Коммерческий «АвтоЗАЗбанк» зарегистрирован 29 мая 1991 г. Председателем совета банка был избран С. Кравчун, являвшийся в то время генеральным директором Запорожского автозавода, председателем правления - В.Попова, прежде работавшая заместителем управляющего отделения «Проминвестбанка». В конце 1993 г. «АвтоЗАЗбанк» был перерегистрирован в акционерное общество открытого типа. В результате пяти эмиссий уставный капитал банка составил 200 млрд. карбованцев.
По истечении пяти лет «АвтоЗАЗбанк» имеет 15633 вкладчика и 13300 акционеров из числа физических и юридических лиц. Контрольный пакет принадлежит Запорожскому автозаводу, руководители которого имеют девять мест в совете банка при двух вакансиях.
За пять месяцев с начала этого года прибыль банка составила свыше 100 млрд. карбованцев. Согласно рейтингу Ассоциации украинских банков, по состоянию на 1 апреля «АвтоЗАЗбанк» находится в первой тридцатке банков Украины.
В начале года по инициативе правления банка было принято решение о шестой эмиссии акций в объеме 100 млрд. карбованцев. С момента регистрации шестой эмиссии в юридическом департаменте Министерства финансов Украины банк реализовал акций на сумму 44,7 млрд. крб. 10 июня прокуратура Запорожской области выдала предписание о приостановке подписки на акции шестой эмиссии «АвтоЗАЗбанка».
К сожалению, в данном случае практически нет никаких оснований ожидать разрешения противоречий на основе компромисса, не говоря уже о надежде на то, что конфликт угаснет сам по себе. Его возникновение было неизбежным, если угодно - запрограммированным самой идеей основания этого банка.
Пять лет назад руководство автомобильного завода, выступив инициатором создания «АвтоЗАЗбанка», видело его будущее в жесткой привязке к предприятию. Об этом, в частности, свидетельствует и «социалистический принцип» подписки на акции первой эмиссии. По загодя составленным спискам акционерами в первую очередь становились работники автозавода. Права покупки акций были лишены даже служащие банка, не говоря уже о посторонних. Правда, со временем столь жесткие правила были упразднены, акции последующих эмиссий появились в открытой продаже. «АвтоЗАЗбанк» перерегистрировался в открытое акционерное общество, однако изначальный принцип оставался неизменным: банк должен находиться в подчинении исключительно «АвтоЗАЗа».
Даже неискушенному в финансовых вопросах человеку было очевидно: такая стратегия таит для банка весьма серьезную опасность. Замкнутость финансового учреждения на одном предприятии автоматически приведет к его краху в случае возникновения проблем у «промышленной крыши».
Первые тревожные звонки для Запорожского автозавода прозвучали в 1994 году: производство автомобилей стало снижаться. Спустя полтора года завод окончательно «слег» - из-за дефицита оборотных средств конвейер был остановлен. В сложившейся ситуации банк вынужден был искать пути спасения от грозящего банкротства, поэтому его правление приняло решение об очередной, шестой эмиссии. Предполагалось, что ее объем составит половину суммы предыдущих пяти. Для автозавода, испытывающего острейший дефицит средств, это означало утрату контроля над банком. Такой поворот событий новое руководство завода (в марте этого года С.Кравчуна на посту генерального директора и президента правления АО «АвтоЗАЗ» сменил А.Сотников) сочло неприемлемым. Стоит учесть, что именно «АвтоЗАЗбанку» отводится роль оператора инвестиций, переговоры о которых интенсивно ведутся уже на протяжении нескольких месяцев. И речь идет о суммах, которые, по оценке специалистов, в страну доселе не поступали.
Нынешний председатель совета «АвтоЗАЗбанка», президент правления АО «АвтоЗАЗ» Александр Сотников первопричину возникновения конфликта между предприятием и банком видит в том, что правлением банка были определены беспрецедентно низкие дивиденды за первый квартал этого года, размер которых составил всего 5 процентов. Подписание его предшественником решения о шестой эмиссии Александр Николаевич объясняет тем, что в то время С.Кравчуну было не до управления банком, чем и воспользовалась председатель правления В.Попова. В интервью местной газете Сотников заявил, что «акции шестой эмиссии были выкуплены работниками банка и юридическими лицами, поддерживающими его нынешнее руководство», тем самым были ущемлены права большинства акционеров. Обвинений в недоработках в свой адрес А.Сотников не приемлет, считая, что с его приходом в апреле совет банка начал работать действительно по-настоящему. Будущее «АвтоЗАЗбанка» он видит с новым председателем правления, заверяя клиентов в том, что «возникшие недоразумения никоим образом не повлияют на финансовое состояние банка».
Вполне естественно, что в сложившейся ситуации у председателя правления «АвтоЗАЗбанка» Веры Поповой мнение совершенно противоположное.
- Точка отсчета конфликта, - считает Вера Тимофеевна, - приходится на 21 марта сего года, когда состоялось годовое собрание акционеров. Сотников на нем не присутствовал, и вопрос о переизбрании председателя совета банка тогда не рассматривался. Однако на следующий день состоялось заседание совета банка, которое освободило Степана Кравчуна от должности председателя, избрав на нее Александра Сотникова. Таким образом, формально банк имеет двух председателей совета. В течение этого года за счет покупных кредитов «АвтоЗАЗбанк» рассчитывается за санационный кредит завода, полученный от государства, имея от этого прямые убытки. В связи с невозвратом заводом кредитов потеря балансовой прибыли банком достигла около 80 млрд. карбованцев. На днях мы отправили в адрес завода претензию, сумма которой составляет 71 млрд. карбованцев. В течение месяца она подлежит удовлетворению. В противном случае банк вынужден будет объявить «АвтоЗАЗ» банкротом.
Необходимость шестой эмиссии В.Попова связывает с требованиями Нацбанка по наращиванию суммы уставного капитала. Если к концу года он не увеличится до 370 млрд. карбованцев, то банк утратит право работы с генеральной лицензией, сузив количество выполняемых финансовых операций. Переориентация курса на большую открытость (согласно закону любое физическое или юридическое лицо вправе владеть акциями на сумму, не превышающую 35% доли в уставном капитале банка) идет вразрез с планами автозавода, доля которого (а значит, и право управления банком) размывается с приходом новых, более мощных акционеров.
Упреки же в том, что правление банка хотело сорвать куш, по словам В.Поповой, безосновательны. Подписка на акции шестой эмиссии была открытой, покупателями 44-процентного пакета стали 6 юридических и около 3 тысяч физических лиц, среди которых как действующие, так и новые акционеры.
- Решение прокуратуры о приостановке подписки на акции обосновывается тем, что шестая эмиссия ущемила интересы акционеров, - комментирует инцидент Вера Тимофеевна. - Это в корне неверно. Вот если банку придется возвращать суммы, за которые приобретались акции, права акционеров действительно будут ущемлены, поскольку дивидендов им получить не удастся. К сожалению, решение прокуратуры базируется лишь на одном документе - протоколе от 15 января, зафиксировавшем в рабочем порядке вопрос об открытии шестой эмиссии. Но почему-то не принято во внимание положительное решение совета банка 30 января и, наконец, утверждение его на собрании акционеров 21 марта.
Очевидно, точку над «і» должна поставить специальная комиссия Национального банка Украины, которая работает в Запорожье по инициативе «АвтоЗАЗбанка» и Ассоциации украинских банков. Противоборствующие же стороны солидарны лишь в одном - история эта грязная. И сомневаться в этом, увы, не приходится. Как заявила председатель правления «АвтоЗАЗбанка» В.Попова, представители учреждений, не имеющих прямого отношения ни к производству, ни к финансам, недвузначно дали понять: в случае дальнейшего упрямства нет никаких гарантий безопасности ни для нее, ни для ее семьи. Смысл предупреждения Вере Тимофеевне понятен больше, чем кому-либо: без малого полтора года назад от рук преступников, требовавших выкупа, погиб ее четырнадцатилетний сын...