Билет на миллиард

16 февраля, 17:29 Распечатать Выпуск №6, 17 февраля-23 февраля

Украина должна, наконец, купить себе "билет" в мировой инвестиционный рынок.

Есть старая притча, в которой Абрам в конце своего жизненного пути упрекнул Господа, мол, он всю жизнь провел в молитвах и обетах, но Господь так и не даровал ему ни достатка, ни денег. На что Господь ему ответил, что Абрам сам ни разу не предоставил такую возможность, даже ни одного лотерейного билета не купил за всю свою жизнь…

Украинские власть имущие уже много лет жалуются на отсутствие денег и иностранных инвестиций, высокие риски и неблагоприятную внутреннюю и внешнюю конъюнктуру, войну на Востоке и т.д. Выжидание стало главным рыночным подходом госчиновников почти во всех сферах экономики. Оживление наблюдается только на направлениях, финансируемых из внешних нерыночных источников — кредитов международных финансовых правительственных организаций. Да и не столько благодаря, сколько вопреки действиям отечественной бюрократии…

Можно без преувеличения утверждать, что в Украине почти отсутствует рыночный механизм финансирования экономики из инвестиционных источников. Любые правительственные меры в этом направлении опираются только на бюджетное финансирование и зависят от возможностей государственного и местных бюджетов. Поэтому нехватка бюджетных средств автоматически сдерживает рост капитальных вложений, промышленного производства и потребления.

Возникает вопрос: а чем же мы так невыгодно отличаемся от ближайших к нам (экономически и географически) стран, достижения и экономические показатели которых больше и лучше?

Ответ появляется при сравнении доступных финансовых инструментов привлечения инвестиций (!). В Украине отсутствует целая генерация ценных бумаг, с помощью которыхпривлекаются инвестиции по всему миру, — обеспеченных облигаций и секьюритизационных ценных бумаг:

— проектных (инфраструктурных) облигаций;

— ипотечных облигаций;

— ценных бумаг, обеспеченных финансовыми активами (кредитами, денежными требованиями и т.п.).

Инвестиционная привлекательность этого ряда ценных бумаг заключается в низкой степени риска вследствие довольно жестких ограничений по распоряжению средствами (целевой направленности), законодательной защите активов обеспечения и денежных поступлений по ним, а также в четком и прозрачном механизме дальнейших расчетов с инвесторами. Кроме того, четкие функциональные разграничения полномочий между профессиональными участниками процесса финансирования фактически исключаютлюбые возможности манипулирования и присвоения инвестиционных средств. А главное, такие облигации очень ликвидны — выступают понятным и удобным для инвесторов активом, который пользуется очень широким набором преференций в части расчета капитала, резервирования и налогообложения. Центральные банки во всем мире используют эти бумаги для рефинансирования финучреждений (путем приобретения или залога) для преодоления кризиса и экономического роста. При желании правительства, облигации могут получить другие дополнительные преференции, включая гарантии. Появление таких ценных бумаг является ответом на вопрос о безопасном инвестировании пенсионных накоплений граждан после проведения пенсионной реформы.

Поэтому и выглядят вовсе не странными отсутствие в Украине инвестиций в инфраструктуру, мизерные объемы ипотечного кредитования, кредитов малому бизнесу и т.п. При таком дефиците финансовых продуктов для вложения средств (диверсификации) не только не стоит ожидать внешних инвестиций, но и становится крайне опасным внутреннее инвестирование, особенно это касается пенсионных средств.

Правительство настойчиво декларирует: Украина срочно нуждается в инфраструктурной модернизации, являющейся ключевым условием экономического роста. Главной предпосылкой масштабной реконструкции и капитального строительства инфраструктурных объектов является обеспечение его достаточным и бесперебойным финансированием из диверсифицированных источников, прежде всего инвестиционных. Инвестиции можно привлекать не только в коммерческие проекты, которые после запуска в эксплуатацию будут генерировать доход (концессионные дороги, мосты, порты, переправы, путепроводы, зернохранилища и т.п.), но и в социальную инфраструктуру, обычно финансируемую за счет бюджетов, — школьные и дошкольные заведения, больницы, общественные объекты и др.

Первая задача — доступ к каналам финансирования с помощью соответствующих инструментов привлечения средств из инвестиционных источников.

Задача решается имплементацией в Украине законодательства о новом виде долговых ценных бумаг — проектных (инфраструктурных) облигаций.

Справка ZN.UA

Проектные облигации являютсясекьюритизационными ценными бумагами, эмитентом которых выступает специально созданное проектное учреждение-эмитент (SPV, special project vehicle), которое получит права на новопостроенный объект инвестиций и денежные поступления от его эксплуатации, за счет которых осуществляются выплаты владельцам ценных бумаг, имеющих права на определенную часть денежного потока и (через своего представителя) контролирующих его полноту.

Начало обращения в Украине таких ценных бумаг было предусмотрено еще в 2015 г. мерами "Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года" со сроком внедрения до 30 июня 2016-го. Потом эта невыполненная мера была исключена из обновленной версии указанной программы в редакции 2017 г., и это очень досадно.

Мировой опыт привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты насчитывает немало успешных примеров. Наиболее показательны достижения правительства Чили, сумевшее в относительно короткие сроки реконструировать и построить тысячи (!) километров концессионных дорог в самые отдаленные уголки страны (которые раньше были недосягаемыми), финансируя их через облигационные выпуски, приобретаемые частными и институциональными инвесторами (администраторами пенсионных фондов).

По совместной программе Европейской комиссии и Европейского инвестиционного банка запланированные объемы выпусков проектных (инфраструктурных) облигаций для финансирования крупномасштабных инфраструктурных проектов в различных секторах (транспорте, энергетике и информационно-коммуникационных технологиях) составляют свыше 2 трлн евро.

Правительство, вынужденное взять на себя контроль над большей частью банковской системы Украины, не в состоянии в полной мере реализовать свое влияние на государственные банки в сторону кредитования и проектного финансирования капитального строительства. Такие кредиты в новосоздаваемые капитальные объекты из-за консервативных пруденционных требований рассматриваются как высокорисковые и требуют значительного резервирования и даже дополнительного капитала. К тому же банковское кредитование имеет ограниченные сроки, а его стоимость будет линейно зависимой от ставок по депозитам.

Вместе с тем банки вполне могут стать посредниками между заказчиками капитального строительства и инвесторами, выполняя функции операционного финансирования и контроля. С таких позиций также возникает вопрос организации обращения проектных (инфраструктурных) облигаций — финансовых инструментов, способных обеспечить трансмиссионную функцию, оборачивая деньги с рынка капитала на рынок капитальных инвестиций и в обратном направлении.

Политика децентрализации сегодня предоставляет местным громадам большую финансовую независимость и принципиально увеличивает сумму поступлений в местные бюджеты. Следующим шагом должно стать надлежащее планирование (на местном уровне) растущих объемов капитального строительства объектов транспортной и социальной инфраструктуры, энергосбережения (альтернативных источников тепла и электрической энергии), дорог и путепроводов, переправ и мостов, школ и дошкольных заведений, больниц и общественных заведений. Такие затраты не могут покрываться текущими поступлениями в бюджеты, поэтому стоит вопрос поиска долгосрочных долговых источников. Для привлечения инвестиционных средств в распоряжение местных громад сегодня могут быть использованы необеспеченные активами облигации местных займов. Однако инвесторы будут требовать дополнительных государственных гарантий со стороны Минфина, в предоставлении которых он сегодня несколько ограничен.

Объединенным громадам не хватает обеспеченных инвестиционными активами ценных бумаг, по которым будущие расчеты могут осуществляться за счет и в пределах дохода от эксплуатации объектов или в размере ежегодных фиксированных сумм, предусмотренных местными бюджетами на срок привлечения. Поэтому, имея в распоряжении инфраструктурные облигации, местные громады могут пользоваться инвестиционными источниками, не требующими дополнительных гарантий.

Значительный синергетический эффект может добавить возобновление в Украине массового ипотечного кредитования строительства и приобретения коммерческой и жилой недвижимости, которое будет базироваться на новосозданных объектах транспортной и инженерной инфраструктуры. Такую государственную программу можно внедрить через опорные государственные банки, а потом — привлекая в нее частные банки.

Украина должна, наконец, купить себе "билет" в мировой инвестиционный рынок, а не смотреть на него сквозь щели в заборе.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно