Летний отдых — "ОТПУСКаем"!

19 июля, 15:36 Распечатать Выпуск №28, 20 июля-26 июля

Как подготовить ребенка к самостоятельной поездке.

Depositphotos

Долгожданное лето: время солнца, путешествий и каникул. Так хочется отпустить тормоза, просто весело катиться с горки на велосипеде, ловя запах теплого ветра. Чтоб, как в детстве…

"Вы хотите, чтоб мы вас не нашли?" — грозно вопрошает на пляже отец двух девочек десяти-двенадцати лет. "Вот посмотришь, пойдешь в школу, там тебе мало не покажется", — стращает внука бабушка. "Сиди дома, ничему новому тебя друзья не научат!" — приказывает мама подростку, у которого в одном ухе наушник. Родители хотят воспитать успешных детей, однако при этом забирают у них уверенность в своих возможностях, не позволяют им рисковать и ошибаться, набивать собственные шишки, становиться самостоятельными. Но страх никогда не ведет к развитию. Так или иначе, наступает время, когда нам приходится впервые отпустить ребенка в самостоятельную поездку — в летний лагерь, санаторий, путешествие. Как и когда это лучше сделать, чтобы отдых пошел ребенку на пользу, а родители оставались спокойны.

Начните со школьного лагеря, затем найдите лагерь недалеко от города, и когда точно будете уверены, что адаптация прошла успешно, самостоятельность развита и навыки общения сформированы, тогда смело можно отпускать и подальше — в другой город и даже страну.

Тест на самостоятельность:

А) У вашего ребенка есть обязанности по дому?

Б) Он сам заботится о себе без напоминания и "волшебных пенделей" (гигиена, смена белья и одежды, мытье обуви)? 

В) Вашему чаду интересно находить ответы на непонятные вопросы, он коммуникабелен?

В случае "ДА" на все три вопроса, ваш ребенок готов к самостоятельной поездке.

Однажды я наблюдала, как отец (профессиональный тренер) учил восьмилетнего сына плавать. Мальчик плакал, боялся заходить в воду, всячески сопротивлялся. Все папины уговоры не увенчались успехом. Затем ребенок на лето поехал в лагерь. 

И какое же было удивление родителя после, когда он увидел, как сын прыгает в бассейн и резво его переплывает. Конечно, отец поинтересовался, как же ему удалось научиться плавать. На что мальчик ответил: "Папа, Мише семь лет и он умеет плавать! А мне восемь, вот и я научился. И мне совсем не страшно!". 

Общение со сверстниками мотивирует, обучает и воспитывает. Важно только контролировать окружение.

Очень важно определить психологическую готовность ребенка к самостоятельной поездке. Она состоит из трех составляющих: когнитивная (познания), мотивационная (хочу!) и поведенческая (нормы и правила поведения). Это касается и готовности к школе, браку, материнству/отцовству, профессии и других жизненных обстоятельств.

Толик был очень послушным мальчиком, мама не могла нарадоваться своим 12-летним сыном. В школе хорошо учился, поведение всегда отличное — "золотой ребенок"… Путевка в лагерь стала доказательством отличной учебы пятиклассника. Но через три дня мама приехала забрать сына из лагеря… 

Отношения со сверстниками не сложились. Мотивация была, нормы поведения отличные, а знания, умения и навыки общения не сформированы. Казалось бы, взаимодействия в школе и на улице со сверстниками будет достаточно для формирования опыта общения. Однако важным отличием нахождения в летнем лагере является маленькая деталь: за спиной нет родителей, которые прибегут и разрешат все конфликты. Рассчитывать приходится только на себя. Это проверка на умение адаптироваться к новым условиям жизни и общения. Учиться нам помогают ассоциации, метод проб и ошибок и … другие люди. 

Попробуйте смоделировать условия и обстановку, схожие с теми, где ребенок планирует отдыхать. Конечно, полностью воспроизвести все возможные ситуации не получится, да и смысла нет. И все же моделирование ситуаций снимет элемент напряжения. 

Развивайте у ребенка креативность. Именно творческое мышление позволит в сегодняшнем хаотичном информационном мире почувствовать себя успешным, полезным и как следствие счастливым. Именно креативная личность, которая способна мыслить нестандартно, создавать что-то новое и генерировать идеи, ведущие к новым необычным решениям проблем или ситуаций, выживет в мире будущего. 

Обязательно применяйте в своей речи и общении с ребенком утвердительный посыл: "У тебя все получится!" Как-то нейрофизиолог, академик РАН Наталья Бехтерева задалась вопросом, почему в блокадном Ленинграде она ходила голодная, в жуткий мороз учиться в институт? Ведь ее никто не заставлял (ее родителей посадили), она фактически выросла в детском доме. Потому что мама еще маленькой Наташе постоянно говорила: "Ты дочь великих ученых, и ты будешь учиться в институте и станешь ученым". И она стала им! Поскольку мама ее на это "запрограммировала". И сколько открытий она потом сделала. 

Обязательно научите ребенка (если он уже достаточно взрослый, чтобы воспринять это), как можно большему количеству стратегий выхода из конфликтной ситуации.Всего таких стратегий пять: конкуренция, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество. Некорректно говорить, что, только научившись сотрудничеству, человека ждет в жизни успех. 

Так, например, конкуренция или соперничество заключается в навязывании противоположной стороне лучшего решения для себя. Такой стиль поведения может использовать человек, обладающий сильной волей, авторитетом, властью. Компромисс как стратегию выхода из конфликта, необходимо применять в случае, когда стороны хотят достичь согласия, урегулировать отношения. Стратегия избегания обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон, и нет необходимости отстаивать свои права. Стратегия приспособления заключается в том, что стороны действуют совместно, отстаивая при этом свои интересы, с целью сглаживания конфликтной ситуации и восстановления стабильной рабочей обстановки. Сотрудничество как путь решения конфликта — это действия направленные на поиск решения, удовлетворяющего обе стороны, совместное обсуждение разногласий.

Теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, определите, какая стратегия присуща вашему ребенку. 

Предлагаю для начала поэкспериментировать над собой с помощью упражнения "Яблоко и червячок", а затем предложить поиграть в эту игру ребенку.

Сядьте удобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, ароматное яблоко, которое висит на ветке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг к вам подползает червяк и говорит: "Сейчас я буду тебя есть! Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

Итак, соотнесите ваш ответ с приблизительными вариантами и определите свой доминирующий (привычный) способ выхода из конфликтных ситуаций: 

"Сейчас как упаду на тебя и раздавлю" — соревнование (конкуренция).

"Вон посмотри, какая там красивая груша" — избегание.

"Ну хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам" — компромисс.

"Такая, видно, у меня доля тяжкая" — приспособление.

"Посмотри, на земле уже есть упавшие яблоки, ешь их, они тоже вкусные" — сотрудничество.

В математике кратчайшее расстояние между двумя точками — прямая. В общении прямая — это достижение предметной цели. На период лета предметной целью для наших детей является сформировать навык общения, качественно отдохнуть, получить заряд бодрости, новый опыт, развить смелость, решительность и умение работать в команде. Все остальное: каллиграфия, таблица умножения, техника чтения и знание различия между равнобедренным и равносторонним треугольником тоже пригодятся, но потом! Сначала человек становится личностью, а затем хорошим специалистом. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 17 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно