или совершает поступки, порочащие репутацию компании, ответственность за его действия несут и другие партнеры.
Составляющие успешного бизнес-партнерства
К партнерству нельзя относиться легкомысленно. Партнерами часто становятся близкие люди. И если в бизнесе возникают какие-то конфликты, то они разрушают не только бизнес, но и личные отношения. В партнерстве, как и в семье, нужно постоянно находить компромиссы и уважать друг друга. Только тогда ожидаемый синергетический эффект партнерства будет достигнут.
Мы не будем детально анализировать психологические и личностные аспекты удачных бизнес-партнерств. В этой статье речь пойдет исключительно о юридических механизмах.
Мы не устаем говорить об обязательном наличии партнерского соглашения, то есть договоренностей «на берегу». Оно позволяет урегулировать все аспекты деятельности будущей компании. Весь цивилизованный мир использует подобный инструмент. Вы можете встретить разные названия: корпоративный договор, shareholders agreement, stockholders agreement. Суть все равно будет одна: это документ, который регулирует отношения между собственниками компании.
Еще до того, как понятие корпоративного договора появилось в украинском законодательстве, собственники нерезидентных структур, регистрируя их в таких юрисдикциях, как Кипр, Великобритания, США, уже заключали между собой партнерские соглашения, руководствуясь соответствующим законодательством.
Структура/содержание партнерского соглашения
Если говорить о содержании партнерского соглашения, то оно должно быть достаточно полным и обстоятельным. В нем нужно прописывать все вопросы, по которым договорились компаньоны. Особенно те, по которым в будущем возможны проблемы и разногласия. Нельзя оставлять на потом ни один из пунктов. Практика показывает, что именно по этим вопросам потом чаще всего и возникают конфликты. К тому же внести изменения в уже заключенное соглашение бывает проблематично.
Содержание партнерских соглашений можно условно разбить на три больших раздела:
1. Определенные деловые аспекты. В этот раздел мы рекомендуем включать следующие вопросы:
- миссия компании, видение и стратегические направления развития бизнеса;
- владение долями (их размеры, оценка, покупка/продажа);
- размеры и порядок выплаты дивидендов;
- требования к партнерам (знания, опыт, репутация, ценности);
- голосование по поводу принятия новых партнеров;
- должности партнеров, роли в управлении компанией (маркетинг, операционное управление, стратегия, безопасность);
- трудовое участие партнеров, вопросы отпусков, больничных;
- компенсации партнерам: бонусы, льготы, личные автомобили и пр.
2. Регулирование будущего бизнеса. Этот раздел может включать следующие пункты:
- выход партнера из числа участников (такой выход в любом случае не должен нанести вред компании);
- опционные пулы: если сотрудники захотят стать вашими партнерами, нужно прописать, как будет происходить выкуп доли, будет ли такой партнер иметь право голоса, а также процент распределения долей в виде опционной программы;
- вопросы взаимопомощи на случай болезни, развода, смерти, конфликтов между партнерами;
- порядок разрешения конфликтов между партнерами и порядок привлечения для этого посредников, эффективные коммуникации для недопущения ситуаций deadlock, механизмы выхода из ситуаций deadlock;
- возможные риски со стороны сотрудников.
3. Личностные ценности, корпоративные ценности. Такой раздел пока большая редкость в украинских корпоративных договорах, но за рубежом он достаточно популярен.
Кроме описанных разделов, в партнерском соглашении нужно прописать ответственность участников компании. Это могут быть штрафы, лишение или уменьшение доли, обязанность передать свою долю. Вопросы обязательной передачи доли особо актуальны в Украине в тех случаях, когда партнер идет в политику или на государственную службу. Ведь для компании это чревато коррупционными и репутационными рисками.
Напоследок еще раз настаиваем на заключении партнерского соглашения при совместном владении бизнесом. И если речь идет именно об Украине, заключайте корпоративный договор и нотариально его удостоверяйте. Желаем всем долгих и взаимовыгодных бизнес-сотрудничеств!