Когда страны готовятся к вступлению в Европейский союз (а сейчас это стало модным), они обрекают себя на продолжительные переговоры с Европейской комиссией, склонной следовать одной и той же базовой политике. Комиссия вынуждает их принять законы ЕС вплоть до мельчайших деталей, заявляя, что иначе они не могут присоединиться к союзу. Но податели заявления на членство в ЕС зачастую просят для себя исключений в более дорогих или сложных, с политической точки зрения, вопросах, чтобы уже через некоторое время после присоединения к ЕС привести их в соответствие…
Однако в случае с монетарным союзом все не так. Шесть стран, Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словения, которые начали детальные переговоры с ЕС еще в прошлом году и которые надеются присоединиться к ЕС в 2003-м или чуть позже, готовы принять евро при первой же возможности. Они заявили об этом Комиссии, как только на переговорах 30 сентября был затронут этот вопрос. Комиссия же постаралась охладить их пыл. В прошлом месяце в своем ежегодном обзоре процесса расширения она заявила, что «попытки принятия евро на столь раннем этапе» могут оказаться «довольно разрушительными».
Комиссия обеспокоена тем, что критерий для вступления в регион евро, установленный в 1991 году Маастрихтским договором, негативно скажется в относительно бедных странах-кандидатах на гибкости, необходимой для перестройки и реструктуризации их экономик. Согласно установленным правилам, каждая страна-кандидат после присоединения к ЕС также должна выдержать испытательный срок, длящийся по крайней мере два года, в течение которого ее национальная валюта остается привязанной (довольно свободно) к евро.
На практике большинство кандидатов рассматривает этот критерий как небольшую плату за стабильность валютного курса и низкий уровень процентной ставки, которые будут достигнуты после полного вступления в монетарный союз. Они делают цель вступления в регион евро своим основным приоритетом, нравится это Комиссии или нет. Некоторые даже думают, что им удастся обойтись и без двухлетнего испытательного срока в период между присоединением к ЕС и принятием евро (если только Комиссия позволит им это).
Особенно критикует это условие Словения. Она считает, что те страны, которые смогли достигнуть стабильности обменного курса до своего присоединения к ЕС, должны иметь определенные преимущества. Если этот аргумент будет принят во внимание, то Эстония также выиграет. Все необходимые показатели говорят о том, что это балтийское государство уже на полпути к вступлению в регион евро. Его валюта - крона - привязана к немецкой марке с помощью валютного совета еще с 1992 года.
В Польше некоторые экономисты высказываются за присоединение к евро в одностороннем порядке даже до присоединения к ЕС посредством замены национальных банкнот еще не выпущенными банкнотами евро, купленными за счет валютных резервов. Яцек Ростовски, советник министра финансов, рассматривает этот путь как возможность для Польши снизить уровень процентной ставки и приспособиться к возможному увеличению притока иностранного капитала без инфляционного давления с одной стороны или завышенного валютного курса, который может нанести ущерб конкурентоспособности страны, - с другой.
На практике Еврокомиссия будет, вероятно, придерживаться установленных правил, и всем странам-кандидатам придется пройти испытательный срок. Если допустить, что они присоединятся к ЕС в 2003-05 годах, то первые из них смогут принять евро только в 2005-07-м. Дания, Греция и Швеция, три из четырех стран ЕС, которые еще не являются членами региона евро, к тому времени также, вероятно, станут его членами.
Подборка подготовлена
по материалам журнала
The Economist. Перевод
с английского Агентства гуманитарных технологий