Банковская система: за год до совершеннолетия. В преддверии очередной годовщины Независимости об основных достижениях и проблемах ее ровесницы — отечественной банковской системы — корреспондент «ЗН» беседовал с первым заместителем председателя НБУ Ан

Поделиться
Об успехах, количестве и качестве — Анатолий Васильевич, для начала задам традиционный для круглых дат вопрос: как НБУ оценивает результаты деятельности отечественной банковской системы за годы ее существования?..

Об успехах, количестве и качестве

— Анатолий Васильевич, для начала задам традиционный для круглых дат вопрос: как НБУ оценивает результаты деятельности отечественной банковской системы за годы ее существования? Заодно расскажите, как идут дела в нынешнем году.

— В формате интервью обо всем не расскажешь, поэтому остановлюсь лишь на принципиальных моментах. В первую очередь хотелось бы акцентировать внимание на том, что за сравнительно короткий период практически с нуля у нас создан активный и конкурентный банковский сектор, роль которого в экономике постоянно растет. О повышении значимости банковской системы в развитии реального сектора экономики наглядно свидетельствует увеличение доли практически всех основных показателей деятельности банков в ВВП. Приведу лишь некоторые из них. Так, по сравнению с началом 2000 года доля активов в ВВП увеличилась с 22 до 60%, обязательств — с 18 до 53%, регулятивного капитала с 3 до 7,4%.

За этот период регулятивный капитал банков вырос в 6,2 раза, обязательства — 7,5 раза, активы — 7 раз, кредитный портфель — почти в 9 раз. Повышается доверие граждан к банковской системе. За последние годы объем депозитов населения увеличился с 4% ВВП в 2000 году до 20% в первом полугодии 2006-го.

За последние шесть лет среднегодовой темп увеличения кредитования реальной экономики составлял 51%, то есть почти в семь раз превышал среднегодовой темп ее роста. В первом полугодии нынешнего года кредитные операции достигли почти половины ВВП нашего государства. Для сравнения, в 2000 году этот показатель был в 3,5 раза ниже.

К безусловным успехам необходимо отнести, например, создание высококлассной, одной из лучших среди мировых аналогов системы межбанковских электронных платежей. У нас организовано и налажено собственное производство высококачественных денежных знаков, осуществлен переход к международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности, создан Фонд гарантирования вкладов физических лиц.

Ну и, конечно же, среди важнейших достижений — успешное проведение денежной реформы в Украине (кстати, 2 сентября ей исполнится уже десять лет). Не будет преувеличением сказать, что это стало эпохальным событием на пути исторического возрождения и развития Украины как государства, равнозначным по важности принятию Конституции Украины.

— Вы перечислили целый ряд, надо признать, достаточно впечатляющих цифр. Но не скрывается ли за внушительными валовыми показателями проблема их надлежащего качества.

— Проблема качества была и будет актуальной всегда. Причем для любой, даже самой совершенной банковской системы. Но мне не придется грешить против истины, утверждая, что отечественный банковский сектор развивается по всем канонам, обязательным для банковских систем ведущих европейских стран. Не вдаваясь в анализ сложных качественных критериев, скажу, что об этом свидетельствует хотя бы резко возросший интерес зарубежных инвесторов к украинским банкам. С начала 2006 года сумма иностранного капитала в зарегистрированном уставном капитале банков увеличилась на 42%, а его доля достигла 22% (тогда как на начало 2005-го она составляла лишь 10%). После завершения некоторых крупных покупок этот показатель еще возрастет.

— Плюсы и минусы этой тенденции активно обсуждаются уже не первый год. Как НБУ относится к этому явлению?

— При всех известных существующих «но» Национальный банк в целом приветствует и поддерживает этот процесс. Хотя бы потому, что он свидетельствует о позитивной оценке иностранными инвесторами экономического развития Украины в целом и ее банковского сектора в частности. При этом никто не будет отрицать, что этот капитал в основной своей массе идет в нашу страну на долгие годы. Мы удовлетворены тем, что приходят банки с отличной, солидной репутацией, которые сохраняют и развивают направленность работы приобретенного банка, его инфраструктуру.

Проверенная и доказанная многими годами деятельности надежность этих структур будет служить дополнительной гарантией сохранности сбережений граждан и повысит доверие наших соотечественников к банковской системе в целом.

— За январь—июль текущего года темпы наращивания кредитования юрлиц (21,9%) почти в три раза отставали от темпов увеличения кредитования населения (59,4%). Получается, что банковская система сейчас отдает явное предпочтение потребительскому сектору, где ставки значительно выше, вместо того чтобы инвестировать в производство. Таким образом, предпринимательский сектор лишается надежд на дальнейшее снижение ставок кредитования. А поскольку потребление стимулируется больше, нежели производство, это провоцирует дополнительную инфляцию…

— Во-первых, тенденция к более активному кредитованию потребительского сектора носит во многом объективный характер, поскольку продолжительный период эта сфера банковского бизнеса в нашей стране явно отставала в развитии. Ведь известно, что в развитых государствах потребительские кредиты в банковских портфелях имеют больший удельный вес, нежели предпринимательские. Произошедшее в последние годы резкое увеличение доходов населения не могло не спровоцировать потребительский бум, поскольку многие импортные товары длительного пользования стали более доступными (в том числе еще и за счет произошедшей номинальной ревальвации гривни). В Украине значительно расширился класс платежеспособных заемщиков, что является положительным процессом. Кроме того, это позволило банкирам осознать перспективность и привлекательность этого сегмента, что подтверждает и мировой опыт. Так почему бы его не осваивать? Если сегодня этого не сделают наши банки, завтра эту нишу займут уже рвущиеся сюда иностранные игроки.

Во-вторых, кредитование предпринимательского сектора тоже неплохо наращивается, и в последнее месяцы его темпы заметно ускорились. За январь-июль с.г. объемы долгосрочных (на срок свыше одного года) кредитов субъектам хозяйственной деятельности увеличились почти на четверть (24,7%), в 4,5 раза опередив темпы роста реального ВВП.

Доля всех видов долгосрочных кредитов в банковских портфелях увеличилась с 55% в начале года до 57,6% — на 1 августа. Это сказывается на усредненных значениях процентных ставок, которые не идут вниз столь быстро, как хотелось бы.

И, наконец, в-третьих, даже при растущем спросе на займы кредитные ставки все равно снижаются. К примеру, среднемесячная ставка по кредитам в национальной валюте с начала года уменьшилась на 1,7 процентного пункта (с 16,4 до 14,7%) и только за последние два месяца — на 1 п.п. Медленнее, но тоже снижаются и валютные кредитные ставки. Немалая заслуга в этом принадлежит НБУ, который на фоне растущего спроса на займы вовремя дал соответствующие сигналы и увеличил доступность денежных ресурсов, снизив ставки и резервные требования для банков.

В то же время Нацбанк не является ресурсопоставляющим банком, как того хотелось бы некоторым банкирам, требовавшим предоставления им долгосрочных (до десяти лет) кредитов рефинансирования под процент, ниже учетной ставки НБУ. Есть объективный показатель стоимости денег в экономике, который не должен быть ниже уровня инфляции, иначе денежная эмиссия превращается в примитивное печатание денег. Тем, кто забыл, чем чреваты подобные подходы, хотелось бы напомнить печальный опыт первой половины 90-х годов.

О перспективах экономики и валютного курса

— Коль уж разговор пошел о проблемах всей экономики, то расскажите, как НБУ оценивает ее состояние и перспективы в нынешнем году?

— У нас есть весомые основания для положительных оценок нынешней экономической динамки. Мы удовлетворены наблюдающимся повышением темпов экономического роста, быстрым наращиванием потребительского спроса, возобновлением инвестиционной активности. Растут прямые иностранные инвестиции. Улучшилась ситуация на мировых рынках металла, что позволяет предположить ускорение роста экспортно-ориентированных отраслей. Кроме того, предусматривается улучшение деловых ожиданий вследствие стабилизации политической ситуации в Украине, что тоже даст положительный вклад в экономику.

Инфляция находится на приемлемом уровне: индекс потребительских цен, как известно, вырос с начала года лишь на 3,8%, а в годовом измерении инфляция составляет 7,4%. И это — при произошедшем значительном повышении тарифов на административно регулируемые услуги и в условиях, мягко говоря, очень непростой политической ситуации. В целом мы ожидаем, что по итогам года инфляция не превысит 10%. Акцентирую внимание на том, что в значительной степени этому способствует проведенная в прошлом году ревальвация гривни, дезинфляционный эффект которой проявляется до сих пор.

Понятно, что существуют определенные риски. В первую очередь, они связаны с неопределенностью цен на газ, с дальнейшим увеличением тарифов на услуги жилищно-коммунального сектора, с мировыми тенденциями роста цен на энергоносители. Однако Национальный банк будет использовать все свои инструменты и возможности для обеспечения стабильности национальной денежной единицы.

— Кстати, о курсовой стабильности. Что будет с обменным курсом гривни в перспективе до конца этого года? Не создает ли возможное дальнейшее ухудшение внешнеторгового баланса угрозы ее девальвации?— Прежде всего отмечу, что сегодня в Украине отсутствуют фундаментальные макроэкономические причины, которые могли бы обусловить существенное изменение текущего курса. Обменный курс национальной валюты все больше формируется под воздействием рыночных сил. И этот тезис можно подтвердить такими двумя факторами. Во-первых, уменьшается частота и объемы присутствия НБУ на валютном рынке. Во-вторых, колебания обменного курса удерживаются в пределах коридора менее 1% от его официального уровня. Что касается наличной гривни, то сегодня ее курс к доллару США практически идентичен межбанковскому и официальному, что является наглядным примером улучшения рыночных ожиданий.

Теперь об ухудшении внешнеторгового баланса. Хочу напомнить, что для большинства развивающихся экономик начальная финансовая стабилизация в период перехода к рыночным отношениям и либерализации внешней торговли предполагала стабильность денежной единицы и происходила при условии временного положительного сальдо текущего счета. Однако после перехода к устойчивому экономическому росту сальдо текущего счета оказывалось, как правило, отрицательным.

Такая ситуация характерна для стран Восточной Европы на переходном этапе: большинство из них от начала 90-х годов и до настоящего времени дня имеют стабильно отрицательное сальдо текущего счета. Это объясняется тем, что политика указанных государств нацелена на структурную перестройку экономики, обновление производства, повышение производительности труда, что призвано в дальнейшем усилить конкурентоспособность их экономик на мировой арене и улучшить состояние внешнеторгового баланса. Кроме того, практически во всех этих странах отрицательное торговое сальдо компенсировалось настолько массированным притоком внешних инвестиций, что их денежные единицы испытывали, наоборот, серьезнейшее ревальвационное давление.

К слову, даже в самой могущественной экономике мира — Соединенных Штатов — уже который год наблюдается отрицательное сальдо текущего счета. В прошлом году оно составило минус 805 млрд. долл.

В нынешних реалиях для нашей экономики чрезвычайно актуально техническое переоснащение производственных мощностей, в первую очередь для внедрения энергосберегающих технологий. Это невозможно осуществить без импорта новых технологий и оборудования. Понятно, что это временно ухудшит текущий счет. Но, с другой стороны, это будет способствовать повышению эффективности производства, экономическому росту и в долгосрочной перспективе позитивно повлияет на внешнеторговый баланс.

Достаточно значительные объемы прямых иностранных инвестиций (даже без учета сделок по покупке ряда украинских банков и приватизации «Криворожстали»), средне- и долгосрочных частных заимствований поступают в Украину уже сейчас, чем компенсируется отрицательное сальдо текущего счета. Есть основания полагать, что в дальнейшем эта тенденция только усилится.

В данном контексте первоочередным заданием Украины в сфере внешнеэкономической деятельности является создание у международного сообщества положительного имиджа страны как надежного торгового и финансового партнера.

Попытки же выравнивания внешнеторгового баланса за счет изменения курса национальной валюты могут привести к макроэкономической дестабилизации, ухудшению международных кредитных рейтингов.

Конечно, здесь речь идет только об основных акцентах и целях во внешнеэкономической политике. Что вовсе не исключает одновременной реализации мер по наращиванию экспорта, сокращению потребительского импорта и смещению структуры импорта в сторону инвестиционных товаров.

И наконец, о будущей курсовой динамике. Она будет определяться как качеством бюджетной политики правительства (речь идет о необходимости соблюдения бюджетного дефицита на низком уровне), так и структурной политикой правительства, его способностью улучшить инвестиционный климат в стране, стимулировать технологическое перевооружение производства, ускорить развитие фондового и страхового рынков, системы негосударственных пенсионных фондов. В этом контексте монетарная политика и ее курсовая составляющая могут поддержать соответствующие инициативы, создавая благоприятные условия для их реализации. Но никак не компенсировать плохое их качество.

И о других проблемах

— Еще в конце прошлого года Нацбанк заявлял, что его беспокоят низкие, по сравнению с темпами наращивания активных операций, темпы увеличения капитализации банков. Как сейчас складывается ситуация?

— Действительно, в 2005 году темпы прироста капитала заметно уступали скорости наращивания активно-пассивных операций банков. И это нас беспокоило. С начала нынешнего года темпы прироста регулятивного капитала в основном адекватны темпам прироста активов. За семь месяцев 2006-го он увеличился на 21%, активы и обязательства — на 22%. То есть существенного (кардинального) отставания сейчас нет.

И хотя проблему надлежащего роста банковского капитала с повестки дня никто не снимал, важнее всего то, что на сегодняшний день все банки выдерживают установленные экономические нормативы, в том числе и по капитализации.

— В последнее время широкий общественный резонанс вызвали увеличивающиеся диспропорции между пассивами и активами банков по срокам привлечения и размещения…

— К сожалению, данные банковской отчетности 2006 года свидетельствуют об усилении тенденции к увеличению разрывов между активами и пассивами банков по срокам погашения. Поэтому сейчас мы отрабатываем вопрос введения норматива долгосрочной ликвидности. Следует отметить, что в случае положительного решения он не будет вводиться сразу, чего многие опасаются. Банкам будет предоставлен некоторый срок для его выполнения.

Но выполнять придется. Есть золотое правило банкира — активы и пассивы должны максимально совпадать по срокам привлечения и размещения. А всяческие заявления об «исключительности» украинского опыта звучат смехотворно. В истории есть много примеров, когда подобные «феномены» приводили к весьма плачевным итогам.

— А остаются ли в силе оказавшиеся столь непопулярными у банковской общественности намерения Нацбанка ограничить валютное кредитование?

— Как бы ни были непопулярны подобные намерения, их реализация необходима. Поскольку поддерживаемая в последние годы относительная стабильность курса гривни создала иллюзию ее незыблемости в будущем. Наиболее значительные по объему валютные займы физлиц — ипотечные — берутся на долгие годы. И хотя мы предполагаем, что в средне- и долгосрочной перспективе будут преобладать основания для ревальвации гривни, нет и не может быть 100-процентных гарантий, что за все эти годы не произойдет существенной девальвации курса. Что, по понятным причинам, может быть сопряжено с серьезнейшими проблемами как для заемщиков, так и для самих банков.

С другой стороны, мы осознаем, насколько чувствительным для экономики и банковской системы может оказаться любая неосторожная попытка урегулировать эту проблему. Поэтому поиск путей для ее решения продолжается.

— Какие еще ключевые проблемы банковской системы вы бы выделили?

— Как и во все времена, ключевая задача — это обеспечение надлежащей надежности и прозрачности банковской системы, поскольку она напрямую связана с защитой прав и интересов вкладчиков, которых с каждым годом среди наших соотечественников становится все больше. С этой целью для усовершенствования госрегулирования деятельности банков в июле был принят указ президента «О мерах по усилению защиты прав граждан, которые являются вкладчиками банков, и других клиентов банков и обеспечению стабильности в банковской системе».

Во исполнение этого указа Национальный банк разработал и утвердил перечень собственных мероприятий, сроками выполнения которых определены сентябрь—декабрь текущего года.

В частности, предусматривается разработка программы взаимодействия НБУ с Генпрокуратурой Украины, МВД, СБУ, Государственным комитетом финансового мониторинга, ГНАУ для своевременного выявления операций, осуществленных с нарушением законодательства в банковской сфере.

На рассмотрение парламента подаются законопроекты об изменении порядка регистрации банков; расширении источников формирования средств Фонда гарантирования вкладов физлиц за счет части прибыли НБУ, предоставлении Национальному банку права вводить мораторий на осуществление отдельных видов банковских операций в случае возникновения угрозы стабильной работе банковской системы.

Также законодательные инициативы будут нацелены на создание условий для выявления реальных собственников банков, усовершенствования их внешнего аудита, усиления защиты прав кредиторов и обеспечения надлежащей ответственности заемщиков за непогашение кредитов.

Кроме того, НБУ будет добиваться решения проблем с получением полностью достоверной информации о деятельности некоторых банков, проблем недостаточного уровня корпоративного управления и слабости систем внутреннего контроля и риск-менеджмента во многих банках.

Мы последовательно работаем над усовершенствованием процедур мониторинга деятельности банков на основе системы раннего реагирования, над внедрением систем стресс-тестирования, надзора на основе оценки рисков.

Не снимается с повестки дня и вопрос низкой концентрации капитала банковской системы. Именно поэтому подготовлен законопроект, с принятием которого будут повышены требования к минимальному капиталу банков, а также обязательным станет условие создания банков в форме открытых акционерных обществ.

Надеемся, что у высшего законодательного органа хватит политической воли, чтобы принять все эти законодательные инициативы, поскольку их реализация сегодня уже стала крайне актуальной для обеспечения надлежащего развития и стабильности банковской системы.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме